Наполеон и генерал Мороз

     С неожиданной точки зрения описывает Пржецлавский О.А. (польско-русский публицист, мемуарист, издатель «Петербургского еженедельника» («Tygodnik Petersburgski»), официальной газеты Царства Польского, выходившей в Санкт-Петербурге в 1829 — 1858 годах) взаимоотношения Наполеона и «генерала Мороза» в 1812 году. У других авторов никаких ссылок или каких-либо упоминаний об указанных Пржецлавским фактах я не встречал, но тем не менее: а почему бы и нет? Почему этого не могло быть? Казнокрадство (в той или иной форме) всегда и везде было одним из основных источников формирования частной собственности.
[С.Б.]


     Правители Западного края, избранные самим Наполеоном, обманывали и обкрадывали его бессовестно. Главным правителем края был в Вильне дюк де Бассано; под его начальством Гродненскою губернией управлял генерал Шансенон. Оба они усердно набивали свои карманы и более ни о чём не заботились, оставлял армию на произвол судьбы, то есть на произвол грабежа и мародёрства. Так, например, по заготовлению быков для армии. Эта операция большею частию совершалась на бумаге, а казённые деньги, отпускаемые на закупку фиктивных быков, разделялись интендантами с поставщиками-жидами. Всему городу Вильне известен следующий факт. В виленских цейхгаузах хранились заготовленные заранее 600 000 штук бараньих полушубков, столько же пар тёплых рукавиц и кенег* для армии на зимнее время. Когда же в центре России солдаты буквально замерзали, то полушубков, рукавиц и кенег уже не было: они, в виду всего города, были проданы жидам. После этого неудивительно, что генерал Мороз имел такое решительное влияние на исход кампании.
* Кеньги – высокие кожаные, меховые или валяные галоши, надевавшиеся поверх сапог.
(Пржецлавский О.А. «Воспоминания» // «Поляки в Петербурге в первой половине XIX века», «Новое литературное обозрение», М., 2010 г., стр. 52)


Рецензии