Иоганн скотт эриугена. штрихи к портрету

Здесь мы хотели бы  обратиться к идеям, исканиям и творчеству выдающегося ирландского мыслителя Иоганна Скотта Эриугены ( 810 – 877), чей трактат «О разделении природы» ( 862 – 867)   был, следует здесь это энергично подчеркнуть, первым после «Эннеад» Плотина систематическим философским трактатом о мироустройстве!  С 847 года он был при дворе Карла Лысого ( 843 - 877) в качестве руководителя придворной школы. Ключевое его произведение – «О разделении природы».
Следует заметить, что Эриугена предпринял попытку представить концепцию НИЧТО  как собрание смысловых потенций, существующих вечно, но получающих бытие только по воле Бога. Он же представил Творца персонифицированным образом через образ Софии (но в целом он – пантеист, избегает аналогий между Богом и личностью, в отличие от, например, Августина). Есть Бог, есть Троица, есть София = посредник между Троицей и Высшим Богом, которая смягчает действие Божественного в тварном. Это ,несколько веков спустя, повторит Я. Беме.  Итак, вернемся к его труду «О разделении природы».  Там он выделяет следующие ступени, фазы природы:
1) Несотворенная и творящая = Бог совершенный, непостижимый, неограниченный, но проявляющий себя при помощи конечных и ограниченных предметов, в них и через них обнаруживающий себя. Первое обнаружение Бога = условное творение = Логос – Сын Божий. (У нас нет средств обнаружить Бога, но это не значит, что это совсем невозможно).
2) Природа сотворенная и творящая = это Логос или всеведение Бога, в нем скрыты архетипы всех вещей. В Христе есть архетипы всех вещей и они вечны. Все размещенное в пространстве и времени находится в движении, чему содействует Святой Дух, который и делает эти модели (архетипы) действующими причинами и реальными вещами.
3) Природа сотворенная и нетворящая. Это мир в пространстве и времени, но другого мира уже не созидающий. Это мир как его хотел Бог = его проявление или теофания, развернутость, экспликация в мир. Чувственный и множественный аспект разворачивания мира проявляется с момента первородного греха, который есть событие, предустановленное Богом. Падение – это разворачивание божественного замысла Творца. Оно поможет миру раскрыться, реализовать все смыслы и архетипы.
4) Природа несотворенная и нетворящая. Это есть Бог как последний предел в возвратном движении. Призвание человека – уподобиться Богу. Христос воплотился, дабы развернуть Универсум и указать дорогу назад. Путь назад имеет фазы: 1) распад на 4 элемента; 2) воскрешение во славе (в раю) = здесь имманентное сливается с трансцендентным = разворот в вечность; 3) распад телесного человека на дух и изначальные архетипы. Дух пылает движением к Богу, не достигая Его, витая вокруг Него.
Самое главное, что подчеркивает Эриугена, это то, что индивидуальность человека сохранится. «Бог сбережет суть твою». Вот такой оригинальный мыслитель, оставивший заметный след в истории философии. Интересные и оригинальные оценки личности и творчества Эриугены содержатся у С. Аверинцева (словарь «София-Логос», соответствующая статья, любое издание). Этот исследователь указывал, что в умственной атмосфере Запада той эпохи Эриугена представлял собой эксклюзивное, одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он не может относиться всерьез, к Августину же высказывает почтение, но и отчужденность; его подлинная духовная родина – мир греческой мысли, его философская вера, его кредо – платонизм и неоплатонизм, получивший христианское оформление в творчестве Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника. Труды двух последних Эриугена впервые перевел на латынь и занимался их истолкованием. Он – пантеист и монист, понимающий Бога как присутствующее во всем и одновременно запредельное бытие (августиновские аналогии Бога с человеческой личностью он отвергает), не поддающееся предметному постижению даже для самого себя. Все выходит из Бога, и все возвращается в Бога. В целом же, по Аверинцеву, грандиозные умственные построения Эриугены были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей. Только с 13 века возрождается интерес к его идеям (особенно в мистико-философской, еретической среде). Одновременно его взгляды подвергаются и официальному церковному остракизму (например, осуждение на парижском соборе 1210 года). Эриугена был и одаренным поэтом. В его поэтических опытах, где в латинскую речь вкраплено необычайное количество греческих слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума. Да, есть и такие вот оценки его философского наследия. И их нелишне иметь в виду для тех, кто историю философии постигает. 


Рецензии