Я никуда не спешу, или Вспомнил молодость!

Когда количество написанных мною заметок, репортажей, стихов и фельетонов перешло в качество, я решил стать журналистом. Так я попал в город Киселёвск Кемеровской области, в городскую газету с экзотическим названием «В бой за уголь!» Город показался мне каким-то мрачным, особенно зимой. После ослепительно белых алтайских снегов в шахтерском городе снег был пепельно-серыми. Серыми казались мне и жилые дома. Побывал в шахтах, на угольных разрезах. Узнал некоторые интересные легенды.

Примерно в 1770 году переселенцы из Центральной России Афонин, Черкасов и Киселёв основали первые поселения на территории современного города. По их фамилиям названы три деревни: Афонино, Черкасово и Киселёвка. Срубили деревянные дома. Выкопали погреба, поставили сараи. Косили сено, заготавливали дрова на зиму. Народ поселился работящий. Вот только Киселев дров заготовил меньше всех, всю зиму топил печи, и еще остались. Приступили мужики к нему с расспросами. Он и сознался. Когда копал погреб, то недалеко от поверхности земли наткнулся на каменный уголь. Попробовал им топить – отлично получилось! Деревня Киселёвка и дала название будущему городу – Киселёвск!

Смекнули мужики, что к чему! Нашли близ села Афонино место, где  уголь вышел на поверхность, и стали добывать себе на отопление. В 1836 году инженер-капитан Н. Соколовский исследовал химические и металлургические свойства афонинского угля. А в 1842 году написал статью в «Горном журнале» о возможности его использования на железоделательных заводах. В 1850 году в Афонино началась незначительная добыча угля из мелких штолен для нужд Томского железоделательного завода.15 октября 1917 года из первого открытого угольного разреза выданы 752 пуда угля. Этот день считается днём рождения Киселёвского рудника.

Когда в 1961 году я появился в городе, в нем было двенадцать шахт и два разреза. Вдоль и поперек его пронизывали железнодорожные пути. Центральная магистраль разрезала город надвое. По обе стороны ее  были  конечные остановки автобусов. Выскочив из одного автобуса, пассажиры бежали к другому не через переезд, а напрямую, через пути. Поезда здесь мчат на полной скорости. Звенит громкий колокол, мигают красные фонари. Автоматика перекрывает переезд. Если не успел перебежать через пути из-за того, что перед самым носом промчался поезд,  – жди потом следующего автобуса! Поэтому мы старались проскочить.

А однажды выхожу я из автобуса и вижу, что на магистральных путях стоит длиннющий состав. Не беда, пролезу под вагонами. Около рельсов люди почему-то останавливаются. Подошел – и мороз по коже. На рельсах лежало перерезанное пополам тело женщины. Голова и туловище находились на путях, а ноги – снаружи на насыпи. Один туфель даже отлетел. Я представил, как спешила она к автобусу. Хотела проскользнуть перед мчащимся локомотивом. Но, видимо, поскользнулась.  Потому и лежит лицом вверх.

Я  узнал ее. Она работала в санэпидстанции и всегда боялась опоздать. Выйдя из автобуса, она быстрым шагом или даже бегом устремлялась через железную дорогу. А там в это время из другого автобуса выходили пассажиры. Она забегала почти всегда первой, а уж потом и остальные подтягивались. 

Вот тогда я и сказал себе: я никуда не спешу! Никуда не спешу! Много раз пропускал состав, хотя казалось, что мог спокойно пересечь пути. Но шел степенно, ждал, пока он промчится, тогда только переходил на другую сторону. Автобус иногда уже газовал, можно было еще успеть на него. А я говорил: я не к этому иду, а к следующему! Потом никогда не бегал к автобусам:  я – к следующему!

Киселёвск имеет сложную планировку, исторически сложившуюся по принципу «Шахта — посёлок», и состоит из восьми обособленных территориальных районов. Но это сформировалось позднее. Для этого некоторые частные строения приходилось сносить, так как под ними  уже  проходили горные выработки. Не очень-то спешили хозяева переселяться в многоэтажные дома. Задерживались с переездом, рискуя провалиться вместе с домом. Рассказывали, что один такой упрямец долго не хотел покидать дом. А однажды поднял крышку погреба, а вместо картошки – черная дыра. И далеко внизу горит электрическая лампочка. Досиделся, что земля под домом уже начала расступаться!

