Несостоявшаяся усадьба. Не нам судить таких людей

Успенский Николай Васильевич

(31.05.1837, с. Ступино, Тульская губерния — 2.11.1889, Москва)
(из цикла «Тургеневские истории. Несостоявшаяся усадьба»)

Не нам судить таких людей. (Бунин И.А.)

При сборе материала о Н.В. Успенском вспомнилась история любви дочери Кочубея и Мазепы, отец не простил дочь до конца жизни и проклинал искусителя. У нас очень похожая история любви: Елизавета Успенская полюбила друга отца, старше ее на 20 лет. Второе ассоциативное воспоминание — рассказ И.С. Тургенева «Отчаянный»: «…жажда самоистребления, тоска, неудовлетворенность...» русского человека.


А начиналось все так. Молодой, очень перспективный писатель, который с первых шагов на литературном поприще был поддержан Тургеневым И.С., Некрасовым Н.А., Толстым Л.Н., Достоевским Ф.М., Чернышевским Г.Г., на первой же встрече с Иваном Сергеевичем получил почти в подарок участок земли, для устройства усадьбы, где он мог бы писать. Вот как сам Н.В. рассказывает об этом:
… - Вам бы следовало обзавестись недвижимой собственностью, - сказал Иван Сергеевич, - хотите, я продам вам в своем Спасском десятин двадцать-тридцать?.. Вы себе выстроите домик и будете писать…
- Все это прекрасно, но у меня нет денег на покупку земли…
- Вздор! Мы с вами как-нибудь сочтемся… (И.С. Тургенев)
Вот каким остался Тургенев И.С. в памяти Николая Васильевича: «...если Тургенева поставить на подоконник против солнца, то он будет светиться насквозь».


Вот так появилась новая усадьба и новый сосед у И.С. Тургенева.
Успенский потом расскажет: «Купив землю, я выстроил себе среди поля избенку и нанял караульного, который ходил ко мне ночевать… А была осень… Вокруг моей хижины бушевал порывистый ветер и завывали волки…»
Недолго он был соседом великого писателя, не получился из него помещик.
Так что эта усадьба не состоялась.
После отказа от земли у Тургенева, он пробует продолжить семейную традицию духовной службы и строит себе маленький 6-ти аршинный домик в с. Венев-Монастырь, где жил его зять священник (по сестре). Здесь он живет общей жизнью с церковным причтом: поет в церкви на клиросе, читает апостола, звонит в колокольне, ходит по приходу…
Это продолжалось недолго — даже в его биографии редко где упоминается эта ситуация.

Цель нашего рассказа об Успенском Н.В. - не есть рассказ о его творчестве, а попытка понять жестокую судьбу несостоявшегося помещика и попытка реабилитировать его (Тибеев Б.К.), жестоко описанного, как и весь род писателя по отцу и матери.
Это повод рассказать о Николае Васильевиче УСПЕНСКОМ и на некоторые моменты его жизни посмотреть через новые факты его биографии. К.И. Чуковский писал: «Я уверен, что, когда его жизнь будет наконец воспринята нами во всей своей трагической сущности, мы, несмотря ни на что, полюбим этого отщепенца и пьяницу, как одного из самых патетических мучеников «проклятой рассейской действительности».
В 1861 г. — он любимец публики, а всего через 10 лет уже будет «когда-то знаменитый, а ныне почти всеми забыт», — напишет пресса в 1872 году.
Вот так: отщепенец и пьяница, мученик «проклятой рассейской действительности» всеми забытый...


