Голубой вагон и собака Умка 5-я часть

Предыдущая часть http://proza.ru/2021/06/20/1692

Часть пятая — заключительная.

Три года проживания в нашем голубом вагончике, пролетели незаметно.
Много чего, произошло!...
Так, образовав шрамик над бровью доченьки, зажила неглубокая ранка и  эту "неприятность", старший сын помнит до сих пор. А тогда, мальчишечкой шести лет, играя с полуторагодовалой сестрёнкой, он кинул в неё маленькую подушку. Та подушка и была причиной удара малышки об острый угол спинки кровати.
Как он переживал!...
Я, увидев ранку и кровь на лбу малышки, сгоряча отвесила сыну оплеуху, но затем, видя, как переживает сын, попросила у него прощения. Понятно, что ребенок не специально сделал это.

А еще, у меня появилась приятельница, - водитель БЕЛАЗа, крупно-габаритная, яркая таджичка, она же и сменщица мужа. Фото женщины мелькало в журналах и газетах - она была знаменитостью, а в общении, сама простота и душевность!
Все "уроки жизни", что давала мне эта удивительная женщина, - я, веселясь, вспоминаю и теперь:
- Ти, знаищ, как нада экономит дэнги?...- спрашивала она меня и сама же отвечала: - Не знаищ... а я, тибе буду учит!...
Её указательный палец поднимался вверх и "урок" начинался:
- В первий свой получка купи мещок мука, мещок сахар, а второй получка - десять литр хлёпковий масла и картощка-маркошка...
Сделав паузу, белазистка взглядывала на меня, отмечая... - внимаю ли? и одобрительно кивнув, продолжала "учить" уму-разуму:
- Потом, купищ мещок люк, мещок рис, крупа разный...
Я не выдерживала подобного "ликбеза", принималась хохотать и она не обижаясь, смеялась вместе со мной.
У неё, до нашего знакомства, погибла маленькая дочь... - выпила эссенцию, оставленную кем-то на видном месте.
Запомнилось...

А тут, и мои "25 подоспели"!
Свои дни рождения я и тогда не любила отмечать, ну а в тот год, - пришлось.
Настояли мама, приехавшая с младшим братом и племянником, да соседка Люба, с которой мы замечательно дружили все эти годы.
Они и убедили отпраздновать мои прожитые четверть века.

Люба, в то трудное и прекрасное время, стала для меня очень важным человеком!
Профи в шитье, - она подсказывала, если не справляясь с обработкой сложного узла,  я просила её об этом.
Заказы я стала брать, опять же по совету Любы и  неплохо подрабатывала этим.
Не забуду этих дорогих моему сердцу людей, как и то, чему научилась у Любы! Как пример - готовить украинский борщ со свёклой, из сахарной косточки, тогда как моя мама  варила борщ, из говяжьей грудинки и без свеклы.
И мамин, и Любин - борщи были вкусны и красивы, но как же здорово уметь приготовить  различные по вкусу блюда, с одним названием!

Любе, когда мы стали жить в вагончике, исполнилось сорок лет, а мне было двадцать два года, видимо поэтому относилась она ко мне, как к младшей сестре, или дочери.
Я теперь и не вспомню всего... - она и её супруг сделали для нас много добрых дел, но знаю, что без их каждодневной помощи, мне с детьми жилось бы очень трудно.
Люба и её супруг, подключили к нашему к вагончику воду от своей колонки, когда мой муж и его брат рассорились, и  последний, с досады, перекрыл нам воду в самые жаркие дни.
   
На торжество, Люба принесла свою наливку из вишни и помогла в приготовлении блюд для праздничного стола.
Мама, в тот день даже обиделась, что соседка выступает в роли родственницы, но скоро успокоилась и была благодарна Любе за помощь.

День тот, запомнился!...
Впервые, (а всего таких дней, было - три) я, "благодаря" Любиной наливке "нализалась". Наливка была очень вкусной, вовсе не отдавала спиртом и пилась, как вишневый компот!
Утром, я не могла поднять головы от подушки - всё плыло, кружилось и падало на меня...

Мой младший братец, зануда и ехидина в свои четырнадцать (теперь, вспоминаем, - смеемся) щелкая семечки поддразнивал меня:
- Лорка - пьяница, напилась, напилась...
Без сил, я валялась на топчане  никак не реагируя на выпады братца, тогда как  мама хлопотала рядом, а Люба отпаивала  зеленым чаем.

В тот день, братец со своими  племяшами исчез куда-то. Их долго не было и вернулись они мокрыми, вымазанные какой-то липкой тиной.
На вопрос — вы где пропадали?... - пацаны ответили, что катались в арыке, а когда повернулись к нам спиной - все покатились со смеху!
Трусы на сыне были целыми, только спереди... - сзади висели клочья ткани, протертой местами до дыр.

Они, недалеко от вагончиков, катались в арыке, что спускался с верхушки горы.
Стенки того арыка  были скользкими и гладкими от водорослей, но как правило, — ни одни трусы не выдерживали той "гладкости".
Вся ребятня из близ лежащих кишлаков каталась в том арыке и домой, практически все возвращались в протертых трусах, если можно было так назвать те лохмотья.
За порчу имущества всем попадало от родителей... - сын тоже не избежал той участи, - попало и ему.
 
Муж стеганул его хворостиной и ребенок закричал от боли. Всё продолжилось бы, но я отняла сына и супруг осерчал.
Вот чего-чего, а бить сына я не давала невзирая на то, что перепадало и мне.
Наказание ребенка муж превращал в избиение, а уж если пьяному взбредало  воспитывать сына, мы уходили из дома.
 
