Бутылка- самобранка2

Приложение№2
"Да как же в Питере Лукашин
подъезд с парадной спутать мог?"(Владимир Поляков)

« Ирония судьбы или…какая гадость ваша заливная…фильма!»
 (Памяти Э.Рязанова, Ю.Яковлева и А. Мягкова, всем участникам фильма )

 «Жить бы мне
В такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне
В большом говне
Довелось родиться!» (Э.Рязанов)

 Понимая , что « критика, как занятие, приятнее самокритики» (Н.Акимов) всё же скажу – фильм «Ирония Судьбы или с лёгким паром» (режис. Э.Рязанов.1975 г.) -картина писанная сивушным маслом, омерзительная и унылая.
Что  меня охватывает тоска и настоящее похмелье.
 Воооо.
Уже слышу возгласы:  «Кто таков?!!! Засунь своё мнение… Как посмел?!...Кто дал вам такое право?!ведь это святое! …бессмертный новогодний шедевр!.... классика советского кино на все времена и народы! … наше духовное наследие… фильм – праздник!... великое и вечное гениальное произведение большого мастера!...
 А ты, сволочь! Покусился на самое святое! – на наши старые фильмы о главном!…………………………………………………….
  пошёл ты нах… в пи….               
   Судить автора пасквиля  за осквернение национальной святыни!... культурного достояния советского синематографа!»

Раньше я, вероятно поверив в это , удалился бы в пивнушку, напился там, одичал и пугал бы своим видом и нечленораздельным рычанием - матом встречных посетителей заведения.
Но, увы! Увы! Сегодня я трезв! А  в защиту алкоголя повторюсь: что я творил эту херню трезвым, в полном сознании и  разумении.
Итак… я утверждаю- «ИС или с ЛП» - пьяное ,плохое и пошлое кино! Но не это самое страшное.  Мало ли ерунды понаснимали в союзе… печальнее то, что  народу, людЯм, этот самопал пришёлся по вкусу, по душе!
Как дешевое пойло для быдла, к празднику…когда нет ничего взамен!

Это, конечно, моё личное мнение, как и моё право ошибаться.
Наверняка найдутся те, кому этот фильм безоговорочно нравится.
Но  ведь очевидно, что  мы его смотрим потому, что его нам показывают! А точнее навязывают.                Да, конечно история абсолютно Рождественская, сказочная и невероятная.
Столько лет смотрим…- новогодний праздник уже не представляется без него …как без популярной закуски «селёдки под шубой» , «оливье», без прибалтийских шпрот  и «советского шампанского».

Но вернёмся в далекие «застольные 70-е годы»… Режиссер –автор настоящих шедевров советского кинематографа таких как «Берегись автомобиля»,»Старики-разбойники», «Жестокий роман» и др. снял этот фильм. По иронии судьбы ,ленту , кроме миллиона советских граждан, посмотрел Л.И.Брежнев, « звезду ему на китель», и фильм ему понравился!  А уже в юбилей Великой Октябрьской революции картина получила главную награду- госпремию СССР!
 За что ?... «Байдана тебе в родственники!» Почему?

Так о чём же картина?
 По словам одного из главных героев фильма Ипполита (Ю.Яковлев) дело было так :                « Под новый год человек отправляется в баню. Он там надирается по случаю женитьбы. Потом его , как чурку, кладут в самолёт и он попадает в другой город. В этом городе ему подворачивается другая. Про московскую невесту он забывает, естественно. Обзаводится новой, ленинградской. А всё потому, что он человек высоких моральных устоев»
Лучше не скажешь!

В общем так оно и было на самом деле– «светлая пьянка», « пятилетке качества- рабочую гарантию!»,   с романтическим уклоном. Да такая -что Господь не приведи!
Мне становится скучно. Скучно и грустно!
И эта пьяная развлекательная история( по словам режиссера фильма – «лёгкая, безыдейная комедия») начинается с песни на стихи Е Евтушенко « Со мною вот что происходит», в которой есть такие слова «… во мне уже осатанённость…».

 И тут  невольно замечаешь, как бы вскользь упомянутого  Женей (А.Мягков) чёрта, ( «К чёрту монастырь!») его кривляние перед зеркалом. ,  чертыхание провожатого при сопровождении в Ленинградском аэропорту…
Вырисовывается  чертовски праздничное путешествие -  ну прям как полёт кузнеца Вакулы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в Петербург… Да и мотив бури, или метели, в фильме отсылают нас к Николай Васильевичу, к его гениальной сказке.

