Призрак усадьбы 3

В метрах десяти от нас стояла старушка с седыми волосами, убранными в пучок. На ней была длинная темно-синяя юбка и такого же цвета блузка. На плечах накидка с узором. Женщина, повернув голову, поглядела на нас и двинулась в нашу сторону.  В фигуре виднелась былая стать. Лицо, в глубоких морщинах, хранило в себе красоту. К груди таинственная особа прижимала книгу в старом переплете. Казалось, на глазах блестели слезы.
- Добрый день, молодые люди – поздоровалась старушка.
Мы поздоровались в ответ и молчали, ожидая, что незнакомка пройдет мимо. Но она с интересом смотрела на нас.
- Я вижу, усадьба запала вам в души, - тихо сказала она, ожидая от нас ответа.
- Да, мы впечатлены, - сказал Кирилл.
А мы закивали, подтверждая его слова.
- Видите ли, я здесь неспроста, - продолжила дама, - моя прабабушка очень любила бывать здесь в молодости. Она лично была знакома с Николаем Ивановичем Талдыкиным. Ее звали Аглая.  Совсем недавно я нашла ее дневник в семейном архиве, среди ценных бумаг, и, прочитав его, захотела увидеть все собственными глазами. Оказывается история усадьбы намного загадочнее, чем вы можете представить, здесь есть призраки. Если вам интересно, я могу отдать дневник.
- Извините, а как к вам обращаться? – спросила Ольга, осмелев.
- Аглая Михайловна, меня назвали в честь нее, - ответила дама, улыбнувшись.
- Неужели, вы думаете, что призраки существуют? – удивленно спросила я.
- Я уверенна, что это так, - уверенно сказала старушка, -  На своем веку я повидала много людей, которые видели призраков. Я уверена, что на мельнице и сейчас есть призрак, - загадочно сказала Аглая Михайловна.
- С чего вы взяли? – встрепенулась Оля.
- Я нахожусь в том возрасте, когда грань между жизнью и смертью становится слишком тонкой. Порой ты начинаешь видеть то, чего обычно не видят другие, - улыбнулась  старушка.
-  Я не верю в призраков, - сказал Илья.
- И я не верю, кстати, нам пора возвращаться в лагерь, - глядя на телефон, сказал Кирилл.
- Что ж, - сказала, задумавшись, старушка, - Прощайте, молодые люди. Но напоследок, я хочу отдать вам этот дневник, - она протянула его мне.
Я замахала руками.
- Что вы, я не могу его принять, - протестовала я, это же память о вашей прабабушке.
- Бери, я все равно хотела оставить его здесь. Думаю, она бы хотела этого.
С этими словами Аглая Михайловна вложила мне в руки книгу и махнула кому-то рукой. В тот же момент к ней подбежали двое мужчин в костюмах.
- Устала я, голубчики. Отвезите меня в отель.
Аглая Михайловна взяла под руку одного из мужчин и направилась к выходу.
- Какая необычная старушка, - глядя в след бабушке, сказала я.
Меня интересовали мистические истории о призраках и всем сверхъестественном, но из-за моего богатого воображения, после подобных рассказов, я не могла заснуть. Я с интересом покрутила старую книгу в руках. Она была небольшой,  с выцветшей обложкой и пожелтевшими страницами. Раскрыв ее на первой странице, я обратила внимание на год, который был выведен аккуратным каллиграфическим почерком, обозначая начало ведения дневника. 1894. «Это же год завершения строительства мельницы», - подумала я, вспомнив рассказ Ильи.
Мы вернулись в лагерь. Пообедав, каждый занялся своими делами.  Мой мозг был настолько возбужден увиденной и услышанной информацией, что я ни о чем не могла думать, кроме как об усадьбе. Еще мне не давали покоя слова Аглаи Михайловны о призраке. Неужели они и вправду существуют? Находясь на мельнице, я ощущала сильную энергию, исходящую от того места. Может в дневнике прабабушки есть что-нибудь интересное? Я посмотрела на книгу, лежавшую на рюкзаке у входа, и закусила губу. Почему старушка решила отдать мне книгу? Еще немного подумав, я решилась прочесть дневник, но только начала, как в палатку зашла Оля.
- Илюша хочет съездить в магазин, спрашивает, не хочешь ли ты составить ему компанию, - спросила она.
- Угу, - оторвавшись от дневника, ответила я.
- Ну, вставай тогда, он уже собрался.
 Я и Илья сели в машину и тронулись.  Поднявшись на гору, я посмотрела в сторону мельницы. Из далека она была еще прекраснее и величественнее.  В какой-то момент, мне показалось, что на набережной стоит человек, но в следующую секунду там никого не оказалось. « Да мало ли, что это было. Может неудачная тень или просто  туристы»,- подумала я. Илья быстро отвлек меня от этих мыслей разговорами о том, что неплохо бы зимой съездить куда-нибудь в горы. Полюбоваться заснеженными вершинами и горными реками.
