5. Татьяна Филипповна Андропова Лебедева

12 ноября 1982 года первой леди в СССР становится жена Юрия Андропова Татьяна Филипповна Андропова (Лебедева), которая пробыла на этом почетном месте всего 15 месяцев. 9 февраля 1984 года ее муж скончался.
Юрий Андропов посвятил жене вот такие стихи:

Писал и думал, дорогая,
Что в пятьдесят, как в двадцать пять.
Хоть голова почти седая,
Пишу стихи тебе опять.

И пусть смеются над поэтом,
И пусть завидуют вдвойне
За то, что я пишу сонеты
Своей, а не чужой жене.
 
Обоим нам светило счастье,
Обоих нас трясла беда,
Мы были в вёдро и ненастье
Друзьями верными всегда.

Это стихотворение Юрий Андропов посвятил своей жене в 70-летнем возрасте и не молодой красотке, а женщине моложе его всего на три года.

Я тогда подумала, что, наконец-то, я нашла среди жен генсеков счастливую женщину, которую муж любил и пронес эту любовь через всю жизнь. Но опять, в этом плане, меня постигла неудача. Не была Татьяна Филипповна счастливой.

О ранних годах и родителях Татьяны Лебедевой нет почти никакой информации. Известно лишь, что она окончила педучилище, еще и курсы для комсомольских работников и решила посвятить себя работе в комсомоле. В 1940 году молодого комсорга отправили в Карелию. Там девушка и встретилась с 26-летним Юрием Андроповым, первым секретарем республиканской ЦК ЛКСМ.

Человек, которого полюбила Таня Лебедева, уже состоял в браке и имел к тому времени двоих детей. Однако жена с детьми были далеко – в Ярославле. Когда Юрия Владимировича назначили на новую должность, его жена не поехала с ним в Карелию. Спустя несколько месяцев после знакомства Юрий Андропов написал жене, что полюбил другую женщину. Предложил развестись – Нина Ивановна не стала настаивать на сохранении семьи. В начале войны влюбленные регистрируют брак и в том же 1941 году в семье рождается сын Игорь, а еще через пять лет – дочь Ирина.

Биография самого Юрия Андропова одна из самых запутанных среди всех членов Политбюро. По официальным данным, он родился в 1914 году в семье рабочего-железнодорожника Владимира Андропова и его жены Евгении Карловны Флекенштейн, преподавательницы музыки в женской гимназии. В своей краткой биографии Андропов писал, что мама была приемной воспитанницей в доме богатых евреев и получила от них фамилию. Но есть немало документальных подтверждений, что Евгения Карловна была настоящей дочерью зажиточного московского ювелира Карла Францевича Флекенштейна. После смерти мужа Евгения Карловна вновь выходит замуж и Юрий получает фамилию отчима – Андропов.

Юрий Андропов закончил Рыбинский речной техникум. В 1946—1951 годах учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС заочно и одновременно на историко-филологическом факультете Карело-финского государственного университета в Петрозаводске, но ему пришлось бросить занятия из-за переезда в Москву.

Трудовую деятельность будущий глава КГБ начинал простым рабочим на телеграфе, затем был помощником киномеханика, комсоргом на Рыбинской судоверфи и за какие-то два года прошел длинный путь до первого секретаря Ярославского обкома комсомольской организации.

Вопросы, на которые ответы разные. В годы Великой Отечественной войны Юрий Владимирович не воевал, но проводил работу по организации партизанских отрядов, подпольных райкомов и групп. В мае 1943 года он был награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

Между тем бывший руководитель Юрия Андропова первый секретарь Карельского областного комитета ВКП(б) Геннадий Куприянов в своей рукописи «Партизанская война на Севере» писал о том, что будущий председатель КГБ не пошел на фронт вовсе не потому, что был занят партийной работой или организацией партизанского движения. По словам Куприянова, Андропов был карьеристом и «хроническим трусом». При любом удобном случае Юрий Владимирович жаловался на больные почки. Даже наличие маленького ребенка, как утверждал Куприянов, Андропов использовал как повод для отказа отправить его в подполье или партизанский отряд.

