Тайны энергетиков Урала

  Этой статьей я начну так называемую трилогию, объединённой одной версией, которая возвращает читателей к трагедии, произошедшей зимой 1959 году в горах Северного Урала. Напомню, что тогда пропали девять туристов под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. В полутора километрах от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не ясно, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель. Подойду к случившемуся несколько необычно, расскажу о проблемах энергетики Урала в историческом аспекте, вот эти проблемы и подведут нас к уяснению сути проблемы.

  Начнем по порядку с ТЭЦ-1, она в Челябинске, и настолько крута, что вы не узнаете из официальных источников, какими мощностями и оборудованием обеспечивала промышленность Урала электроэнергией вплоть до 1958 года, есть только данные по выработке тепла. Хотя там же можно прочесть, что она была пущена 18 января 1942 года, а с марта 1945 года установленная мощность станции достигла 250 МВт, и станция стала второй на Урале по мощности и одной из самых крупных в стране. Какие-то заморочки! Но не все так печально, благодаря внучки работника этой станции Ольги удалось узнать, что Челябинская ТЭЦ-1 вошла в строй за счет эвакуированных Зуевской ГРЭС (в 40 км восточнее Донецка), Фрунзенской ТЭЦ Мосэнерго, Сталиногорской ГРЭС (Новомосковск под Тулой) и Шахтинской  ГРЭС им. Артема (Ростовская обл.). Возникает вопрос, зачем надо было эвакуировать столько электрооборудования и вырабатывать только тепло? На всякий случай объясню разницу между ТЭЦ и ГРЭС, первая вырабатывает и тепловую, и электрическую энергию, а вторая – только электроэнергию. В обоих случаях речь идет о тепловых электростанциях, различия между которыми существенны, но не принципиальны. А если только тепло, то это уже не станция, а котельная. Еще один интересный нюанс, это топливо – газ. Промышленное использование природного газа началось на Урале только в середине 60-х годов, когда был построен газопровод «Бухара – Урал», соответственно ранее использовался газогенераторный газ, а с ним связаны некоторые сложности и загадочные факты, о которых историки молчат, а любители «атмосферного электричества» рассказывают всякие небылицы и в доказательство приводят старые фото, где совершенно нет следов дыма из высоких труб газогенераторных станций, причем по всему миру, но это все в позапрошлом столетии. Оставим огонь без дыма на другую статью, а пока вернемся к электротоку. В газете "Правда" за 15 декабря 1942 года в статье А Кривицкого "Строительство Челябинской теплоцентрали" – речь идет о замене 50-ти Мега Ваттной турбины, значит ток был, но почему молчат об этом сейчас официальные источники? И вот что я накопал, в декабре 1929 года Шахтинская ГРЭС, та самая что эвакуировали в Челябинск, была ведена в эксплуатацию и стала первой на Северном Кавказе и второй в СССР (после Штеровской ГРЭС) электростанцией, работающей на антрацитовом штыбе в пылевидном состоянии.

А теперь ВНИМАНИЕ!!!

  «В ставе ГРЭС водилась большая рыба: белый амур, сазаны, толстолобики и селёдка. Близко к станции рыбачить не разрешали. Уже тогда были любители полазить и пофоткать, прямо как мы. Если охрана станции замечала фотоаппарат, то плёнку отбирали и засвечивали. (Уж не отсутствие дыма из труб на кадрах засвечивали? К примеру, знаменитая Каширская ГРЭСС стратегически была куда важнее, но её фото были символом эпохи. И это еще не все…)  Подплывать к станции тоже было нельзя. Там дежурили сотрудники НКВД в форме, с оружием и собаками - объект считался стратегически важным и близко к нему не подпускали. (Упс…, везде ведомственная военизированная охрана, а тут вдруг спецслужба! Какой это был отдел и чем занимался расскажу в другой статье.) Вокруг был ров, который в народе называли "горячка", потому что вода в нём не замерзала. Эта была вода, которую сбрасывала ГРЭС после охлаждения ею котлов. Вода остывала и через шлюзы попадала в нижний став, откуда делался забор для охлаждения котлов. Когда продували турбины ГРЭС, стоял сильный шум. Этот вой слышался на много километров в округе».