Страна пахнет запоем. Что Москва , что Ленинград шумят пьяными бесами.
Спиртное , здесь в фильме, не только топливо в двигателе увлекательных приключений, но и утверждение, что , только употребив алкоголь, человек может попасть в сказку или круто изменить свою жизнь.
Алкогольный угар же в фильме – сакральное действо, а перегар- дым ладана, образ благодати, освящающий большую часть фильма.

У меня в голове опять становится скучно…от песни от слов… и от этой «осатанённости».
Короче, пьяным уснув в Москве, герой просыпается в Ленинграде.

(Не представляю как Андрей Мягков( царство ему небесное) мог смотреть себя такого  каждый новый год… это же мука, много лет ежедневного расстрела…)

 Поэтому есть повод поговорить на возвышенных тонах. Моё такое желание изъясняться в такой смелой, даже хамской манере, станет простительным, если признаться ко всему, что я продукт того времени- бывший выпивоха.
Инвалид Холодной войны, участник боёв с пьянством и алкоголизмом , правда, без орденов и медалей, лычек по ранению, офицерского  звания и ветеранской книжки.
Надо сказать каждая эпоха, даже каждый сравнительно небольшой отрезок времени, имеет свою фактуру, своё лицо, свой быт, свои типажи, своих героев, свою неповторимую специфику.
И я дитя своего времени. Невольно вспомнилось - « Мы объявляли пьянству бой и выпивали перед боем» (И.Губерман)

Авторы картины как бы нехотя  навязывают  пьянство как религию, и телевизор  как икону.                Отсюда эти камлания и пьяные  хороводы вокруг голубого экрана и на экране…
 Отсюда и «оливье» отношений и водка тут всегда к месту.

Пожалуй это один из первых фильмов где показан пьяный так объемно и с такой любовью . Потом это стало производится в таких масштабах !… В таком количестве эти пьяные рожи заслуженных артистов- не просто народное бедствие… нет, это уже- кинематографическое направление, стиль.
В сериале «Улицы разбитых фонарей» это было  показано уже как обыденность.

Лёгкая безыдейная комедия!???...
Сомневаюсь.
Тут сразу же следует установить разницу между такими вопросами как «о чём смеяться» и « над чем смеяться» Каким должен быть комедийный герой и какие комедийные положения для него уместны. Нужно ,наверное, помнить, что смех бывает разный и что плоская шутка раздражает, а пьяный юмор утомляет. И что нормальный человек не станет умиляться похождениям нетрезвого гражданина в новогоднюю ночь. Смеяться над пьяным это почти грех.
Однако по порядку.

Главный герой Женя Лукашин, знающий, что вечером его ждёт любимая женщина, с которой он наконец-то останется наедине, поддавшись уговорам друзей, точнее собутыльников отправляется в баню…. (по принятой традиции « Каждый год 31 декабря мы с друзьями…»)  где выпивает,  вернее оставшись без матушкиного присмотра,  напивается до полного беспамятства.
 (Тут  та  и появляется зелёный змий. Потом он уже присутствует везде: сначала в бане, где у змея , как это принято в волшебных сказках, оказываются чудесные помощники – черти-  – выпивохи –сотоварищи)затем в самолёте, потом в чужой  ленинградской квартире .
Благодаря змию тюфяк Женя превращается в хама, как только выпьет ( « Какая сила во мне дремала. А теперь пробуждается!»  признания Лукашина).
 Словом, мало-помалу  Лукашин превращается в Алкашина ( так первоначально  была фамилия «героя» в пьесе авторов)

Затем Женя сказочно быстро трезвеет, и змий принимается за Ипполита. У которого  благодаря алкоголю рождаются самые умные монологи фильма.                (…«Господи, как скучно мы живем! В нас пропадает дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам...», или  вот это «За такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое — очень трудно. Нельзя…» И в завершении беспощадный вывод: «Конец новогодней ночи… завтра наступит похмелье. Пустота…».)
Но народ не обращает на это внимание, ему радостно, что « они обрели друг друга»
Герои остались героями…Фильма, который все либо любят, либо ненавидят.
Нужно признаться- я отношусь к нему скорее НИКАК!