Наверняка некоторым покажется странным тот факт, что, пока вся страна воевала, Юрий Андропов, что называется, налаживал свою личную жизнь. Такое положение вещей считал неправильным и секретарь ЦК Компартии по кадрам А. С. Варламов, слова которого приведены в книге Юрия Васильева «Юрий Андропов. На пути к власти». Варламов говорил о том, что он не понимает, почему «молодой и здоровый парень околачивается в тылах». По мнению Варламова, работников в комитете комсомола в тот период хватало и без Юрия Владимировича.

После окончания войны Юрия Андропова назначают вторым секретарем республиканского ЦК. В 1951 году – переводят в Москву. С 1954 по 1957 Андропов работает послом в Венгрии.

С 1967 по 1982 год он занимал должность Председателя КГБ. В августе 1968 года он оказал влияние на принятие решения о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В конце 1979 года был одним из инициаторов ввода советских войск в Афганистан. После смерти Л. И. Брежнева, 12 ноября 1982 года на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Андропов был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС.

В 1984 году американский журнал «Тайм» объявил Андропова «человеком года». А на его похороны прилетели Буш-старший и Тэтчер. Путин, став президентом, немедленно распорядился установить на здании ФСБ мемориальную доску в память о председателе КГБ, под началом которого работал.

Досье Изюмова: «Лишь по прошествии многих лет стали возникать проклятые вопросы. Как мог заурядный болтун Горбачёв (именно Горбачева и поддерживал Андропов) достичь высшей власти в стране, чтобы её потом предать и отдать врагам на растерзание? Как самая устойчивая в мире экономика, обеспечивавшая всем гражданам СССР незыблемую уверенность в завтрашнем дне, вдруг покатилась вниз? Как грамотный, политически подкованный народ вручил свою судьбу проходимцам и мошенникам, состоящим в услужении у тех, кого всегда знал как подлых и жестоких противников? Вот уже третий десяток лет эти вопросы не дают спать миллионам и миллионам».

Но пора вернуться к первой леди – Татьяне Филипповне. Поначалу все складывается прекрасно. За Юрием ей тепло и комфортно. И на фронте его не убили, как других мужей. Не герой? Так не всем быть героями. Но жизнь вдруг делает опасный кульбит.

С 1954 по 1957 годы Андропов работает советским послом в Венгрии. Жена и дети находятся в чужой стране рядом с ним. Здесь их и застали кровавые события 1956 года. В нищей стране, совсем недавно бывшей союзницей гитлеровской Германии, из-за неумелых действий правительства вновь создались условия для роста массового фашистского движения. Результат – стихийное ультраправое восстание.

Фашистско-хортистские отморозки не уступали гитлеровским карателям в плане жестокости и творимых зверствах. Они жгли венгерских коммунистов, затаптывали их до смерти ногами, выкалывали глаза, переламывали им руки и ноги. Захватив будапештский горком партии, мятежники повесили полковника Лайоша Сабо за ноги на стальном тросе и замучили до смерти. Тысячи людей в те дни стали жертвами террора тех, кого ныне именуют «представителями демократических сил».

Татьяна Филипповна стала невольной свидетельницей фанатизма и жестокости восставших. Из окна советского посольства она наблюдала, как повстанцы зверски расправляются с местными коммунистами и работниками госбезопасности.

Увиденное настолько потрясло Татьяну Филипповну, что она не смогла оправиться от шока до конца своей жизни. Из-за пережитого у нее развилось психическое расстройство. С этих пор на открытых пространствах и при больших скоплениях людей ее охватывал панический ужас.

Жена Андропова боялась выходить из дома на улицу, боялась толпы, чужих людей и больших помещений. Позднее, когда Андропов стал руководителем Комитета госбезопасности и также генсеком, он никогда не приглашал соратников к себе и не выводил жену на различные кремлевские приемы. Татьяна Филипповна тихо жила в квартире, которая располагалась на Кутузовском проспекте, при этом она продолжала лечиться у психиатров.

После смерти мужа мир для Татьяны Андроповой окончательно сузился до пределов квартиры. Она никогда ничего не просила для себя, не жила на широкую ногу. Ее не стало в 1991 году. Похоронена на Троекуровском кладбище Москвы, позже рядом с ней похоронили сына и внучку.


Рецензии