Колчан с луком и стрелами ради защиты...

Заметное место в экспозиции работ черкесского художника-модельера Юрия Сташа, представленной в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в Майкопе, занимают необычные костюмы героев Адыгского Нартского эпоса и яркие разноцветные одеяния амазонок. Похожие на первый взгляд на средневековую кольчугу, все они по-своему отражают исторические вехи развития адыгского народа и наглядно передают особенности военного снаряжения былых времен. Создавались они Мастером с учетом многих деталей, без которых они могли показаться не правдоподобными. Щиты, украшенные родовыми знаками, национальными орнаментами и смысловыми символами, стилизованные копья и холодное оружие, а также, обязательно, небольшие кожаные колчаны с луком и стрелами….
Сегодня трудно уже представить адыгского воина с архаичными луком и стрелами. Их давно уже заменило холодное и огнестрельное оружие. Да и по своему внешнему виду они не сильно отличаются от метательного орудия других народов мира. А между тем у адыгов было свое сакральное отношение к этому древнейшему виду охотничьего и военного снаряжения. Есть свидетельства XVII-го века, что лук и стрелы оставлялись наряду с мечами в святилище на деревьях в лесу, и ни один вор или разбойник не осмеливался прикоснуться к ним из-за благоговения к этому святому месту. В то время черкесы ловко владели стрельбой из лука, да и сами мастерски умели изготовлять для себя стрелы, даже верхом на лошади. С остриями или закаленными наконечниками, те могли пролетать на очень большее расстояния.
В XVIII-м веке стрелы стали для черкесов популярным товаром в торговле с татарами и ногайцами. Они были двух сортов: дорогостоящие стрелы с перьями птицы гуджуген (от 3 до 4 пиастров за гросс) и стрелы второго сорта с перьями ворон и других хищных птиц (60 пара за гросс). Лук и колчан со стрелами оставались в обиходе у адыгов до середины XIX-го века. Так, выезжая на лошади при полном параде наносить визиты к своим соседям, черкесские князья брали их непременно с собой, при этом стрелы у них были украшены белыми перьями из хвостового оперения орла, а дворяне и простолюдины не имели права на это под угрозой строгого наказания.
Подобно тому, как колчан с луком и стрелами указывали на социальное различие у адыгов, у тюркских народов они символизировали власть, где лук выражал старшинство власти, а стрела – подчиненность. Для других народов лук со стрелами являлись знаком плодородия и потомства.
Веками лук со стрелами оставались для адыгов основным средством военного боя на расстоянии. Между тем, исследователи установили по сохранившимся экземплярам, что у них было метательное оружие как больших размеров и носилось в кожаном колчане за спиной, так и малых размеров, хранившееся в плоском футляре из кожи и висевшее сбоку. При этом если первое обладало большой дальностью стрельбы и использовалось, в основном, пешими воинами для нападения, то второе применялось в конном бою и при близком контакте с противником ради защиты.
Юрий Сташ, известный своей философией толерантности, украсил костюмы нартов и одеяния амазонок колчанами с луком и стрелами именно малых размеров. Возможно, в его творчестве эта существенная деталь военного снаряжения носит всего лишь декоративный характер. Однако выбранный им размер колчана свидетельствует о том, что их предназначение заключалось в защите их владельца в конном бою и при близком контакте с противником - ради защиты, а не для нападения. Что еще раз подтверждает тот факт, что черкесы хоть и были воинственным народом, но они, прежде всего, защищали свои родные земли, свой род, свою семью и близких им людей.

Юбилею Юрия Сташа посвящается…


Рецензии