И. Бунин, думая о причинах гибели многих одаренных русских людей, с горечью отмечал, что «их таланту не суждено было развиться и в десятой доле должной меры. Печальна участь многих русских писателей: Никитина, Решетникова, Помяловского, Надсона, Левитова и подобных им несчастливцев, которым словно на роду было написано «что-то роковое»: одни были подавлены нищетой, другие — с чуткою до болезненности душою — не вынесли окружающей их обстановки, третьи… третьи унесли с собою в могилу тайну своей ненормальной тяжелой участи».
Об Успенском он сказал: «…один из первых русских писателей, сердечно, но беспристрастно посвятивших свой талант изображению деревенской народной жизни».
П.В. Анненков: «…он всегда будет заслуживать нашу благодарность за употребление своего увлекательного юмористического таланта за возсоздание будничной, ежедневной стороны народа, со всеми ее странностями и комическими элементами...»
Бунин И.А. записывал факты из биографии Успенского со слов близко знавших писателя людей, через газеты обратившись ко всем, кто мог бы оказать ему помощь «в составлении возможно полной биографии Успенского».
Он рассказал о Н.В. после общения с его «другом, родственником и тестем, кто знал его лучше всех», это УСПЕНСКИЙ Александр Иванович, который не сказал ему ни одного плохого слова о том, кто сделал его дочь несчастной (хотя потом, в письмах родственникам, он будет более откровенен).
Сергей Чупринин: «...оглядываясь на страдальческую, полную мук, горя, заслуженных и незаслуженных обид жизнь автора "Очерков народного быта", заново прочитывая избранные страницы его литературного наследия, думаешь о драматических судьбах талантливых разночинцев в пореформенной России, о таких, как он художниках, о той "беспощадной" любви к своему Отечеству и своим соотечественникам, которой верой и правдой служил писатель Николай Васильевич Успенский». (Сергей Чупринин. Разночинец. Жизненный путь и литературное наследие Н.В. Успенского)
К сожалению: «Полного собрания сочинений оклеветанного и забытого писателя до сих пор мы не имеем», — Тибеев Б.К.


Притчи говорят: Каждому в жизни дается столько страданий, сколько он может вынести, и талантов каждому по его возможности их использовать. Только не каждый справляется с данным ему богатством. Примеров, когда слишком быстрая слава подавила и раздавила человека — множество, вот и Николай Васильевич Успенский не выдержал этого бремени.


Родословие Успенских всегда интересовало наших тульских исследователей и есть несколько вариантов росписи его Древа, в Ефремове сейчас живет его дальний родственник, но мы, преследуя цель реабилитации Н.В., проследим и женскую линию в его роду (ведь названа его мать и ее родные). Все его предки родом из Чернского уезда.
***
Еще раз Бунин И.А.: «Его оригинальная и печально своеобразная жизнь (помните, как Чуковский сказал о Н.В.??), положительно, ставит в тупик. ...мне пришлось узнать некоторые удивительные факты из его жизни», посетив с. Лобаново Ефремовского уезда, я надеялся, что жители знают и помнят писателя. К тому же в Лобанове жил тесть и друг детства Н.В., священник А.И. Успенский.
Но А.И.У. отказался дать какие-либо сведения. «Жизнь, которую вел покойный Н.В., до того, молодой человек, своеобразна, — сказал он, — что описать и передать ее вкратце очень трудно и даже, по-моему, не имеет смысла… Н.В. был слишком недюжинный человек, слишком глубокая натура. Передать всего я на словах не могу, а кое-что не считаю интересным и нужным».
— … Вы ведь один из очень немногих, знавших Н.В. близко.
— Да, даже из очень и очень немногих, — подтвердил он, - мы были с ним товарищи, родственники близкие, так что Н.В. во многом мне открывался.
На вопрос: «Почему Н.В. не мог нигде долго держаться», — А.И.У. ответил, что объяснить это трудно. «Из-за пустяковых ссор не уживаются и не такие люди, как Н.В.», — сказал он. Вообще долго где-нибудь держаться он не мог … он был помощником учителя в Яснополянской школе у Л.Н. Толстого, но пробыл там не более двух месяцев. Так и проходила его жизнь — где день, где ночь, материально никогда не обеспеченная. Деньги вообще плохо держались у Н.В. Послужил он учителем и в г. Черни (1864–1865), жил в имении И.С. Тургенева (1864)».