  Вернемся к Ольге и послушаем её: «Мой прадед, Питерский инженер приехал в Харьков ещё в послереволюционные годы. Его дочь, (моя бабушка) - закончившая там школу и техникум говорила и на украинском, и на русском, а в быту – суржик.
В войну предприятия Донбасса переезжали на Урал вместе с коллективами. Так, на нашей ЧТЭЦ-1 образованной из Шахтинской, Зуевской и Сталинской электростанций - персонал был почти сплошь с украинскими фамилиями и на суржике на станции говорили примерно до середины семидесятых».
  То, что специалисты были хохлами нет ничего удивительного. Как упоминалось ранее, загадочная Шахтинская ГРЭСС была сооружена по принципу Штеровской ГРЭС, которая стала в те годы кузницею кадров. В цехах электростанции проходили подготовку сотни специалистов. Основанный в 1929 г. Энергетический техникум стал известным в Украине среди учебных заведений с филиалами - вечерними отделениями на Штеровской, Луганской и Змиевской ГРЭС. На его стационарном и вечернем отделениях обучалось свыше 1000 человек. Вот эти специалисты, владевшие суржиком, и направлялись на все энергетические объекты страны. И опять загадка, две, казалось бы, одинаковые станции, но на одной молодые специалисты посещают цеха для обучения, а другая охраняется как тюрьма строгого режима. Но удивляет и еще то, что в Челябинске эти специалисты продолжали гутарить на суржике! Ну не говорят хохлы в России на украинском, да у себя не часто, знаю по себе, родился и рос в поселке где в основном жили переселенцы с Украины, многие не по своей воли. У всех была родня на родине и представьте - ни разу не слышал ни мову, ни суржик, если переселенцы их ещё знали, то их дети, мои ровесники – нет! У них это как сельское наречие. Осталась только хохлятское «Г», но я и сам узнал, что существует русское «Г» выехав в другое место. А тут интеллигенция - энергетики, а они тем более суржиком не пользуются, а раз пришлось его использовать - была команда, чтобы местные не догадывались какое электричество привезли. Кстати, «атмосферное электричество» в газогенераторах позапрошлого века загадочным образом нагревало дрова так, что от них оставался только пепел, а газ шел на очистку и дальше. Не это ли тепло «согрело» дятловцев так, что они выскочили как ошпаренные? И вот еще, вспоминая УД читаем: «труп находится в снегу, находился под пластом твёрдого фирнового снега».
Фирн (от др.-в.-нем. firni — прошлогодний, старый) — плотно слежавшийся, зернистый и частично перекристаллизованный, обычно многолетний снег, точнее — промежуточная стадия между снегом и глетчерным льдом. Плотность такой ледяной породы, состоящей из связанных между собой ледяных зёрен, лежит в пределах от 0,45 г/см; до 0,8 г/см;.
Другими словами, - на месте происшествия обнаружен труп под толщей многолетнего старого снега, а не результат ли это пресловутого «атмосферного электричества»?
Или еще загадка из УД, «Поблизости в радиусе ("в радиусе" вставлено - прим. сост.) на расстоянии 70 метров нет ни одного дерева». Т.е. склон перед кедром был чистым, а потом сразу зарос, да так, что и кедра не стало видно, не из-за постоянного воздействия того же «атмосферного электричества» он не зарастал?

Но продолжим разбираться с электростанциями.

Что имеется в официальных источниках:

          1941–1945 годы
  От дефицита мощностей к стабильной работе энергосистемы во имя Победы

 К 1941 году, началу Великой Отечественной войны, уральская энергосистема «Уралэнерго» была достаточно надежной, укомплектованной кадрами и обеспечивала нужды населения и промышленности. Однако начавшиеся летом на европейской территории страны боевые действия и лавинная эвакуация промышленности на Восток вызвали необходимость быстрого наращивания энергетических мощностей для нужд обороны.
 В то время на территории Урала было размещено более 600 эвакуированных предприятий.
 С первых дней войны на Южный Урал стало поступать значительное количество демонтированного и вывезенного с запада страны подстанционного и линейного оборудования: трансформаторы, масляные выключатели, панели защит и измерительных приборов, разъединители, приводы, изоляторы. Быстрый и существенный приток дополнительного электротехнического оборудования позволил всем сетевым предприятиям Челябинской энергосистемы построить в кратчайшие сроки дополнительные подстанции и ЛЭП и тем самым обеспечить увеличивающуюся потребность электроснабжения как южноуральских, так и эвакуированных предприятий.
(!!!! Заметьте, никаких турбин и тем более котлов! Их транспортировка затруднена из-за размеров и возможности повреждения. Незначительное повреждение котла опасно его взрывом при работе, а турбины –  разрушением.)

А какие мощности уже имелись?