Время пролетело не заметно. Вот уже вечер.  Кирилл развел костер,  а Илья собирался готовить барбекю. А мы с Олей, как всегда, наслаждались романтикой вечера.
-  Я видела, ты начинала читать дневник. Было что-то интересное? – спросила Оля.
- Я и читать толком не начала. Ты знаешь, первую запись написали в 1894 году. Именно тогда завершилось строительство производственной части усадьбы, - укрываясь пледом, ответила я, - Кстати, ты брала спрей от комаров, я забыла просто? – спросила я подругу.
- Да взяла, сейчас принесу, - ответила подруга, направляясь к палатке.
Оля вернулась со спреем, а следом за ней подошли  Кира и Илья. В руках у них, на шампурах, дымились аппетитные сосиски. От их аромата слюнки потекли.
- Всем приятного аппетита, - сказал Илья, - Насть, а ты начинала читать тот дневник, - вдруг спросил Илья.
- Да, как-то не успела – ответила я, пожимая плечами.
- Может,  почитаем его у костра после еды? – поинтересовался  Илья.
- А, почему нет? – улыбнулась я, - Но читаешь ты.
- А почему я?  - пробурчал Илья.
- Инициатива наказуема, - рассмеялся Кирилл, подмигнув Илье.
- Вообще-то, автор – женщина, поэтому  лучше читать девушке, - аргументировал Илья.
- Ну ладно, - рассмеялась я, отправляясь за дневником.
Вернувшись, поудобнее уселась, и начала читать.
История из дневника Аглаи
Мне исполнилось девятнадцать лет. Мой отец был дружен с семьей Талдыкина, поэтому нас пригласили на семейный праздник. В тот вечер я влюбилась в это место.  Мы подъехали к дому Николая Ивановича к шести вечера и были радушно встречены хозяевами.  Я ужасно не любила, приемы и званые вечера, но маман часто выводила меня в свет, утверждая, что это пригодится в жизни.  Но я, на подобных вечерах, чувствовала себя неуютно. Вот и сейчас, отойдя в сторонку, скучала в одиночестве, глядя в окно. И была бескрайне рада, когда Николай Иванович предложил гостям осмотреть новую мельницу.
Гости чинно вышагивали за хозяином, а тот в свою очередь, решил провести экскурсию по имению. Мы шли по каменной лестнице, вниз к реке, через восхитительный  парк, разбитые  на склоне горы.  Талдыкин говорил о редких кустарниках и деревьях, привезенных из-за границы, о разных сортах сирени, о всевозможных цветах. Слушать его было интересно. Особенно мне запомнился каскадный водопад. Ничего подобного я в жизни не видела.  Спустившись, нам показали здания для работников и саму мельницу. Я смотрела на все с нескрываемым интересом. Потом отделилась от ахающей толпы и подошла к реке. Закат окрасил все вокруг теплыми, алыми красками, солнце садилось за гору, напротив усадьбы. На противоположном берегу, крестьянские дети гнали стадо коров в деревню.  Над водой летали голубые стрекозы. Поток реки крутил водяное колесо, шум срывающейся воды убаюкивал и расслаблял. Хотелось сесть на землю, поджать ноги и наблюдать за наступлением темноты. Но нельзя! Все эти манеры и хороший тон не позволяли так поступить. Маменька будет в бешенстве от подобной выходки. Поэтому, тяжело вздохнув, я решила подойти еще поближе к реке, но сделав шаг, споткнулась. Пытаясь удержаться, раскинула в стороны руки, но это не помогло, поэтому, мысленно я подготовилась к падению. Вдруг меня подхватили чьи-то сильные руки и вернули равновесие.  Подняв голову, я увидела красивого молодого мужчину.
- Благодарю, сударь. Могу ли я узнать ваше имя? – перебирая пальцами ткань платья, смущенно спросила я.
Спаситель удивленно выгнул бровь.
- Павел Долгов, - кивнув головой, представился мужчина.
- Почему вы здесь одна в столь поздний час? – поинтересовался Павел.
- Я не одна. Я с родителями и  остальными гостями спустилась посмотреть мельницу.
 Я обернулась туда, где недавно стояли гости, но, увы, никого не было. Наверно, пока я любовалась природой, все вернулись обратно. Странно, что родители не заметили моего исчезновения. Переведя взгляд на мужчину, растерянно захлопала глазами.
- Еще раз благодарю за помощь, мне пора возвращаться, - быстро сказала я, поворачиваясь в сторону усадьбы.
- Постойте, - окликнул Павел, - позвольте мне проводить Вас до дома, уже темнеет.