Литературная его судьба тоже была не как у многих, то есть первый же его рассказ был чуть ли не первый из напечатанных и обративших на него внимание, как на выдающийся талант. Зимы он жил в Петербурге и в Москве, летом в Лобанове.
На сорок втором году он женился на Елизавете Успенской, дочери Ал.И. Успенского, священника из с. Лобаново Ефремовского уезда). Говорят, что она страстно влюбилась в него и вышла замуж против воли родителей (но поповна вряд ли без благословения шла под венец, живя у отца и вернувшись к нему потом). Когда Елизавета родила дочь и заболела чахоткой, они с Н.В. приехали к ее отцу. Н.В. любил ее глубоко и искренне. Почти каждый день, в теплую погоду, он возил ее в нарочно сделанной для нее тележке по селу — пишет И. Бунин. Н.В. был сильно поражен ее смертью.
После смерти жены Н.В. взял свою дочь и скрылся. «Он ее страстно любил, — сообщил А.И.У., - но любил опять-таки по-своему…
Вообще наружно Н.В. казался веселым. Очень многие из его знакомых называли его «Мефистофелем», по чему легко можно судить о характере этой веселости. Пить начал Н.В. уже лет под сорок».
Жители Лобанова привыкли смотреть на Н.В. как на обыкновенного бродягу-пьянчужку и про его смерть сказали: «Слава богу, зарезался!»
Действительно, жизнь Н.В. к этому времени стала уже совсем невозможная: писать он уже перестал, все о нем как-то забыли, средств буквально никаких. Почти перед смертью он пришел в дом к УСПЕНСКИМ, где была дочь его, молча, со слезами на глазах, постоял несколько минут и, махнув рукою, ушел уже навсегда.

А немного спустя, в Москве, на одной из улиц, нашли зарезавшимся одного из первых и лучших представителей народнической литературы. В кармане у него оказалось восемь копеек! Эти восемь копеек, в виде наследства, были доставлены полицией опекуну его дочери — А.И.У. В столе у последнего они хранились до приезда Бунина И.А.
Бунин И.А. в конце своего рассказа говорит: «Ни опозорить, ни очернить память покойного я не хотел. Да и кто может отнестись с подобными мыслями к памяти человека, вся жизнь которого, в силу ли внешних обстоятельств или внутреннего разлада, была исковеркана и загублена. Не нам судить таких людей. Нет, слушая рассказы о Н.В., представляя себе его одинокую, загубленную жизнь, я не смел улыбаться вместе с другими. Думал я горькую думу!… 1890 год»
Л.Н. Толстой всегда сочувственно относившийся к Н.В., не изменил своего расположения к нему и после появления в печати его воспоминаний: «Я читал их с удовольствием...» а при встрече: «Вы? — радостно улыбаясь и пожимая Н.В. руку, сказал Л.Н. - Я ваш старый знакомый...»


Успенский Дм.Ив.: «… память о Н.В. Успенском постепенно исчезает. Между тем этот писатель, несомненно, заслуживает полного внимания русского общества: он первый заговорил «правду о народе» в художественных очерках..»


Итак, «ответ» К.И. Чуковскому и некоторым другим: ...дедушка, пономарь Чернского уезда, имевший счастие принимать в своей скромной хижине И. С. Тургенева
Тургенев И.С.: ...такой маленький, лысенький старичок... Раз как-то по пути из села Тургенева я со своим охотником Афанасием зашел к вашему дедушке, и он мне много интересного сообщил об одном однодворце, которого я в своем рассказе назвал Овсянниковым…
На предположение читателей, что И.С. Тургенев встречался не с Успенским, а другим служителем, поясним: настолько похож был Николай Васильевич на своего деда, что Иван Сергеевич не сомневался в их родстве. Ведь у И.С.Т. было увлечение рисовать портреты, а этот род Успенских имел родовые характерные черты).
Комментарий: Дедушка по отцу: БОГОЯВЛЕНСКИЙ Яков Дмитриевич (1788–†?), за хорошую службу рукоположен во диакона в с. Богоявленское на Зарытом Верху Чернского уезда, совсем рядом с с. Тургенево.
Дедушка, по отзывам внуков, был человек тихий, скромный, трезвый, образцовый хозяин, прекрасный отец, хороший рассказчик.

Дедушка по матери: МОРИГЕРОВСКИЙ Михаил Степанов (1770–†1832), священник с. Большое Скуратово Чернского уезда (1802–1830).

Цитаты (К.И. Чуковский и др.)Пояснения (документы и факты)

Цитаты. "...все ближайшие родственники писателя,полунищая семья сельского священника,были беспросветными пьяницами, а отец его матери и брат отца к тому же еще и душевнобольными…"
Факты. Мать: Мария Михайловна, дочь священника МОРИГЕРОВСКОГО М.С.: депутата, духовника.
    Дети его: МОРИГЕРОВСКИЙ И.М., священник в Крапивенском уезде; Пелагея в замужестве за СПАССКИМ Н.Г.; Анна в замужестве за РУДНЕВЫМ П.П.; Мария за дворянином Николаем ЛИШКИНЫМ, бывшим полицмейстером Тулы.
   Брат отца: УСПЕНСКИЙ Иван Яковлевич (1817/1818–†?), отец Глеба УСПЕНСКОГО!

