Дедал и Икар

АФИНЫ.

Легенды и предания хранит любой народ.
Идут бок о бок условность и реальный мир,
Как будто все придумал умелый кукловод.
Для каждого творения находится кумир.

Акрополь. Стою, молчу, дыханье затая.
Мне дорог каждый миг, здесь пережитый.
Я наблюдаю всюду основы бытия,
Века, прошедшие и ставшие защитой.

Взойдя на холм, пройдя чрез Пропилеи,
Мы справа видим могучий Парфенон.
От статуи Афины слева галереи
Храма по названию Эрехтейон.

На месте том, где был построен храм,
Поспорили Афина с Посейдоном,
Так не терпелось уяснить богам
Вопрос, кто будет главным в регионе.

Афина победила в этом споре,
Но храм был посвящен богам обоим.
Царь Эрехтей убит был Посейдоном,
И царским именем храм удостоен.

Промчались годы, потомок Эрехтея,
Дедал, великий зодчий и ваятель,
Прекрасно мастерством своим владея,
Явился миру как новый созидатель.

Он возводил чертоги для царей
И храмы для поклонения богам.
Туда ходило множество людей
Отдать свой долг заветным небесам.

Он высекал из мрамора скульптуры,   
Так, что они казались всем живыми.
Взгляд восхищали чудные фигуры,
Красивые, как будто неземные.

Начало сей истории в Афинах,
Там творчество его ценилось высоко.
Воспел он музу в сказочных глубинах,
Там, где она стремилась полною рекой.

В отличие от множества героев,
Дедала жизнь является реальной
И подтверждение нашла земное,
Творения  представив идеально.

Его скульптуры назывались чудом,
И верится, что они двигаться могли.
Геракла статуи и в Фивах, и Афинах,
Афина в Делосе легендой обросли.

Племянник Талос был его учеником,
В двенадцать лет он изобрел пилу и циркуль,
Гончарный круг, порадовал станком
Токарным. Рад должен быть его учитель.

Но ревность к Талосу Дедала ослепила,
Он не хотел ему дорогу уступить.
Поняв, чем конкуренция ему грозила,
Решил, не мешкая, племянника убить.

День подошел к концу и плохо завершился,
Под вечер, по Акрополю гуляя,
Он Талоса столкнул с холма и тот разбился.
И вмиг закончилась жизнь молодая.

   КРИТ. У ЦАРЯ МИНОСА

Смерть присудил Ареопаг, но он сбежал
На Крит, к всесильному царю Миносу.
Царь рад Дедалу был, а тот ему создал
Творений разных сверкающую россыпь.

Прибыв на Крит, Дедал женился на Навкрате,
Она ему Икара родила.
Он многое придумал, видны результаты.
И жизнь Дедала снова расцвела.

Он первым был во многих начинаньях:
Поставил на корабль косые паруса,
Построил танцплощадку, придумал баню,
Большую пользу людям этим принося.

Он для жены Миноса Пасифаи
Придумал хитрое изобретенье.
С ним, замыслы свои осуществляя,
Она быка добилась соблазненья.

Родилось у жены Миноса чудище
Лишь тело человека, а голова быка.
И царь велел создать дворец, принудивший
Его жить взаперти, возможно, на века.

Построил Минотавру, Пасифаи сыну,
Дворец, в историю вошедший, Лабиринт.
В него царь Минос спрятал жуткую зверину.
Войти в него возможно, найти же выход - нет.

На Крит прибыл корабль из Афин,
На нем семь девушек и семь парней.
Их бросят к Минотавру в Лабиринт.
Но с ними прибыл царский сын Тесей.

Царь Минос наложил такую дань
За гибель своего родного сына.
На состязаньях, перешедших грань,
Случайно убиенного в Афинах.

Дочь Миноса приметила Тесея.
Тут Афродита свое уменье приложила:
Любовь пришла, собою не владея,
Царевна Ариадна ему помочь решила.

Чтобы сопутствовал успех в сраженьи,
Она любимому острейший меч дала.
Для выхода его из подземелья
Нить путеводную Дедала принесла.