Я не нашла, чем ему возразить и, кивнув в знак согласия, пошла первой.  Всю дорогу  мужчина молчал. Когда мы подошли к крыльцу, я обернулась, чтобы лучше рассмотреть своего спутника в свете фонарей.  Он был высокого роста, широким в плечах,  непокорные ,русые, вьющиеся волосы ниспадали на лоб, синие задумчивые глаза, прямой нос. Элегантный темно-синий фрак и такие же брюки, белоснежная рубашка и шейный платок. Он выглядел просто и изысканно.  Для себя я отметила его неземное обаяние и привлекательность.  Павел распахнул передо мной дверь, пропуская вперед. Как только мы вошли, к нам подошли мама  и Николай Иванович.
- Аглая, дорогая, где ты была?- испуганно спросила маман.
- У мельницы, - тихо ответила я.
- Милая, ты нас так напугала!
-Князь, добро пожаловать! – радостно воскликнул Талдыкин, - Рад, что вы решили навестить нас.
- Я тоже, безусловно, рад встречи с вами,-  улыбнулся Павел.
- Я вижу, вы уже познакомились с очаровательной Аглаей?- удивился Николай Иванович.
- Да, я имел такую честь, - кивнул князь.
Тут подошел отец и поздоровался с князем. Я уже хотела откланяться и отойти в сторонку, но мать крепко схватила меня за руку.
- Стой рядом, пока князь не уйдет. Это твой шанс, он холост и подбирает себе невесту, - прошептала мне мама на ухо, прикрываясь веером.
Я хотела возмутиться, но увидев лицо матушки, не осмелилась перечить. Поэтому опустив голову, простояла рядом до конца беседы.  Вечер окончился и, пока нам подгоняли коляску, я с наслаждением вдыхала прохладный воздух, глядя на звездное небо. Рядом, в парке, послышалась трель соловья. Как чудесно он пел. Мне так понравилось здесь, что не хотелось уезжать. Заметив это, радушный хозяин предложил мне как можно чаще приезжать погостить, чему я, несказанно обрадовалась. Лошади тронулись, увозя нас домой. Я долго не могла заснуть. Усадьба полностью заполнила мои мысли.
Когда выпадала возможность, я отправлялась на мельницу. Меня очень тянуло туда. Однажды, сидев у фонтана, ко мне снова подошел князь Павел.  У нас завязалась беседа. Он оказался интересным собеседником. Рассказывал  забавные истории и шутил.  Я и сама не поняла, в какой момент он мне понравился. С тех пор мы начали видеться чаще. Гуляли по парку, вдоль реки, катались на лошадях. От его случайных прикосновений к моей руке, земля уходила из-под ног.  Несколько раз мои родители приглашали его к нам в дом. И однажды, отец сообщил мне, что князь Павел Долгов просит моей руки. Я даже рот от удивления открыла.
- Просит руки?- переспросила я.
- Да, Аглаюшка.  И как заботливый родитель, думающий о своем чаде, я дал согласие, - заботливо погладив меня по щеке, ответил отец.
- Но, папа, мы только недавно познакомились! Разве так можно?- запаниковала я.
- Успокойся, дитя. Князь, несмотря на юный возраст, довольно хорошо разбирается в людях. И если он решился на такой ответственный шаг, значит, ты ему  очень понравилась. Ты ведь знаешь, что все незамужние девицы нашего города желают добиться его расположения, а он выбрал тебя. Это честь!
 В нашем доме поднялась суматоха. Все готовились к свадьбе. Меня возили по магазинам с тканями, чтобы выбрать материю и кружево к подвенечному платью. К вечеру я валилась с ног и ужасно тосковала по тихой усадьбе у реки. Ночью мне приснился странный сон. Я стояла на берегу реки и смотрела на мельницу. Вдруг я услышала голос жены Николая Ивановича. Женщина искала меня по парку и громко звала меня. Я проснулась, твердо решив утром поехать к Талдыкиным. Но этому не дано было случиться. Наутро, нас известили о том, что Николая Ивановича и его жену нашли мертвыми в их спальне, с проломленными головами.  Полиция уже начала расследование. При осмотре комнаты, была найдена записка со следующей надписью: « Кто своих обделяет, тот не жилец». Все улики указывали на племянника Талдыкина. Но все это еще проверялось. От этой новости я потеряла сознание.   Свадьбу решили перенести на месяц.  В этой смерти было много загадок.  Нас пригласили на отпевание. Во время служения в храме почувствовалось благоухание. Самым  удивительным было то, что когда супругов начали хоронить, оказалось, что у могил нет дна, поэтому были выкопаны новые могилы в другом месте.   
Через пару дней, я,  набравшись смелости, решила снова съездить на мельницу. Князь Павел изъявил желание поехать со мной.  В дом мы не стали заходить,  побродив по аллеям парка, спустились  к реке. Вдруг я услышала, что меня кто-то зовет, совсем близко. Я обернулась – никого.
