Последний свидетель

  Сегодня на телеканале Губерния, видел передачу, где руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин, рассказывал об итогах вахты Памяти на кровавой «Берлинке».

     Настойчиво, каждый год поисковики, находят  жертвы  фашистов. Их количество растет.
     Такие же дороги строились у Нижней Ведуги и у  Гартмашевки на - Богучар. Там тоже лилась обильно кровь. Пока это направление не изучено. Узкоколейку с Богучара на Украину использовали наши наступающие войска.

      Впечатлил рассказ Михаила о детских пряжках с изображением самолета из Артека.

     Сразу вспомнился рассказ, узника Лушниковки,  Алексея Семеновича Тавлинова из Коротояка

     Он вспоминал, что 5 июля 1942 года его семья с соседями по улице от бомбежки ушли на край села. Здесь на горе у Марфутки  Прошиной в доме было много детей  из приюта.   Дети эвакуировались в тыл. Многие были ранены.  С ними была всего одна молодая женщина, которая за ними ухаживала, кормила.
 
    Жители Коротояка помогали ей в этом продуктами. Детский приют не успел переправиться через Дон.  Пришли фашисты и выгнали детей в сарай, а в доме хранили велосипеды.

     Вскоре, детей погнали в тыл. Несколько раненых ребят осталось у жителей города. Они здесь и выросли. О судьбе угнанных детей Алексей Семенович ничего не знает.   Может это их пряжки?

  Выгнали фашисты и его семью и жителей Коротояка. Первым местом, где они провели несколько дней была Лушниковка у Острогожска. Здесь восьмилетний мальчик Алеша с друзьями стал свидетелем казни учительницы. На краю оврага, куда они забрели в поисках картошки, немцы установили виселицу. Первой повесили учительницу. Испуганные смертью, они убежали. Потом слышал, что там повесили многих членов партии, но больше он там не был. Вероятно, в этом овраге немцы и прятали своих жертв.

     После  Лушниковки жителей погнали в Калитву (сейчас это хутор Труд) жили в конюшне. Немцы каждой семье выделяли по станку (место, где стояла зимой одна лошадь. В Уколово гнали уже с собаками.  После освобождения вернулись в Шубное, а затем в Гончаровку.  Питались убитой венгерской лошадью. Она и спасла их от голодной смерти.

На снимке краевед Михаил Семенович Кулаков беседует с Алексеем Семеновичем Тавлиновым.


Рецензии