Прожил Дедал на Крите много лет,
Не думал Минос отпускать его.
На их отъезд он наложил запрет,
Держа их постоянно под замком.

Дедал смотрел на птиц из окон башни,
И в голове сложился план побега.
Все рассчитав, он понял, что не страшно,
Когда все сделано для человека.

«Я не могу ни сушей и ни морем
Освободиться от неволи царской.
Пускай же небо в этом мне поможет,
И посрамлю я Миноса коварство».

Задумал все Дедал и взялся за работу.
Скрепил он птичьи перья нитками и воском.
Готовить крылья стал он к дальнему полету,
А сами крылья закрепил немного косо.

И получились точно птичьи крылья,
На крыльях петли, в них руки он продел.
Вот так задуманное стала былью,
Взмахнув руками, он с башни вниз слетел.

Икар с изумлением смотрел на отца,
Парившего подобно громадной птице.
И облетевшего чуть ли не полдворца,
Расставшегося с опостылевшей темницей.

ПОБЕГ ИЗ НЕВОЛИ

Дедал опустился и сыну сказал:

- Икар, сейчас мы бежим с тобой из плена.
Во время полета будь осторожен.
Лети за мной прямо, без всякого крена,
Путь на Афины мной будет проложен.
Не подлетай слишком низко к морю,
Чтоб не коснуться воды крылами.
Ведь все доступно твоему обзору
И все спокойно под небесами.
Не поднимайся слишком близко к солнцу:
Жара растопит воск, и крылья рухнут.
Жизнь сразу же несчастьем обернется.
Ты вслед лети, и в том моя порука.

Дедал с Икаром плавно в воздух взмыли.
Для всех, кто видел их полет, казалось,
Что это боги по небу скользили,
А небо в солнечных лучах купалось.

Назад все время посматривал Дедал,
Чтобы увидеть, как сын его летит.
Под ними острова. Лишь взор на них упал.
Их цель Афины, и она манит.

Быстрый полет забавляет Икара,
Давно он забыл наставленья отца,
Взлетел высоко, здесь влияние жара
От солнца. О, боги, простите юнца!

Взмахнул Икар руками, но крыльев  нет,
Увлекшись, позабыл  родительский запрет.
Все перья выпали и ветер их унес:
Палящие лучи весь растопили воск.

Низвергнулся Икар с огромной высоты,
И море приняло его в свои объятья.
Конец желанию свободу обрести,
Жизнь, непрожитую, по глупости утратил.

Дедал еще раз обернулся назад -
Ни в небе, ни в море, куда бросит взгляд,
Икара не видно. Стал сына он звать -
Утрату свою не хотел он понять.

Отцовскому горю нету границы.
Тело Икара не смог розыскать,
Хотя и искал он вплоть до денницы.
Так и пришлось без него улетать.

Море, в котором Икар утонул,
И остров, где он навеки заснул,
Именем его увековечены,
Память о нем теперь долговечная..

Сына Дедал забрал у родной сестры,
Она же убила себя от горя,
Погиб его сын, ощущенья остры –
Каждый ребенок родителю дорог.

«Полет Икара» - это сочетанье
Подходит для оценки тех идей,
Чья тщетность получает наказанье,
Заставит отказаться от затей.

«Не поднимайся слишком близко к солнцу»!
Такими действиями вы себя убьете.
Кто думать будет, кто-то посмеется,
Запомни, что посеете, то и пожнете.

СИЦИЛИЯ, ЦАРСТВО КОКАЛА

Крылья принесли в Сицилию Дедала.
На юге острова закончился его полет -
Он поселился при дворе царя Кокала.
Прибывшему царь обеспечил славу и почет.

Он вскорости построил Аполлону храм,
Где крылья водрузил как жертвоприношенье.
Задумал в царстве всех приблизить к чудесам,
Тем показав к прекрасному свое стремленье.

Использовав огромное тепло пещеры,
Дедал направил воду для публичных бань.
Обдумав тщательно гуманное решенье,
Тем самым принеся народу свою дань.