- Вы, слышали что-то, - спросил меня князь.
- А вы, - ответила вопросом на вопрос я.
- Вас кто-то позвал, - ответил молодой человек.
- Друзья мои, - снова услышали мы.
Стало как-то не по себе.
-Там, - сказал князь, указывая в сторону парка, - Между деревьев кто-то есть.
- Идемте! – ответила я ему.
Добежав до того места, мы никого не обнаружили, но нас снова окликнули. И  силуэты мелькнули у фонтанов. Но и там никого не оказалось.
- Господа, что за нелепые шутки, - грозно крикнул князь, - Извольте объясниться.
-Сюда! – позвали нас от усадьбы.
Когда мы вышли к дому, на крыльце появилось два силуэта. Подойдя ближе, мы узнали в людях покойных хозяев. Меня словно холодной водой окатили, я почувствовала, что  от страха вперемешку с удивлением, не могу пошевелиться. Призраки подошли чуть ближе, сохраняя дистанцию. Князь выступил в перед, заслоняя меня собой.
- Николай Иванович? Катерина Степановна? Вы ли это? – подавляя дрожь в голосе, спросил князь Павел.
Супруги, подтверждающее кивнули.
- Как такое возможно? Почему вы здесь? – продолжил общение князь.
- Помогите! Мою мельницу, мое творение хочет выкупить ужасный человек. Мне не удалось ему помешать при жизни. Без вас я не справлюсь, -  обреченно сказал дух.
- Как вы можете быть здесь? – настороженно спросил князь, закрывая меня собой.
- У меня на земле осталось незаконченное дело. Завершив его, мы уйдём навсегда, - тихо ответил призрак.
-  Что мы должны сделать?- смело спросил князь Павел.
- Вы должны уничтожить несколько документов у меня в кабинете, с остальным я справлюсь сам. Мы  не можем дотронуться до чего-либо в этом мире. Мои дети не будут заниматься усадьбой. Нам бы хотелось, чтобы все, что здесь находится, перешло в руки честного человека, который привяжется к этому месту всей душой. Друзья, позаботьтесь о усадьбе.
Мы все сделали так, как просил Николай Иванович, и отправились домой. Через неделю мы узнали, что кто-то действительно пытался незаконно присвоить мельницу, но сошел с ума, доказывая всем, что к нему приходит дух бывшего владельца.  Человек говорил, что призрак не пускал его в усадьбу и пугал. Сумасшедший твердил, что мельницей смогут завладеть  люди с чистой душой, которые будут присматривать за усадьбой.
Тогда у нас не было возможности выкупить усадьбу. После свадьбы, я с мужем уехала за границу, родила двоих детей.  Позже мы хотели вернуться на родину, но здоровье младшего ребенка не позволяло отправляться в долгие поездки.  Когда мне исполнилось сорок два года, в России началась революция, и мы остались во Франции. 
« Из-за ужасных событий в России, мы не сможем вернуться на родину. Это так угнетает. А еще, я сильно тоскую по усадьбе купца Талдыкина, ставшей для меня, самым дорогим местом моей юности. Я чувствую, что однажды, увижу ее вновь! Пусть это будет даже после смерти». – такой была последняя запись в дневнике Аглаи.
Закончив рассказ, я поежилась. Странно, что за время чтения меня никто не перебил.
- Вы что, заснули, пока я читала?- спросила я ребят.
-Нет. Просто внимательно слушали, - ответил мне Илья.
- Получается, что Аглая не только лично знала хозяина усадьбы, но и видела его призрак? Вы думаете это реальная история? Может девушка просто увлекалась мистикой, или была не в себе? – высказалась Оля.
-Могу сказать только одно, о загадочной смерти и бездонных могилах я читал в интернете, - сказал Илья,- Там было написано, что захоронение  стали местом паломничества, потому что оно было целебным. Советским властям это не понравилось  и в 1931 году могилу Талдыкиных осквернили, тела перезахоронили, и никто не знает куда. Говорят, что души усопших обрели покой в своих владениях,- закончил свой рассказ  Илья.
- Но в дневнике сказано, что они собирались уйти после того, как выполнят незаконченное дело, - сказала я.
- Ну, может тогда они ушли, а потом вернулись, - предположила Оля.
- Вряд ли, загробный мир – проходной двор. Не думаю, что можно так просто туда - сюда ходить, - возмутилась я, - Одно я знаю точно, не спать мне спокойно этой ночью.
- Почему, - удивился Кирилл.
- Потому, что мой интерес к мистике равно пропорционален страху от нее,- подсаживаясь  поближе к Илье и прижимаясь к нему, - ответила я.
Илья прижал меня к себе.
- Ну, что ты глупышка, не бойся.  Здесь никто не появится. Пойдемте лучше спать.


Рецензии