Родословная

Тема происхождения всегда меня живо интересовала. Если с отцовской линией всё более-менее понятно, то линия матери — «Terra incognitа». И виной тому в большой степени мамина скрытность. Она не любила тему родословной и сразу  старалась перевести разговор в иную плоскость, как только об этом заходила речь. Оно и понятно, кому было бы приятно говорить о том, что ты дочь «врага народа»? И только в последние годы жизни мама кое-что рассказала нам о своей семье.
Родословная отца мне известна, так как он проследил историю своего крестьянского рода  и подробно написал о предках. Особенностью отца было то, что он много читал. Старался записать всё, что знал о своих предках. Владел в совершенстве польским языком. В книге его мемуаров «Пока мы живы...» подробно описано происхождение отца. Он происходит из полесского белорусского рода, хотя его фамилия — «Лукашевич» — свидетельствует о польских корнях.
Мне мало что известно о родителях мужа. Они умерли давно. Были фронтовиками, прошедшими всю войну... Свёкор мой был артиллеристом, разведчиком, политруком, он — кадровый офицер, который был с тридцать пятого года в армии. Мать мужа, моя свекровь, была на фронте операционной медсестрой.
Отец мужа родом из Ставропольского края.  Он рано осиротел и воспитывался вместе со старшим братом Иваном в детском доме.
Мы мало что знаем о его происхождении. Вскоре после нашей свадьбы, а это было давным-давно, мне приснился сон, в котором свёкор  рассказал, что его предками были выходцы из Швеции, которые попали в Россию вместе с войсками Карла Великого.
Я рассказала о странном сне мужу и благополучно забыла о нём...
Мать мужа происходит из крестьян Гомельской области. Мне посчастливилось пообщаться с бабушкой мужа по линии матери — Меланьей Васильевной Лапицкой... Умная волевая женщина, большая труженица и прекрасная хозяйка.  Я виделась с ней только однажды, но тёплое и сильное впечатление от этой встречи осталось на всю оставшуюся жизнь. Она поражала врождённым умом и деловитостью, силой воли и мужеством. Прожила трудную долгую жизнь. Умерла, когда ей было далеко за девяносто, сохранив до последних дней жизни работоспособность и светлую голову...
Моя мать происходит из рода потомственных тульских священников...
После окончания лесного техникума была направлена на работу в Белоруссию, на Брестчину, в Телеханский лесхоз. Отец её был репрессирован в 1937 году, обвинён в антисоветской деятельности, так как он писал стихотворения не только религиозные, но и направленные против коллективизации, против советской власти. Получил по суду приговор: десять лет. Сослан был в Ферганскую долину, в лагерь, где и умер. Могила его нам неизвестна.
Как-то летом приехал мой младший сын Артём со своей семьёй из США в отпуск. Зашёл разговор о нашей родословной. Я почему-то была уверена в том, что в нашем роду были евреи. Почему? Да потому, что моя бабушка по отцу — Лукашевич Ирэна Абрамовна... согласитесь, что имя и отчество наводят на определённые мысли... Её девичья фамилия — Лукашевич — совпадает с фамилией по мужу.
Когда я спрашивала у отца о национальности его матери, он уверенно отвечал: белоруска. Я же в этом сильно сомневалась... Отец с раздражением мне доказывал, что его мать была православной, глубоко верующей, что евреи не допускали никогда смешанных браков, что таким образом они избегали ассимиляции и т.д. и т.п. А у меня всё-таки оставались большие сомнения...
В разговоре с Артёмом я упомянула о своих сомнениях... Он сказал: «Мама, по возвращении в США я обязательно сделаю генетический анализ...»
Артём — врач, он подтвердил диплом в США и работает преподавателем в Гарвардском университете. Активный деловой человек...
Прошло какое-то время после отъезда семьи сына и мы получили результаты генетического анализа, несколько печатных листов с подробными географическими картами, на которых обозначена локация генов.
Артём сообщил итоги анализа:
«Я на 88,9% — восточно-европеец. Оказалось, что у меня 4,25% генов евреев Ашкенази и 2% Греческо-балканских еврейских генов.
6,25% еврейских генов свидетельствуют о том, что мои родители не были евреями. Евреи были в роду три поколения назад. Наследование генов происходит так: родители передают 50% генов детям и далее 25% передаётся последующему поколению. Затем 12,5%, 6, 25%...
88,9% восточно-европейских генов: большинство составляют гены из Гомельской, Минской областей, далее: Могилёв, Брест.
Доказано наличие польских генов из Кракова, Варшавы и юго-восточной Польши.
Установлены анализом гены из России: Пенза, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Волгоград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Вологда, Курск и Ростов.
Украинские гены: Харьков, Житомир, Львов, Полтава.
Литовские гены из Каунаса.
Количество неандертальских  генов незначительно: 252, это меньше, чем у 80% людей.
В базе данных США у меня нет двоюродных родственников, но троюродных и четвероюродных — 478; пятиюродных — 723. Приведена их локация на картах.
Отцовская линия принадлежит к Doggerland – регион вблизи Северного моря, там был ледник, рядом с Германией, Скандинавией, Англией.
Общеевропейских генов мало — 4%.
У меня оказался 0,1% генов от Chinese Dai – Китай, Лаос, Вьетнам, Тайланд.
По материнской линии у меня и у  французской королевы Marie Antoinette был общий предок. Это передаётся только по материнской линии. Мама имеет те же гены...»
Вот таким образом мы узнали подробности о своей родословной. А ведь тот давний сон мой был верным. Я вспомнила о нём после получения результатов анализа. Линия отца мужа происходит из Скандинавии. Правду  во сне сказал мой свёкор, которого на тот момент давно уже не было в живых.
Я объяснила сыну в разговоре по скайпу, откуда так много у него троюродных родственников, и не только троюродных, в базе данных США.
Дело в том, что родная сестра моей бабушки Ирэны — Тэкля (белорусский вариант имени Фёкла) эмигрировала в США вскоре после Первой мировой войны. У неё было девятеро детей, четверо сыновей и пятеро дочерей. Они и дали многочисленное потомство.
Вопрос о родстве с французской королевой Марией Антуанеттой (дочерью знаменитой королевы Австро-Венгерской империи Марии-Терезии) вызвал большой интерес у моей внучки Лизы... Но отец ей объяснил, что эти гены ей не передались, так как они наследуются только по материнской линии... Внучка была огорчена...
Это понятно, кому же не хочется быть настоящей принцессой?


Рецензии
Это, дорогая Татьяна, еще одно подтверждение тому, о чем Вы раньше писали.
Высший разум принял Вас и наградил вещим сном. Кажется невероятным, но, похоже, всё именно так.
С поклоном,

Николоз Дроздов   09.11.2023 10:07     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемый Николоз, за труд прочтения, за отзыв! Я сначала не поверила тому, что у меня есть общий предок с королевой Франции. Сказала о сомнениях сыну. Он обиделся: "Мама, это сверх точный анализ, дорогостоящий, там не шутят..."

Татьяна Цыркунова   09.11.2023 15:26   Заявить о нарушении
Французские, да и еще и королевские гены - это ведь прекрасно. Думаю, сын Ваш прав, прочь сомнения. Сколько войн на Земле было, сколько кровей перемешалось. Думаю, если бы и я сделал подобный анализ, то непременно выявилось бы нечто, не совсем русско-грузинское. Но не королевское, это уж точно. )
Приятного Вам вечера!

Николоз Дроздов   09.11.2023 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.