Иоахим флорский. основные идеи

Здесь в этом тексте мы хотели бы затронуть несколько аспектов, касаемых  философского творчества такой интереснейшей фигуры как Иоахим Флорский  (Джоаккино да Фьоре) ( 1130 – 1202). Считается, что он пережил три случая мистического озарения. В 1190 – 1193 годах он странствовал вместе с крестоносцами. Создал концепцию христианской истории, в которой выделил три эпохи или состояния мира ( status mundi) . Это были: 1) Эпоха Отца; 2) Эпоха Сына; 2) Эпоха Святого Духа. Эти эпохи связаны между собой при помощи божественного замысла. Проводится идея соответствия между Ветхим и Новым Заветами. В Ветхом Завете уже имплицитно, свернуто содержится смысл Нового Завета.  Иоахим Флорский вводит в ткань своих размышлений как бы две дефиниции – дефиниция альфа = принцип троичного построения ( догмат Троицы) и дефиниция омега = принцип двоичного построения – два Завета, два явления Спасителя ( ныне и в будущем). Но сам он придерживается тройственной концепции.
Итак, первая эпоха – эпоха Отца – от Адама и до Явления Христа. Это царство Бога – Отца. Эпоха закона. Люди живут сообразно плоти и поклоняются Богу из чувства страха и рабского послушания.
Вторая эпоха – эпоха Сына – от Богоявления и до 1260 года. Царство Бога – Сына. Эпоха Благодати, эпоха Нового Завета. Время «утренней зари и роз». Люди живут сообразно плоти и духу и поклоняются Богу из чувства внутреннего послушания.
Третья эпоха – с 1260 до конца света. Царство Бога – Святого Духа. Время «полуденного сияния и лилий». Люди будут жить сообразно Духу и поклоняться Богу в любви и в совершенной, не требующей никакого принуждения свободе. Вся полнота истины откроется эмпирически, непосредственно чувствам. Библия тогда утратит свой смысл. И будет дано Вечное Писание, которое принесет Ангел.  Миром будут управлять два церковных ордена безо всякого принуждения. Будет единая Церковь Святого Иоанна, вместо церкви Святого Петра. Эта Церковь поглотит все страны и народы.
Духовное содержание каждого из трех состояний реализуется в процессе прохождения семи этапов: по числу дней творения и печатей апокалипсиса. Выделяются семь стадий мировой истории. Эпоха Святого Духа – седьмая стадия, а первые 6 дней творения соответствуют шести стадиям и также эпохам Отца и Сына.  Каждое последующее состояние мира не наступает внезапно, не выскакивает как «черт из табакерки» и не аннулирует предыдущее.  Оно вызревает в предыдущем , и его начало – в моменте кульминации предыдущего. Это очень важное указание! Начало первого состояния положено в вечности. Начало второго – 8 век до новой эры = пророк Елисей. Начало третьего – 6 век новый эры – святой Бенедикт Нурсийский – родоначальник западного монашества.  После своего зарождения каждое состояние проходит через 6 этапов, кризисов, смятений = трибулационис , которые завершаются периодом плодоношения – фрутификацио. Плодоношение первого состояния – от Иоанна до Захарии = отец Иоанна Крестителя. Плодоношение второго состояния – от Захарии до 42 поколения после него. Плодоношение третьего состояния – от 22 поколения после Бенедикта Нурсийского до скончания века.