Чтоб ценности хранить, а их немало,
Сокровищницу создал для Кокала.
В ней побывав, как в царстве Мельпомены,
Смотрели и на ценности, и стены.

Он создал озеро небесной красоты,
Такого не было нигде на свете.
Умением своим сумел он превзойти
Все то, что раньше было на планете.

А Минос не простил побег Дедала,
Он всеми силами желал его сыскать.
О новом жителе из царствия Кокала
Одним из первых сумел он разузнать.

Но он был очень умным человеком
И не отправился в Сицилию за ним.
Послал Кокалу он загадку века,
Награду щедрую за это объявил:

«Продеть через морскую раковину нитку,
Чтоб та прошла по всем ее извилинам.
Пускай Ваш мастер сделает свою попытку,
Или признается, что в этом он бессилен».

Дедал прекрасную идею основал,
Но не такую, как с нитью Ариадны,
Которую он ей когда-то подсказал,
А в направлении совсем обратном.

Отверстие проделав в конце раковины,
Он капнул рядышком совсем немного меда.
С ниткой муравья пустил, и тот, как загнанный,
Но, как положено, всю ракушку оббегал.

Царь Минос, свою догадку доказав,
Потребовал вернуть ему Дедала.
Но получив с Сицилии отказ,
Он выдвинулся в царствие Кокала.

Не возвращать художника решили
Царевны, уж очень дорожили им.
Царя, с приезда, в баню пригласили:
«Мы долг гостеприимства отдадим».

Своеобразным оказался этот долг:
На Миноса был вылит кипяток.
Скончался в страшных муках он,
Царевнами был в жертву принесен.

Дедал остался в Кокала царстве жить.
Он создал много мраморных скульптур,
С любовью продолжая чудеса творить.
Ведь в этом помогал ему Амур.

Прошли года, вернулся он в Афины.
Детей и внуков научил творить.
И стало знаменитым Дедалидов имя.
А созданный им род не устают хвалить.


Афина - в древнегреческой мифологии — богиня мудрости и справедливой войны, покровительница знаний, искусств и ремесел. Ее считали основоположницей военной стратегии и эффективной тактики, ей приписывали многочисленные победы в сражениях. Она была частью семьи из двенадцати главных олимпийцев. ... Афина — воплощение ума, изобретательности, находчивости и мастерства.
Афинский Акрополь – холм высотой 156 м с возведенным на нем храмовым комплексом; защита горожан от вражеских набегов.
Пропилеи - это парадный вход Афинского Акрополя в виде крытой колоннады из мрамора.
Парфенон — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.
Эрехтейон — памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона.
Посейдон — в древнегреческой мифологии верховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.
Эрехтей - в греческом мифотворчестве аттический герой, седьмой царь Афин.
Ареопаг- Высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.
Минотавр  — критское чудовище, с телом человека и головой быка, жившее в Лабиринте и убитое Тесеем.
Тесей. — сын афинского царя Эгея, афинский герой и царь. Тесей был одним из величайших героев греческих мифов и по справедливости занимает второе место вслед за Гераклом, с которым его связывала прочная дружба.
Афродита  —  в древнегреческой мифологии богиня красоты и любви...
Икарийское море — юго-восточная часть Эгейского моря вокруг острова Икарии вдоль берегов Дориды, Карии и Ионии. Названо в честь героя древнегреческих мифов Икара.
Аполлон — в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света, отсюда его прозвище Феб — «лучезарный», «сияющий», покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты.
Мельпомена — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, мать сирен.


Рецензии
Словно снова перечитала, как в юности "Мифы Древней Греции", но в Вашем стихотворном изложении они показались еще интереснее.
Успехов Вам!

Татьяна Шмидт   14.08.2021 19:41     Заявить о нарушении
Премного благодарен, Татьяна! Мне самому было очень интересно!
С наилучшими и самыми добрыми пожеланиями.

Павел Лосев   14.08.2021 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.