10. Для чего Бог имеет много форм

Основы ведической философии. часть 10
Читать 9 часть " Верховная Личность Бога"
http://proza.ru/2021/06/22/588



***

Каково значение слова Бог? Кто Он?

"Бог" означает: "Тот, кто обладает всеми качествами в полной,
бесконечной степени". Великий мудрец Парашара Муни свел все эти
бесконечные качества к шести основным (Вишну-Пурана 6.5.74):

"Того, Кто в полной мере обладает следующими шестью достояниями:
богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью,
называют Богом".

На свете много людей, которые очень богаты, очень могущественны,
очень красивы, очень знамениты, обладают огромным знанием или
способны к самоотречению. Однако никто из них не может претендовать
на то, что он обладает всеми богатствами, всей силой и прочим
в полном объеме. Говорить так о Себе имеет право
только Верховная Личность Бога.


***


Люди называют Бога разными именами, - означает ли это,
что есть много Богов?

Бог - единственный. Но Он проявляет Себя в разных обликах,
частично отражающих качества изначальной Личности Бога.

Воплощения Бога имеют разные имена, соответственно качествам,
которые они проявляют. Однако изначальная Личность Бога
включает в Себя - все качества.
Поэтому имя, которое характеризует Верховную Личность Бога
с этой стороны - это "Всепривлекающий". То есть обладающий
всеми качествами, которые привлекают к Нему всех существ.

Поэтому ведическая философия провозглашают, что Верховная
Личность Бога имеет имя - Кришна, помимо всех других Его имен.
Слово "Кришна" - переводится на русский язык как
"Привлекательный для всех".

В "Брахма-самхите" первое живое существо во Вселенной утверждает,
что Кришна - это Верховная Личность Бога. На свете нет никого равного
Ему или более великого, чем Он. Он - предвечный Господь, которого
называют также Говиндой;  Он - Высшая причина всех причин.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам

"Многие обладают качествами Бога, но Кришна превосходит всех, ибо
никто не может затмить Его. Он - Высшая Личность, а Его вечное
тело исполнено блаженства и знания. Он - предвечный Господь Говинда,
причина всех причин" (Брахма-самхита, 5.1).

Также в древнем священном трактате 5000 летней давности,
в "Шримад-Бхагаватам", перечислено много воплощений Верховной
Личности Бога. Однако Кришна назван в нем изначальной Личностью
Бога (Бхагаван), источником всего множества других Своих воплощений (Бхаг.,1.3.28):

эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге

"Все перечисленные здесь воплощения Бога - это либо полные проявления,
либо части полных проявлений Верховного Господа, но Кришна - это Сам
Верховный Господь, Личность Бога".

Сам Кришна утверждает в "Бхагавад-Гите" (7.7), что нет истины выше,
чем Он:

маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива

"О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится
на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить".



***

Таким образом, во всей ведической литературе, в различных местах,
прямо или косвенно, в комментариях или объяснениях, намеками или
выводами, всегда Шри Кришна, а не кто-либо еще, описывается
как Верховный. В "Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 2.106) утверждается:

свайам бхагаван кришна, кришна сарвашрай
парама ишвара кришна сарва шастре кайа

"Шри Кришна, Личность Бога - изначальный Верховный Господь,
причина всех  экспансий (воплощений Бога). Все бого-откровенные
писания принимают Шри Кришну как Верховного Господа".

Итак, Бог - это Шри Кришна, Абсолютная Истина, являющийся
источником всех других Своих форм. Он "Тот, из Кого исходит все" -
джанмадй асйа йатах (Шримад-Бхагаватам 1.1.1).



***

Какие бывают воплощения Бога (экспансии), и чем
Они отличаются от Кришны, изначального Всевышнего?

Являясь Верховной Личностью Бога, Кришна может проявлять Себя
одновременно во множестве форм в разных местах. Такие формы
называют личными экспансиями.

"Экспансия" буквально означает - "То, что исходит от Кришны".
Некоторые экспансии обладают всеми достояниями Верховной Личности
Бога.
Такие всемогущие формы Господа называют "вишну-таттва". То есть
относящиеся к той же категории Абсолютной Истины, что и Кришна.

Вместе с тем, Кришна занимает уникальное положение среди них всех.

В "Брахма-самхите" вишну-таттвы сравниваются - с горящими свечами.
Хотя нет разницы между пламенем этих свечей, тем не менее, одна из них
отличается тем, что с ее помощью зажгли все остальные.
Господь Кришна является источником всех остальных свечей.
То есть всех остальных Своих форм.

Кроме личных экспансий Бог распространяет Себя во множество
других форм и энергий, проявляющих Его разнообразные качества.
Если вишну-таттвы проявляют Его бесконечно великий аспект,
то живые существа ( души), проявляют Его бесконечно малый аспект.

Иногда Бог нисходит или воплощается в материальном мире с
определенной целью. Такие воплощения называют аватара -
"Тот, кто нисходит".

Ниже приводятся основные категории аватар, на основе
священного трактата 15 века,"Чайтанья-Чаритамриты"
(Мадхья 20.245-246):


* пуруша-аватары - воплощения, в которых Бог осуществляет
материальное творение

* лила-аватары - воплощения, в которых Бог являет
миру Свои удивительные деяния, цель которых восстановить
принципы религии, наказать грешников, а также защитить
преданных, сгорающих в разлуке с Господом

* гуна-аватары - воплощения, в которых Бог управляет стихиями
материальной природы:
- страстью - Господь Брахма, который творит Вселенную
- добродетелью - Господь Вишну, поддерживающий Вселенную
- невежеством - Господь Шива, разрушающий Вселенную

* манвантара-аватары - воплощения, в которых Бог создает общий
свод религиозных законов для всего человечества

* юга-аватары - воплощения, в которых Бог регламентирует
оптимальные методы духовного самосовершенствования для различных
временных эпох (юга-дхарму).

* шактьявеша-аватары - воплощения в образе живых существ,
уполномоченных на какие-то особые функции. То есть, это с виду
обычные люди, но они наделены некоторыми качествам Бога.
Они - Миссии.


И хотя все эти воплощения могут быть очень могущественны, тем
не менее, они отражают лишь часть качеств Кришны, Всевышнего,
и играют подчиненную Ему роль.

О качествах Всевышнего, благодаря которым Он превосходит
все остальные Свои воплощения - мы узнаем в следующий раз.


***

Продолжение читать >>  "Качества характера Бога". 11 часть
http://proza.ru/2021/07/20/1124)


Рецензии