Шестьдесят лет прошло, но помню я город своей молодости. И перерезанный надвое труп все так же перед глазами. Такое не забудешь! Встретил недавно на сайте «Проза.ру» земляка из Киселёвска. Спросил его и о редакции, и о шахтах и разрезах. Он оказался немногословным, я только и понял, что в городе все изменилось до неузнаваемости. И события происходят нешуточные. Пришлось мне обратиться к интернету и там поискать свежие сведения.

 Сегодня в Киселёвске не осталось ни одной работающей шахты. В черте города ведут работы 9 разрезов добычи угля открытым способом. Действуют   две обогатительные фабрики. Мне не надо рассказывать, какая атмосфера стоит сейчас над городом. Я это знаю по жизненному опыту.

До поступления на работу в Киселевскую газету я в Зыряновске Восточно-Казахстанской области вечерами ходил в местную редакцию и учился в школе рабочих корреспондентов. Посменно работал на РОР – руднике открытых работ. Мы, буровики, ударно-канатным станком пробуривали определенной глубины скважины. Взрывники закладывали в них динамит. После взрыва горные породы разрыхлялись, и экскаваторы грузили руду в автосамосвалы.

Когда я летел на самолете над Зыряновском, в иллюминатор видел, как над городом висела туча. А остальное небо было без облаков. Это стоял смог от взрывов породы. То же самое обязательно происходит и при добыче каменного угля. Не сомневаюсь, что от девяти разрезов смог над Киселевском обязательно есть и что он не менее вреден для здоровья людей. 

Как написал мне земляк, общественность не устраивает такое положение. Она бьет тревогу и требует улучшения экологии города. Есть планы восстановления добычи угля на участках некоторых закрытых шахт. Разрабатывается целый план мероприятий.
 
В городе продолжает работать знакомый мне завод «Гормаш». Частные инвесторы построили новый современный завод «Объединённые машиностроительные технологии».  Работают: завод «Знамя» по изготовлению взрывчатки для горных предприятий, Афонинский кирпичный завод, фабрика «Кондитер», колбасная фабрика «Рено», мебельная фабрика «Киселёвскмебель», молочный завод «Сибирская Милёна».
 
Старейшая в городе газета «В бой за уголь», в которой я начинал работать журналистом, прекратила своё существование в январе 2015 года. Из средств массовой информации действуют муниципальная телерадиокомпания «Киселёвск», газеты «Телевизионный вестник», «Городок», «Киселёвские вести». Редактор газеты «В бой за уголь» Николай Константинович Агеев вышел на пенсию и из города уехал. Я тоже давно на пенсии и по-прежнему никуда не спешу, придерживаюсь раз и навсегда заведенному правилу.
 
 


Рецензии
Прочитала Вашу миниатюру, Василий. Оказалось, что Киселёвск копия города Кызыла, в котором мы с мужем прожили 30 лет. Кызыл стоит на огромных залежах угля, котельные города и печи в частном секторе отапливаются углём,который добывают открытым способом взрывами. Зимой белого снега не увидишь, всё вокруг черным-черно. Муж работал на разрезе 16 лет и тяжело заболел.Переехали в Сосновоборск Красноярского края 10 лет назад. От болезни не осталось у мужа и следа.Жму на зелёную.Творческих Вам успехов. С уважением. Галина.

Галина Гостева   05.10.2023 16:17     Заявить о нарушении
Доброго дня, Галина!
Таких городков много, рядом с которыми работают угольные или другие разрезы. Я жил и работал в Зыряновске, там рудник открытых работ на свинцово-цинковую руду. Многие там заболевают силикозом. Я сразу потерял аппетит и впал в уныние. При первой же возможности уволился и выехал из этих мест. Аппетит и оптимизм вернулись моментально. Но до сих пор мучает желудок, хотя до язвы (Тпфу!), слава Богу, не дошло. Над такими городками смог стоит как туча всегда.
Спасибо за прочтение и отзыв!
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   05.10.2023 16:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.