Цитаты. "Его тесть был выжига,кулак, сочетавший церковную службу с аферами.…
...через несколько дней после свадьбы Успенский объявил ему войну, которую и вел в течение нескольких лет с безумною яростью, с напряжением всех своих умственных сил, то жалуясь на своего врага архиерею, то грозно обличая его перед паствой...
Факты. УСПЕНСКИЙ Александр Иванович (1834–†1902), протоиерей, благочинный. Награды: Благодарность за безмездные занятия по школе, церковные награды и ордена Св. Анны 3 ст. и Св. Владимира 4 ст., дававшие право на дворянство. Видный тульский пчеловод: популяризатор рационального пчеловодства, за что удостоен золотой медали, член Парижской академии. Его дочерей крестил князь ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ Н.А.
   Этот священник (с сегодняшней точки зрения!) был деловым, предприимчивым...

Цитаты. "...ей было шестнадцать, а ему сорок три"
Факты. Ему (Успенскому Н.В.) 42 года, преподаватель 1 Московской военной гимназии)
его жена Елизавета Александровна (16.02.1859–†1881), ей полных 18 лет, брак (10.07.1877), венчались в церкви, где служил ее отец.

Цитаты. "...не окончив курса в семинарии, поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию."
Факты.  Направление на учебу в академию выдавали только самым лучшим ученикам, за это финансово отвечали преподаватели семинарии.
     Вопрос остается открытым — как Н.В. направили на учебу в академию?! Значит, все-таки он был удостоен такой чести.

Цитаты. "Искалеченный с детства нищенскою звериною жизнью, он не верил ни в какое бескорыстие и за всякое добро платил ненавистью..."
Факты.    Жизнь в семье священника могла быть бедной — да, но не звериной.
и    «Мы все жили баричами, но Николай не то: он косил, пахал, сеял, в ночное с лошадьми ездил», — совсем как настоящий мужик, вспоминает о нем его брат Михаил.
 
Цитаты. "Как писатель Н.У. был очень талантлив, но сердце у него было бездарное, неспособное к любви и теплоте."
     Ответом на эту жестокую фразу будут слова его тестя А.И.Успенского о любви Н.В. к жене, дочери...

Цитаты. "В Шипове он увидел разницу между нищенской жизнью крепостных крестьян и сытой, богатой, утопающей в роскоши и праздности жизнью в помещичьем имении,
научился презирать пресмыкающуюся,тунеядствующую дворню.
Какое противоречие:
"главное его общество было лакейское, – и не нужно скрывать от себя, что много уродливых черт внесла эта среда в его психику."
Факты. 1. в Шипове не было помещиков, утопающих в роскоши, мелкопоместные дворяне не были богатыми...

2. Если он презирал дворню, то как же оно было его главным обществом?

Цитаты. "Хижина отца.."
Факты. ...по воспоминаниям самого Н.В.: «Мой отец был сельский священник, и к нему все прихожане в ожидании заутрени под Светлый день сходились со всех деревень... В зале обыкновенно помещались мелкопоместные дворяне, приказчики, дворники, в средней комнате - лакеи, сапожники, зажиточные крестьяне, а кухню заполняли мужики, разряженные парни, бабы и девки...»

«Василий Яковлевич походил на своего отца (диакона Якова Дмитриевича) внешним видом, своею маленькою фигуркой, но резко отличался своим характером.
Насколько отец был строгопорядочен, настолько был неуравновешен сын: безпокойный, горячий, увлекающийся».
В семье о. Василия называли «Шумом»; проводив его куда-либо из дома, говорили:
- Ну, Шум уехал...
Когда был жив Як.Дм. (дед Николая Васильевича), то он имел благотворное влияние на Вас.Як. Достаточно было отцу обратиться с увещанием к сыну, тот на коленях просил у него прощения, и мир в семье водворялся… (Успенский Д.Н.)


По отзывам родных, Ник.Вас. в детстве был болезненным, нервным ребенком: во время сна он часто вскакивал, расхаживал по дому, выходил вон… Обыкновенно его сонного караулили: с ним ложился кто-нибудь из родителей или из старших братьев, но в то же время он был «характерен, упрям и шаловлив»…

И вот Ник.Вас. отправили в Тулу в семинарию, где уже учились его братья.  Там на его болезнь обратил внимание Иван Яковлевич, его дядя (отец Глеба Ив. Успенского). Благодаря ему, при помощи докторов, болезнь была излечена.