И ведь не только он был таким... - подобных примеров "наказаний" было предостаточно, особо не заморачивались - провинился, получи.
В семьях таджиков, отцы наказывали своих детей более жестоко.
Никогда не понимала и не принимала такого отношения к детям!... - наказание и избиение  не одно и тоже!
Бьют детей там, где не хватает ума найти нужные слова, чтобы сказать их вовремя ребенку.
 
************

Вагончик наш, давно приглянулся одной из моих  клиенток, - ей нравились сработанные плотниками пристройки, она любовалась тем, как гармонично сочетаются мои цветы с валунами, как захватила всю изгородь плетистая роза с огромными, душистыми соцветиями!
Я шила той клиентке летние сарафаны из натурального таджикского крэш-шифона, что был тонок, лёгок и в жару, очень комфортен.
Фигура у моей клиентки, была знатной! Нарядные платья, сарафаны, юбки... - всё, что я шила, она носила "не снимая" и заказы  были частыми.

Как-то, забирая своё панбархатное платье, Надя, так звали мою клиентку, полушутя, полусерьезно спросила:
- А слабо тебе обменять свой вагон на квартиру в центре города?...
Я в недоумении глянула на неё и поинтересовалась:
- Да кто же квартиру поменяет на вагончик?... Ладно бы, деревянный, а наш то ведь из железа...
Надя, непонятно почему хмыкнула, разговор наш был завершен и она уехала домой.

К тому времени, за отличную работу на БТМ, деверю Александру выделили новую однокомнатную квартиру с улучшенной планировкой.
Та квартира с просторной прихожей и большой лоджией, ко всему прочему имела раздельный санузел и роскошную кухню. Позже, брат мужа застеклит лоджию и оборудует там комнату для сына.
Празднуя их новоселье я с горечью для себя констатировала, - нам такой квартиры никогда не видать... - чтобы получить её, мужу надо было работать так, как его брат, а не увольняться!

Они переехали, а мы остались жить в  вагончике и дворик наш, становился всё краше и уютнее!
Сыну исполнилось семь лет. Он пошел в русский, подготовительный класс  школы в  кишлаке Лангар!
Горный воздух, свой дворик, мои цветы!... — всё это как то утешало и я перестала мечтать о квартире.
Однако, забирая своё очередное платье, Надежда вновь завела разговор об обмене вагончика на квартиру.

Помню, как я разозлилась на неё:
- Ты чего баламутишь меня!... - крикнула я в сердцах.
- Какой может быть обмен?... и кому  нужен этот железный вагончик, чтобы отдавать за него квартиру? - сбавив тон поинтересовалась я.
- Мне он нужен! - сказала клиентка.
Выяснилось, что имея две квартиры, ей нужна была дача близко к горам, с красивым двориком и просторными комнатами, где они с мужем, могли бы принимать гостей.
Во дворике, они планировали поставить несколько ульев и попробовать начать держать пчел.

Спустя неделю, мы переехали в  двухкомнатную квартиру, в центре города, рядом с русской школой, куда сын и пошел в свой первый класс!
Переехать то мы переехали, а вот как быть с ордерами?...
Вагончик тот и территория, на которой он стоял — относились к БТМ, откуда супруг  уволился, а квартира, куда мы  переехали — была от ЖБИ (завода железобетонных изделий), где ни я, ни он, не работали.

Все эти обстоятельства застопорили переделку документов и мне пришлось устроиться  на ЖБИ, - эл. обмотчицей, благо, что в трудовой книжке запись такая  была.
На это ушло более четырех месяцев, но в конце концов всё завершилось благополучно!

Эти рассказы, я хочу закончить воспоминанием о своей лайке - Умке!...
Она, когда мы переехали в квартиру, - осталась в вагончике и жила с семьей клиентки, продолжая охотиться в горах.
Я отслеживала судьбу собаки, однако, у Нади с супругом  что-то не сложилось, - через три года они расстались, а вагончик был продан в другие руки.
Надя всё ещё шила у меня и при очередном заказе рассказала, что Умку она пристроила сторожить универмаг.
По утрам я ходила мимо того универмага, на работу и однажды, утром увидела похожую на Умку собаку.
Мы шли с попутчицей и разговаривали. Я попросила женщину помолчать немного, тогда как сама, принялась нарочито громко рассказывать какую-то историю...
Меня интересовала реакция собаки, - если это была Умка, то услышав мой голос она бы обязательно  отозвалась.

Мы почти прошли мимо лежавшей собаки, когда та, взвизгнув и поскуливая, сначала бросилась ко мне, а потом, в нерешительности остановилась.
Я поняла, что собака не узнает меня... - ведь прошло три года.
-  Умка!... - ну что же ты?!... Ко мне девочка!... - позвала я её.
Через долю секунды, ласкаясь и подпрыгивая от радости, она была возле меня и всю дорогу, пока я шла до своего рабочего места, бежала рядом.
На работе, собака сидела под столом, положив голову на мои колени и не сводила с меня глаз!
Все кто видел её, отмечали, что лайка - красавица!

С работы, в жару, я ездила на служебном автобусе, а в тот день намеренно пошла пешком, чтобы показать Умке наш дом.
Мы поднялись  на четвертый этаж, но... - Умка не вошла в квартиру, сколько я её ни звала. Она лежала на площадке у порога нашей квартиры  и рычала на соседей.
Мне пришлось силой затащить её, однако, ночью, собака запросилась на улицу и не вернулась.
Утром, проходя мимо универмага, я опять увидела Умку.
Она ждала!... - подбежав, лизнула мне руку и оборачиваясь, как бы зовя за собой, поспешила к универмагу нести свою службу.
Убедившись, что Умке живется хорошо, что о ней заботятся, - собака ухожена и сыта, я изменила свой "маршрут"...
Тревожить собаку я больше не стала, - оставила всё, как есть.

23.06.2021


Рецензии