Моя сосновая страна
моя сосновая,
Моя любимая страна!
Когда-нибудь,
но буду снова я
Бросать на землю семена...”.
Эти строки принадлежат комсомольцу, поэту тридцатых годов Борису Корнилову.
Родился он 16(29) июля 1907 года в селе Покровском Семёновского уезда Нижегородской губернии в семье сельских учителей. На тридцатом году его жизнь оборвалась.
В наши дни поэзия Б.Корнилова прозвучала с новой силой, привлекая интерес читателей к имени и судьбе поэта.
Сейчас повторен первый посмертный выпуск «Избранного» Б.Корнилова, его стихи и поэмы включены в «Библиотеку советской поэзии», отдельной книгой переиздана поэма «Моя Африка», в 1976 году небольшой томик его избранных стихов и поэм выпустило Башкирское книжное издательство.
И хотя некоторые критики назвали Бориса Корнилова «вторым», «неотчётливым», это не помешало читателям 70-х годов полюбить, а поэтам Михаилу Луконину и Владимиру Гордейчикову назвать имя Б.Корнилова в числе своих учителей.
В 1925 году в печати появляются первые стихотворения молодого поэта «На моря», «Строй», «Радость» и другие. Стихи, ещё во многом несовершенные, пронизаны энтузиазмом, радостью созидания первых послевоенных лет и так характерны для сельского паренька той поры.
Но корниловский мир – это, прежде всего, мир природы. Поэтому наряду с глубоким революционным пафосом, изображением процесса ломки старых устоев в стихах молодого поэта возникают яркие, колоритные картины родной земли, где «синь Семёновских лесов», «сосновый шум и смех осиновый» гармонично переплетаются с нелегким крестьянским трудом, с грустным взглядом материнских глаз, с задушевными песнями сельских девчат.
Однако изображение природы не является для поэта самоцелью. Пейзажные зарисовки, как правило, только предваряют развитие действия, являются своеобразной экспозицией к раскрытию характера, конфликта, состояния человеческой души:
“Гуси-лебеди пролетели,
Чуть касаясь крылом воды,
Плакать девушки захотели,
От неясной ещё беды”.
В стихах Бориса Корнилова часто присутствует мотив грусти, но это не скепсис, не тоска, не хандра, уводящая читателя в мир беспочвенных мечтаний, это сложное состояние человеческой души, в которой, как и во всей жизни, произошел качественно новый сдвиг. И требуется немало времени, чтобы чувства людей после социальной ломки отстоялись, произошла переоценка ценностей.
В этом плане показательно стихотворение «Смерть». Звуча в унисон заглавию, первая строфа стиха наполнена какой-то безысходностью: «весь недолгий век мой – выжат, прожит, впереди тоска и дребедень». Но жизнь не стоит на месте и, попав в ее бурное русло, лирический герой от уныния переходит к действию, перерождается, загораясь кипучей деятельностью буден. Не случайно поэтому финал стихотворения, написанный в мажорных тонах, являет собой воплощение оптимизма:
“Всё же молодостью лучшая
и не превзойденная была
наша слава,
наша Революция,
в наши воплощенная дела.”
Создав много замечательных произведений большого общественного звучания, Борис Корнилов не сумел воплотить даже части своих замыслов, но и то, что он успел написать, будет служить источником радости для читателей, примером для поэтов.
Свидетельство о публикации №221062301294