Однако хорошо помню впечатление от первого просмотра. Мне было 12 лет. Сказка . Рождественская сказка про пьяного московского принца, который пришёл в гости, точнее завалился, с мутным блуждающим взором, похожим на взгляд моего запойного соседа дядю К. , любителя попить и попеть.  Безнадёжно, как мне тогда казалось, глупого гражданина горланившего , в любой праздник, в любое время года, противоречивой бытности Страны Советов, свою любимую песню из своего нехитрого пьяного репертуара « И Рррродина щедро поила мня беррррёзовым сокам, берррёзавым сокам…!»

Прошло время. Я повзрослел. И вновь посмотрев фильм,  заметил в нём что-то интересное, до селе невидимое.                Дальше- больше. ( ну прям как алкоголь- сначала противно, а потом привыкаешь, и даже нравится)
С развалом «Родины на которую увы нельзя вернуться», я повзрослев, стал замечать непростые конструкции, структурные связи.
И сюжет уже кажется не настолько сопливо-лиричный , и герои не так просты. И сама идея  и слоган фильма «Они нашли друг друга !» не столь однозначен.
И фильм уже не сказка, а какой-то ритуал.  Традиция. Ритуал вывернутый наизнанку.

Да ритуал и скорее печальный, даже злой, чем смешной или лирический.
Ну, посудите сами.  Врач Евгений ( «Благородный»  забыв о невесте Галине встречает потерянную Надежду (из легендарной семьи  мучениц Вера, Надежда, Любовь)  «чуть выпьет – очень хорош!», что  « Избави нас от лукавого»… точнее от Лукашина! Алкоголь его не только делает смелым, но и уводит вглубь его самого, туда, куда он трезвым никак не попадает. Он становится пьющим Гамлетом.          ( «Вся Россия- пьющий Гамлет» ( Ф.Искандер)
И это действо  происходит с «советской интеллигенцией»…что же тогда делали на праздники «советский пролетариат»» и «колхозное крестьянство»?... им только и оставалось, что напиваться до соплей!
А тут «осатаненный» пьяный врач и пьяные педагоги…(впрочем, Наденька слабый педагог - филолог, для ценителей российской грамматики. Она говорит: «Я забыла одеть праздничное платье!» Каждый школьник знает разницу между надеть и одеть. Ирония еще и в том, что для упрощения понимания правила учениками часто используется имя Надежда (одеть Надежду, надеть одежду). Поэтому Надежде, учительнице русского языка, такая ошибка непростительна)
Хотя актриса польского происхождения, и вина не её...но всё таки
Словом, остаётся какой-то осадок. Как после  пьяных выходок первого президента России Б,Н. Ельцина , когда он в угаре дирижировал оркестром при выводе войск из Германии.
 Кстати, он бы легко вписался в это «промежуточное кино»  и по фактуре, и по манере говорить, и веселиться. Он, так же как и фильм, стал популярным, его манипуляции с партбилетом. « покушения» и пр.привлёкли  сочувствующее внимание народа ,а гражданская солидарность и нежелание думать сделали его всенародноизбранным президентом. Разочарование в официальных идеалах КПСС,
 героическое пьянство, не понимание культурных пропорций пития,  нашло благородную аудиторию..

Однако вернёмся к фильму.
Единственный член команды создателей ленты, который действительно на славу  потрудился – композитор  Таривердиев М. музыка и песни вообще, отдельная тема в фильме: помимо Таривердиева там, стихи непростых поэтов – Цветаевой, Евтушенко… надо сказать  для не музыкального фильма 8 песен это много.               

Итак, фильм снят во времена  «Всесоюзного Володи» Высоцкого, а в его творчестве алкоголики занимали не последнюю роль. Он знал , о чём поёт! Но у него эти пороки показаны открыто и искренне. Тут же в «ИС или СП» всё завуалировано под словом «судьба».
 «Да какая судьба, по пьяне завертелось,
Теперь и не выберисся!»
(Вася Кузякин «Любовь и голуби»)
22 июня 2021г.
Новосемей.Казахия.


Рецензии
Очень хорошо проанализировали этот фильм.
Фильм сыграл огромную роль в спаивании россиян, огромную! Снят талантливым режиссёром, думаю, что он знал, что делает и делал это намеренно.
Об этом фильме говорит и В.Г.Жданов в своих лекциях о трезвости и вреде алкоголя. Отмечает роль фильма в спаивании. Пьянка становится обыденным делом! Обыденным!

Жму на "понравилось".

Галина Санорова   30.04.2023 02:04     Заявить о нарушении
Спасибо Галина за прочтение, понимание. Жданова слушал чуть чуть. Уважаю

Махно Евгений   01.05.2023 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.