  Среднеуральская ГРЭС

5 января 1936 года был пущен первый турбогенератор Среднеуральской ГРЭС, мощностью 50 МВт. В 1937 году была пущена вторая турбина, а в 1939 году — введен в действие третий турбоагрегат. (в сумме 150 МВт.) - СУГРЭС снабжал электроэнергией «Уралвагонзавод» — на нём были изготовлены треть всех танков, построенных в СССР в годы войны.

  Красногорская ТЭЦ

В начале 1941 года установленная мощность ТЭЦ выросла до 50 МВт, были запущены два новых турбогенератора. Для нужд ТЭЦ была построена Волковская плотина и водохранилище близ села Волкова. Красногорская ТЭЦ единственная в городе обеспечивало электричеством все заводы города, ощущалась нехватка электроэнергии.

    Теперь что на карте:

 Егоршинской ГРЭС

К 1941 году электростанция имела установленную мощность 24 МВт. В годы Великой Отечественной войны в связи с возросшей потребностью в электричестве была реконструирована, увеличив мощность на 20%.

 Кизеловская ГРЭС

Уже в 1933 г. после пуска очередного нового агрегата мощность станции достигла 78 МВт.

 Челябинская ГРЭС

(Это не та таинственная ТЭЦ-1, она по другому адресу). К 1936 году установленная мощность станции достигла 150 МВт.

 В сумме, пока без загадочной ЧТЭЦ-1, на неё официальных данных по мощности нет, это где-то 460, но не как заявленные: «1935 г. Мощность уральских электростанций достигала 568 МВт (вдвое превышала намеченную планом!!!)»
И опять же, их строили для собственных нужд, но не как для эвакуированных предприятий.
 Кстати, довоенный Днепрогэс, обеспечивавший электричеством те самые заводы на западе, которые эвакуировали на Урал, таки и выдавал мощность всех уральских станций 560МВт, как их то восполнить? Выходит, что уральские энергетики умудрились выдать для своей и эвакуированной промышленности свыше тысячи Мегаватт, но как? На что же рассчитывал Лаврентий Павлович эвакуируя промышленность на Урал?
 Если порыть глубже, то можно обнаружить что-то типа Порожскаой ГЭС — малая ГЭС на реке Большая Сатка в Саткинском районе Челябинской области, у посёлка Пороги — 1,36 МВт, но такие мощности погоды не делают и никуда их не передают, они остаются местного потребления.

Можно вспомнить еще и про электроэнергию "на рельсах ".
 «Для решения возникшей задачи было предложено использование энергопоездов в качестве передвижных электростанций. Первые из таких поездов были спроектированы и созданы ещё в 1934 году. Они стали аналогом небольших передвижных электростанций, в которых функцию парогенераторов выполняли паровозы, распространённые в то время. Занимались построением энергопоездов энергетики ПКБ «Мосэнерго». Турбинный агрегат и конденсатор к ней собирались на отдельных ЖД-платформах; РЭУ со щитом управления, жилые и бытовые помещения размещались в двух крытых вагонах. Обычно мощность устанавливаемых генераторов составляла от 500 до 1500 кВт. В начале 1943 года на Фрунзенской ТЭЦ создаётся цех энергопоездов, где монтируются 4 поезда. Первый из них был готов 15 февраля 1943 года. Поезд был отправлен в Сталинград, располагая 750 кВт силовой установкой, снятой с Ярославской городской электростанции. Второй энергопоезд был укомплектован турбогенератором, мощностью уже в 1500 кВт, заимствованном с Калужской городской электростанции. Затем после Сталинграда энергопоезда стали обслуживать и другие города СССР. Если вдруг возникала необходимость в увеличении мощности, а паровоз не справлялся, то могли построить для этих целей отдельную котельную. К 1946 году потребность в таких составах стала столь велика, что в стране создаётся Государственный трест передвижных электростанций, предоставлявший энергопоезда по всему Советскому Союзу».
 Последняя фраза говорит лишь об увеличившимся дефиците электроэнергии в послевоенное время, паровозы, как и местные малые ГЭС глобальных проблем решить не могли. Страна кроме послевоенного восстановления осваивала атомные технологии и другие энергоёмкие новшества.
 
 Хрущевская оттепель для энергетиков была не лучше, Саяно-Шушенская ГЭС только в планах, мирный атом еще промышленного тока не дает, какие же энергетические ресурсы позволили Никите Сергеевиче показать всему миру «Кузькину мать»? Не секрет, что именно на Урале в основном был сосредоточен промышленный оборонный комплекс.

 Ах да, чуть не забыл про № 25. Чусовская (Пермская, куда после похода и во время учебы (!!!) собирался Игорь Дятлов) грэс – об этом объекте я вообще ничего не нашел!


Рецензии