Игорь Шварц. Вот такая история...

 Возвращаясь из Японии, я думал: «Хорошо было бы  посетить  соседний  Китай, до которого отсюда  рукой подать.  У этих двух стран   такие разные судьбы и,  одинаково  ошеломляющие результаты.
 Через год    в составе  группы туристических агентов компании  « Офир турс», я опять     поднялся на борт « Боинга…».

 Снова  быстрый   полет до Стамбула, пересадка , а потом  ночь полета над Индийским океаном.Уже второй раз она проходит   на редкость легко и, быстро.
 В Шанхайском  аэропорту нас встретила  миловидная  китаянка ,  с европейским  Рита.
 И всё… завертелось, закружилось до  той поры, пока  серебристая стрела со скоростью зоо километров в час ,     не  примчала  нас  через неделю  в Шанхайский аэропорт.  Опять ночь полета, пересадка в Турции и, посадка  в  Израиле. Теперь   я уже дома и могу  спокойно рассказать  обо всём, поделиться
  своими впечатлениями.
- Почему в последнее время так сильно возрос интерес к Азии  и , конкректно к Китаю? - спрашиваю у Игоря  Шварца ,  ведущего гида компании « Офир турс».

-Это же понятно!  Китай- великая страна! Населения-  миллиард и миллионы...
Человечество обязано Китаю    открытием в прошлом  пороха, бумаги, плуга,  шёлка ,а сегодня – многими техническими  инновациами,- на лице Игоря  появляется  улыбка.
 Точь в точь , как на лице   той  женщины, фотографию которой  мы увидели  на стенде в историческом музее?
 И не только улыбку , но и  разрез глаз, форма лица , его цвет?
- Похож?- спросил тогда  Игорь ,обьясняя  удивленным  коллегам, что эта    крестьянка  из  одной и той же местности , откуда и его…  бабушка- китаянка. А дедушка из другого района Китая. До войны они перебрались в Советский Союз, жили в Казахстане.
… А дальше началась вот такая  история , которой могли бы позавидовать  Ромео и Джульетта ...
 В Алма- Ату приезжает военный переводчик- мой будущий отец по фамилии       Шварц. Ленинградец, интеллигентный еврейский юноша . И  случайная встреча с  девушкой  мусульманкой – китаянкой?  Но она   изменило  всю его жизнь!
-Белый , да еще еврей?- встали на дыбы в семье девушки.
Мои будущие родители уехали в тогдашний Ленинград , а я родился через десять лет. Только тогда мои китайские бабушка и дедушка  смирились,  скрепя сердцем. Приняли меня , как своего внука, но с одним условием , что я буду носить китайскую фамилию.
… Как зачарованные мы слушали рассказ нашего гида.  Наш корабль плыл по реке,   на  набережной возвышался   , сверкая разноцветьем фантастическим  ожерельем, шанхайский Матхэтен.  Своей  современностью он  намного превзошел своего американского собрата, став городом будущего.
 Всё было , как  в феерическом сне:  корабль красный, набережная- прекрасная и , наш гид Игорь , который вдруг  наполовину стал  китайцем?
- А что было дальше?-  не терпится нам узнать.
 - Всё очень просто!  У китайской  бабушки и дедушки я гостил, но меня  больше растили  родители моего отца.  Вы же знаете , что поздний и единственый внук для еврейской бабушки и   еврейского дедушки- это букет счастья.  В их доме , я словно купался в масле, полюбил  гефилте- фиш, чимес, винегрет под шубой.   
 А   еврейские анекдоты,  тонкий юмор, необычно теплую семейную атмосферу- всё это я получал на бабушкиной кухоньке.
... Наши глаза   лучились то ли от ярких береговых огней, то ли от этого рассказа.
 Мы уже причаливали   к берегу, белые волны всё также убегали за кормой. Вокруг

 было царство необыкновенной  красоты ,а мы   слушали дальше    рассказ Игоря.
- Куда  может пойти еврейский ребенок, отец которого , закончил институт иностранных языков? Туда  же!  Языкознание- это же наука! Увлекся ей, защитил  кандидатскую диссертацию. Паралельно с научной работой , как языковед, стал работать гидом с иностранными группами.  Тогда  я и  не думая, что    моё   увлечение станет моей основной профессией в Израиле.
Вокруг нас на палубе сновали  китайские туристы, с недоумением посматривая  на  непрывычную группу туристов. Ну , не каждый день сюда приезжают белые , во главе которых их собрат? Как ни говори, но Игорь, во многом похож на них , если  к нему внимательно   присмотреться. Только глаза- чёрные, глубокие, еврейские глаза.
 Заканчивался первый вечер в Шанхае, в туристическом автобусе мы ехали по его освещённым улицам. Когда осталось совсем  немного , Игорь предложил нам пройти до нашего отеля         , в котором мы остановились.
 С золотым куполом , он чем-то напоминал Иерусалим.  Ярко освещенный, многолюдный , в этот вечер   24- миллионный Шанхай стал больше ещё на двадцать израильских туристов.Мы шли вдоль набережной, мимо  небоскребов- великанов с красными знаменами. Восхищало все!

- Когда я  приехал сюда впервые, ничего этого не было ,- говорит Игорь.
- А что было?
- Полчище крыс! Меньше чем за двадцать лет всё изменилось под Шанхайским небом.
 В этих словах я почувствовал гордость  за Шанхай и Китай в целом , частичкой которой чувствует себя и Игорь Шварц.
Но своим родным домом он считает  Израиль. И об этом прямо говорит.
В этом доме его ждут жена,    фамилию которой  он и взял. Музыкант по профессии , она гармонично подходит к нему -  ученому- филологу  в прежней жизни, путешественнику, ведущему гиду « Офир Турс»- в нынешней.
  … Я хотел о многом  поговорить с Игорем, но  Шанхай уже накрыла блестящая ночь, а завтра нас ожидал подьем в шесть утра.
 Что я еще не спросил ? О его  семье!
- Моя дочь очень похожа на свою бабушку- китаянку, но  мягким сердцем больше на еврейскую бабушку. Сын- копия мамы. Обычные израильские дети: шумные, интресующиеся всем.
- И китайским языком?
 - И китайским языком…

 


Рецензии