Исследователи заметили, что в нумерологии Иоахима Флорского 1187 цифр. Это соответствует количеству элементов расшифрованного человеческого генома. Если и совпадение, то, согласитесь, весьма примечательное!  Иоахимизм (неоиоахимизм) переживал свой второй расцвет в 18 – 19 веках. Под его сильным влиянием, его обаянием, его магией находились в свое время и Гегель, и Шеллинг, и Баадер. Вообще же, современные исследователи средневековой философии отмечают, что практические последствия и выводы, сделанные средневековыми читателями сочинений И. Флорского, вдохновленными его мистической экзальтацией, были весьма противоречивы и в чем – то весьма печальны. Вся эта нумерологическая эквилибристика была далеко не столь безобидна. Иоахимизм способствовал усилению религиозных брожений в самых разных слоях средневекового общества, способствовал усилению фанатизма и алармизма, обострению эсхатологических страхов и ожиданий. Ожидание неминуемого конца света было почти физическим, дыхание Апокалипсиса ощущалось за спиной. В 1260 году на севере Италии появились флагелланты – религиозные фанатики, бичующие себя плетьми. Мистичесая паника охватила все слои населения. Купцы закрывали лавки, крестьяне бросали поля, рыцари объединялись в конфрерии гаудентов – радующихся, которые весело «проедали» свои богатства. Стремительно множились секты, самой опасной из коих была секта апостоликов  (лжеапостолов), возглавляемая Герардо Сегарелли. Они жили в совершенной анархии, проповедовали общность имуществ и жен и почитали своего предводителя за Сына Божия. 18 июля 1300 года Сегарелли был сожжен на костре как опасный еретик, его память была подвергнута шельмованию, но нельзя было отправить на костер ( в отличие от их физических носителей) сами  идеи, которые уже стремительно распространялись по всей Европе.  После казни Сегарелли секту возглавил не менее известный брат Дольчино. 23 марта 1307 года состоялось решающее сражение приверженцев Дольчино и правительственных войск. Повстанцы были разгромлены, более тысячи их погибло, а Дольчино был захвачен и после чудовищных пыток, которые он мужественно и стойко перенес, 1 июля 1307 года заживо сожжен на костре. Но и эти репрессии не могли остановить распространения идей, импульсом для которых явился именно иоахимизм. Попытка практической реализации этих идей, как видим, вела к нарушению, дезорганизации хозяйственной, торговой, экономической, социально – административной сторон жизни тогдашнего общества. Эти массовые ожидания «конца света» приобрели характер массового психоза, истерии, которая отвлекала людей от их хозяйственной, производственной, военной, торговой деятельности, что было, конечно, фактором нестабильности, поэтому, отчасти, действия властей, преследовавших подобного рода братства и секты, можно понять. Вот такие неоднозначные последствия для социального порядка имела радикализация и экстремизация взглядов И. Флорского у некоторых его особо рьяных и фанатичных адептов. Философия западноевропейского Средневековья.-  Отв. ред. Д. В. Шмонин. – СПб.: Изд – во С. – Петерб. Ун – та, 2005. - С. 74 – 75. 
А вот, например, А. М. Шишков полагает, что под большим или меньшим влиянием Иоахима Флорского в разное время находились и Роджер Бэкон, и Данте, и Ф. Петрарка, и Т. Мюнцер, и Т. Кампанелла. Через Кола ди Риенцо   (В скобках опять же, на всякий случай напомним, что этот человек 20 мая 1347 года возглавил народное восстание в Риме, в результате чего была провозглашена народная республика с Коло ди Риенцо во главе. Был проведен ряд прогрессивных социально-экономических реформ. Кола ди Риенцо был сторонником создания единой сильной Италии, но в то время этот проект не мог быть осуществлен. Кроме того, горожан раздражали диктаторско-тиранические замашки новоявленного «трибуна свободы, мира и справедливости», как он сам себя величал. Его популярность стала падать. В итоге 15 декабря 1347 года он потерял власть и бежал из города. 1 августа 1354 года он вторично вступил в Рим, первоначально поддержанный горожанами. В Риме вновь была провозглашена республика с Коло ди Риенцо во главе. Однако содержание большой армии потребовало увеличения налогов. В итоге торжество Кола ди Риенцо было недолгим. Уже 8 октября 1354 года в Риме вспыхнуло восстание, в ходе которого он погиб. Но память об этой яркой личности, его идеях и деятельности осталась в анналах истории) его идеи оказали значительное воздействие на дух новоевропейского политического мессианизма. Иоахимизмом вдохновлялись Вл. Соловьев, представители «нового русского религиозного сознания» Н. Бердяев и Дм. Мережковский. В его идеях черпал вдохновение К. Г. Юнг. В. Кандинский использовал концепцию И. Флорского для иллюстрации своей теории развития искусства («О духовном в искусстве», 1911; «Ступени», 1913). Да и вообще, подытоживает А. М. Шишков, «при желании воспроизведение общей структуры построений Иоахима Флорского можно обнаружить в любой социально-политической доктрине, исходящей из троичного членения истории («Третий Рим», «Третий Рейх» и так далее)» .


Рецензии