"…странная душевная неуравновешенность, какая-то психическая ненормальность замечалась в Ник.Вас. в течение всей его жизни. Вечно возбужденный: то веселый, жизнерадостный, остроумный собеседник, то в высшей степени раздраженный, негодующий, ссорящийся, то крайне общительный и откровенный, то угрюмый и молчаливый." (Успенский А.Н.)


Говоря о наследственном душевном заболевании Николая Васильевича, можно вспомнить Глеба Успенского, его дочь и др. родных — действительно, что-то было в роду этих Успенских...


Последние дни жизни Н.В. Успенского в Туле: Тула, Петровская ул., против гостиницы «Кандия», дом Глаголева.

Похороны Н.В. были приняты на свой счет редактором-издателем «Московского Листка» Пастуховым.

По поводу смерти Н.В. много писали в газетах. Одними смерть была встречена, как нечто неизбежное, почти желательное; другие очень сожалели о нем… Между прочим, одна из газет заявляла: «Тысячу раз оскорбляемое самолюбие, глубокое разочарование в тех, кого он так искренне считал «своими», чьи «хорошие слова» в наивной искренности принимал не за «пустые звуки», все это, вместе взятое, загнало Н.В. в омут всесокрушающего поклонения Бахусу, довело до отчаяния, до полного во всех, не исключая и себя самого, безверия, до самой безграничной нищеты и, наконец, до своевольной, воистину трагической, смерти на тротуаре».
Хоронили Н.В. 25 октября. Отпевание тела покойного было совершено в храме св. Георгия на Моховой улице, около университета, в присутствии небольшого кружка лиц, знавших покойного. Во все время долгого пути, до Ваганьковского кладбища, гроб несли на руках студенты университета. Стройное пение студенческого хора  «Святый Боже» не прекращалось во всю дорогу. Похоронен Н.В. недалеко от кладбищенского храма. На могильном холме был поставлен металлический крест с венком и надписью «Николай Васильевич Успенский, скончался 21 октября 1889 года».

В поминальных записках матери имя Николая долгое время не значилось...

Через 5 лет на могиле Н.В.: «Могильная насыпь обвалилась, небольшой жестяной крест смялся и покосился… Кем-то на могиле были поставлены две маленькие баночки с дешевыми цветами; на кресте чья-то карандашная надпись: «бедный».

В сохранившемся в архиве протоколе педагогического совета Чернского уездного училища от 15 ноября 1864 года есть примечательная запись: «Учитель русского языка Н. Успенский заметил, что дети по его предмету не могут быть достаточно развиты, если училище не будет иметь особой библиотеки для детского чтения…». В ней Успенский писал о том, что разоренные реформами Александра II крестьяне так убоги и голодны, что надо раньше в корне перестроить их быт, а уж потом хлопотать о школах. «Напрасно полагают, - писал Успенский министру, - что можно просвещать мужиков, у которых желудок набит лебедой и мякиной. Сперва надо накормить человека, а уж потом ему книжку подкладывать».«Отзыв члена Совета Главного управления по делам печати д.с.с. П. Стремоухова о книге Н.В. Успенского «Новейшие рассказы». 22 октября 1870 года».

… нуждаясь в деньгах, он обратился к директору гимназии с просьбой об увеличении своего содержания.
- Возьмите больше уроков, - предложил директор.
- Это все равно то же, как, если бы лошадь просила есть, а на нее более и более накладывали груза, - отвечал Н.В.

Литература и источники/Библиография.
Успенский Н.В. «Из прошлого». «И.С. Тургенев». «Покупка земли у И.С. Тургенева».
Бунин И.А. К будущей биографии Н.В. Успенского  Синодики Тульской губернии: Ефремовский уезд. 1605-2012. https://tv1700.ru/efremov-s.html
Тибеев Б.К. Отверженный. Проза.ру http://proza.ru/2016/08/24/417
Чуковский К.И. Судьба Николая Успенского. Чупринин С. Разночинец Жизненный путь и литературное наследие Н. В. Успенского. Признательные показания.

Благодарю за дополнения:
Глаголеву О.Е., Торонто
Успенского А.Н., Карелия
2020-2021. с. Тургенево.
Т. Георгиевская


Рецензии