Мчащаяся капля

                Мчащаяся "капля"

    (Из немецкой газеты "Wormser Zeitung" 19.06.2021г.
                сокр. пер. с нем. Л.Черного)

                Tomo Pavlovic

   Легендарный автомобиль, напоминающий по форме каплю, занимает в Немецком музее в Мюнхене почетное место. Когда-то ему принадлежало будущее. В 1921г. на берлинской автомобильной выставке он произвел сенсацию.

   Полвека спустя Фолькваген вновь открыл для себя эту форму. В 1979г. музейный экспонат поместили в трубу, через которую продувался воздух. Измерения показали, что он оказывает сопротивление струе воздуха 0,28. Это был отличный результат. "Мы должны взять это на вооружение", - решили инженеры.

   Изобретателем этой машины был Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler). Он родился в 1872г. в Вене в еврейской семье. После окончания образования Румплер получил задание от одной фирмы сконструировать автомобиль. Прежде чем приступить к работе он вместе со своим коллегой изучил созданный Карлом Бенцем автомобиль с одноцилиндровым двигателем. К сожалению не совсем внимательно: при разработке модели молодые люди совершили ошибку, что стоило им своих рабочих мест.

   Но этот обидный сбой в карьере не смог остановить полета творческой мысли молодого конструктора. В 1903г. Эдмунд Румплер становится одним из руководителей фирмы Адлер (орел - нем.), известной своими высококачественными двухколесниками. В 1905г. Адлер стал первой в Германии автомобильной фирмой, объединившей мотор и коробку передач в одном блоке. Это был успех. Но и здесь счастье отвернулось от Эдмунда. Его разработки показались начальству слишком дорогими.

   Тогда Румплер основал свою собственную фирму по строительству небольших самолетов. Казалось он наконец "ухватил Бога за бороду". Фирма произвела более 3 000 экземпляров. Но тут разразилась Первая мировая война, которая, как известно, кончилась поражением Германии и подписанием Версальского договора, по которому Германии запрещалось строительство самолетов. Для авиаконструктора Эдмунда Румплера это была катастрофа.

   Но он снова восстал, как Икарус из пепла. Именно Икарус был изображен на лого новой фирмы Румплера. Вдохновленный самолетостроением Эдмунд создает автомобиль, который с воздуха напоминает мчащуюся "каплю". Эта форма была столь необычной, что даже десятилетия спустя другие машины казались старомодными по сравнению с автомобилем Румплера. Он выглядел, как низко летящий самолет с невидимыми крыльями. Перл в истории дизайна, не сравнимый с теми колясками, что тарахтели  в то время по улицам.

   Внешний вид машины был великолепен, конструкция к сожалению страдала недостатками. Экземпляры, представленные на берлинской выставке 1921г., не были серийными, но это не смущало восторженную прессу. Первые покупатели заказывали машины. Но вскоре появились жалобы на большое потребление безина: 25 литров на 100 км. Возникли проблемы с охлаждением мотора.

   Через несколько лет звезда славы Эдмунда Румплера закатилась. Только спустя полвека немецкие инженеры вновь открыли для себя его автомобиль. А тогда... В 1927г. два экземпляра были использованы в качестве реквизита в немом фильме "Метрополис". Как символ капитализма они сгорели в пламени.

   С приходом к власти в Германии Гитлера в 1933г. еврей Эдмунд Румплер не имел больше никаких шансов. Он владел скромной мастерской. Он вовремя сумел переправить жену и четверых детей за границу, а сам остался в Германии. В 1940г. Эдмунд Румплер умер от разрыва сердца.


Рецензии