Альберт великий. основные идеи

Далее у нас разговор пойдет о некоторых аспектах философского творчества  Альберта Великого  ( фон Больштедта) ( 1193 – 1280).  Он заслужил почетное в истории мысли прозвище – доктор универсалис  (всеобъемлющий).  С его именем связано создание первых в истории грандиозных философских сумм, настоящих энциклопедий средневековой духовности, содержавших все известные тогда знания обо всех уровнях, смыслах и слоях, проявлениях реальности. (Даже, наверное, Петр Ломбардский в своих знаменитых «Сентенциях» (1155-1158), считающихся эталонно-образцовыми, не достиг такой всеобъемлющей и универсальной грандиозности). Вот основные идеи и выводы, к которым Альберт Великий в ходе своего творчества пришел и которые он в своих текстах развернул:
--------отказ от теории двойной истины: философия и теология не смешиваются и не противопоставляются. Они самодостаточны. Теология – это практическое учение, стремящееся к знанию ради спасения. Здесь ключевой авторитет – Августин. Философия же – это разумное постижение сущего, основанное на логических доказательствах и опыте. Здесь основной авторитет – Аристотель;
---------- важнейшее понятие в онтологической структуре реальности – бытие. Это – первое совершенное сущее  - ens и основа всех вещей. Композиция каждой вещи ( система ее) образована из того, что есть ( id quod est) , то есть из сущности вещи, и отличного от сущности бытия, которым есть вещь ( esse quod est) . Бытие, таким образом, предшествует всяческим конкретизирующим и ограничивающим его определениям, благодаря которым просто бытие становится бытием чего – либо (конкретной, единичной вещи). То есть осуществляется развод, разграничение сущности и существования. Абсолютное, чистое, простое бытие, первое бытие находится по ту сторону вещей и есть Бог, в котором отсутствует всякая композиция;
--------всему сотворенному присуща причастность к определенной форме, соединимой или несоединимой с материей. Формы – это умопостигаемый, интеллигибельный свет. Но есть, помимо конкретных форм, универсальная природа и форма целого, излучаемая, эманируемая Первопричиной существования всего, что есть = Богом;
------ далее Альберт Великий задается вопросом: в чем причина множественности вещей? И сам же отвечает: она – в специфике погружения светоформ во тьму материи  и в отдаленности всякой твари от Бога;
-------- Универсум творения устроен по принципу геоцентрической космологии;
-------- философская антропология, полагает Альберт Великий, имеет задачу совмещения учения о душе Платона и Аристотеля = нужно дать их убедительный и всеобъемлющий синтез. Причем, душа понимается и как форма, и как особая, бестелесная, нематериальная спиритуалистическая субстанция;
--------- познание должно исходить из того, что разум до опыта – это tabula rasa (то есть чистая доска), которая постепенно приобретает знания при посредстве двух интенций: 1) акт интеллекта, направленный на внешний объект и 2) акт интеллектуальной рефлексии, направленный уже на само мышление.
Вот, если телеграфно кратко, не растекаясь, так сказать, мыслью по древу, то, наверное, так можно обобщить философские искания и озарения Альберта Великого. И, завершая разговор о нем, еще прибегнем к оценкам А. М. Шишкова, к каковым мы уже не раз в этой своей главе по средневековой философии по разным поводам обращались. Так вот, А. М. Шишков, оценивая творчество Альберта Великого, находит, что с именем этого мыслителя, изложившего и прокомментировавшего практически все работы Аристотеля, связана рецепция идей и методов последнего (с учетом, разумеется, их тщательной корректировки и истолкования в духе христианской теологии) философией и наукой европейского Средневековья. По авторитетному мнению Альберта Великого, всякое истинное знание о чувственно воспринимаемом или умопостигаемом мире ценно само по себе, а потому является (вне зависимости от своего происхождения) пригодным для включения в общий контекст христианской мысли; и посему цель исследователя – согласовать это знание с догматическими представлениями о личностном Боге, свободной душе и сотворенном универсуме. При этом, согласно мнению А. М. Шишкова, в попытке создать с помощью аристотелевских трудов целокупную систему католического мировоззрения Альберту Великому вполне удается выдержать необходимый баланс, отвергающий как абсолютное неприятие перипатетизма со стороны традиционного августинистского богословия, так и противоположную ему некритическую приверженность ряду одиозных концепций некоторых последователей Стагирита, - например, Альберт Великий написал трактат «О единстве разума против Аверроэса». Альберт Великий был средневековым энциклопедистом и натуралистом, в чьих трудах представлены практически все возможные в то время области естествознания, он ввел в обиход средневековой мысли значительный объем ранее недоступной для нее естественнонаучной информации, содержащейся в сочинениях Аристотеля и арабских ученых. Он был твердо убежден в том, что научное знание не может добываться исключительно из книг. Да, что касается божественной воли, то она непостижима, но законы естественного порядка (являющиеся инструментами ее проявления) подлежат изучению человеком. Индивидуально сущее и, в том числе, частные явления природы постигаются только посредством опыта. Исходя из данного положения, Альберт Великий прославился и как практик-натуралист, проводивший собственные, основанные на непосредственном наблюдении и эмпирической верификации исследования, сопровождавшиеся тщательным описанием природных явлений и большой систематизаторской работой по их классификации. Он писал и о животных, и о растениях, и о минералах (описал 95 их видов), об астрономии, климатологии, географии. Он наблюдал кометы и лунную радугу, изучал морские течения, горячие источники, горные системы, вулканы, землетрясения, возможно, именно он (есть и такие предположения) первым получил металлический мышьяк. Альберт Великий был популярнейшим и востребованнейшим автором не только в свою эпоху, но и гораздо позже. Например, в 15 веке именно этот мыслитель лидировал по количеству печатных научных изданий – 151, второе место занимал Аристотель – 98. Согласимся, что факт более чем показательный. И отнюдь неслучайно также, что именно образ Альберта Великого символизирует на гравюре А. Дюрера «Аллегория Философии» (1502) мудрость немецких ученых .


Рецензии