Ориген. основные философские интуиции

Здесь в этих своих заметках направим свое внимание  на философское творчество Оригена ( 185 – 253).  Он примыкал к катехизисной школе, задача которой была в создании и понимании = толковании вероучений.  Возникло учение о двух способах интерпретации Библии: 1) аллегорический способ – то есть за толщей слов и букв увидеть, прозреть некий скрытый смысл – связан с Александрийской  (катехизисной) школой; 2) буквалистический (связан с антиохийской школой) – утверждает, что нет никакого скрытого смысла, что все нужно понимать буквально.
Так вот с именем Оригена связано философское толкование Библии (философская рефлексия Библии).  И вот какие основные идеи он высказал:
--------  Разделение в теории познания веры и знания ( пистис – вера, гнозис – знание).  То есть он обосновывает двуединство истины: у него есть место и для веры, и для знания, и более того, он ищет пути их гармонии, их непротиворечивого сочетания;
---------- Концепция Боги и Троицы. Бог – это простая интеллектуальная природа, которая выше бытия, источник любого разума, абсолютная благость и участник всего.  Как было откомментировано в одном авторитетном справочном философском издании, Бог – это абсолютно простая монада, он по природе неизменен, бестелесен, вечен, благ и бесстрастен, хотя и сострадает людям. Как далее было замечено и подчеркнуто, в контексте этой в целом платонической концепции Ориген заметно колеблется между представлением о Боге как о разумной сущности и явно апофатическим тезисом, что Бог по ту сторону как ума, так и сущности . Что же касается Троицы, то основной элемент в ней = Сын Божий ( Мудрость Божия, Христос) – это субстанциональное сущее, оно есть элемент божественный, но вот способ его существования отличен от Бога, то есть речь идет о разных степенях интенсивности Божественного. Стало быть, божественность Христа несколько ниже, чем Бога = первой ипостаси. Здесь мы также наблюдаем явную персонификацию Христа, приобретение им черт человека;
--------- Теория творения. Плодом, итогом самого первого творения были, согласно Оригену, имматериальные, рациональные, разумные существа, свободные и равные между собой и находившиеся в союзе с Богом. Но постепенно некоторые из них начинают удалятся от Бога. Ведь грех – это и есть отсутствие любви к Богу. Тело и телесный мир возникают как следствие удаления от Бога, то есть греха.  Душа предсуществует телу, так как она сотворена из ничто, но персонифицированной волей Божьей = второй ипостасью Троицы. У души совершенно особый статус, то есть человек уникален. При этом Ориген доказывает, что катаболе – то есть отпадение от Бога, увы, для человека неизбежно.  Наш сотворенный мир – не единственный и не последний. Он – лишь один из ряда последовательностей, предусмотренных Богом. То есть обосновывается множественность миров. Правда, есть и более осторожные оценки, согласно коим «до конца не ясно, приписывал ли Ориген вечность миру идей в Премудрости или бесконечной цепочке актуальных миров».  Автору этих строк все же представляется, что речь идет об актуальной бесконечной множественности миров, хотя признаем, что вопрос по-прежнему дискуссионный, до конца не решен и по сие время обсуждается.  Причем весьма интересно, что методом возникновения и исчезновения миров является концепция апокатастасиса (наподобие сжатия и расширения Вселенной). То есть, если выразить ее сжато, то в конце существования каждого мира все, так сказать, закручивается обратно, время течет вспять, все возвращается к своему первоистоку, и все идет к искуплению грехов. Стало быть, осуществляется некий возврат, обратное течение времени.  И Сатана может спастись!  Враг – не Сатана, но смерть!  ( 6 глава « О началах»).   Важно отметить, что во всем Ориген сохраняет человеческую уникальность, индивидуальность  («То мое, что есть во мне»).  В раю человек воскреснет в обновленном теле. Это будет праздник, триумф обновленной и преображенной, одухотворенной телесности!
А вообще, завершая разговор об Оригене, заметим, что однозначная реконструкция его взглядов весьма затруднительна в виду состояния источников и гипотетического характера его мысли. Принимая несомненную истинность апостольского предания, он при этом выдвигал и обсуждал (как мы выше уже видели) множество неортодоксальных концепций и гипотез. Посему для одних исследователей он – создатель метафизической системы, в которой гностические и платонические (неоплатонические) черты превалируют над христианскими, а для других – экзегет и верный сын Церкви, сам в итоге не принимавший большинства из обсуждавшихся им гипотез. Между этими крайностями есть и промежуточные, компромиссные интерпретации. Эту сложность (и даже невозможность!) однозначной интерпретации философского наследия Оригена надо иметь в виду. Да, он христианский мыслитель, но античный платонизм = неоплатонизм пророс в нем крепкими нитями и окрасил своими тонами всю его очень часто неортодоксально-христианскую, кое-где балансирующую на грани ереси доктрину. Уже в его время активно критиковались его взгляды на воскресение, вечность мира, его толкование Библии, но при всем том, он оказал колоссальнейшее влияние на всю последующую христианскую традицию, даже и на своих критиков. Возмущающее воздействие этого незаурядного, оригинального ума испытали на себе и такие столпы мысли как Григорий Нисский, Максим Исповедник, Эриугена .


Рецензии
Ориген был тем,на кого ссылались в учении Агни йога

Геннадий Палеолог   24.06.2021 06:17     Заявить о нарушении