Возвращение отца

      Я тогда ещё совсем маленький был, в детской кроватке ползал. Как-то слышу: на улице радостные крики, гармошка заливается, частушки поют. Потом мать в избу вошла, взяла меня на руки и дыхнула свежей бражкой: - Всё, сынок, победа! Война закончилась! Теперь будем отца домой ждать.

    И уснула на своей кровати. Я же думаю: «Война отсюда далеко. Когда ещё отец до нас доберется? А хуже нет - ждать и догонять. Надо ему навстречу идти». Надел фуфайку, резиновые сапоги и вышел со двора. А куда идти, не знаю! Тут вспомнилось, что где-то песню слышал: «Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону».  В песне мужчина пошел на запад, женщина - на восток. Раз мой батя - мужчина, то пошёл и я, куда солнце движется.

     Много дней пробирался я по дикой дремучей тайге, питаясь шишками и заячьей капустой. И вдруг вижу, стоят впереди каменной стеной высокие горы! Это я уже потом узнал, что к Уральскому хребту пришёл. Мы-то сами в Сибири жили, на месте бывшего Западно-Сибирского моря. Но море куда-то убежало, и мы там обосновались.
 
     Стал я на эти горы взбираться. А подошва у сапог скользкая! Чуть поднимусь повыше, так и скатываюсь назад. И раз за разом! Не было у меня молотка альпинистов и ботинок с шипами. Через неделю совсем выбился из сил! Да и оголодал не на шутку. Смотрю, вдалеке какое-то поселение трубами дымит. Двинулся туда на дрожащих ногах.

   На окраину вышел, - на лавочке сидит бородатый дед в зипуне, на ногах чуни из обрезанных кирзачей. Самосад курит.

- Деда, дай закурить.

- А не рано тебе, сынок?

- Какое рано?! Уже два часа по полудни!

Оторвал он мне клочок газеты, табака насыпал. Дымим оба самокрутками. Вдруг из-за поворота выползает на нас металлическое грохочущие чудище и тащит за собой дома на железных колесах! Я со страху за дедовой спиной спрятался.
Он смеётся беззубым ртом: - Чаво, малец, спужался? Поди поезда досель никогда не видел?

- А что это такое?

- Паровоз вагоны за собой везёт. Так грузы разные перевозят или же людей.

- А батьку моего этот поезд с войны привезёт?

- Должон привезти! Тут одна дорога на Сибирь! Транссиб называется.

     Так я остался в городе Нижний Тагил. Вскоре на железнодорожную станцию возчиком устроился. А вокзальному сторожу выставил бутылку беленькой и строго-настрого наказал, чтобы немедля сообщил, когда мой отец с войны приедет.

     Дали мне на службе худую лошаденку Лидку. Возили мы с ней начальника станции по делам: летом в бричке, зимой на санях. Кобылка мне своенравная досталась, так и норовила укусить или характер свой вздорный показать. Но я всё равно к ней с добром и лаской. Бывало, выдадут овес гнилой и мусорный, Лидка от яслей морду воротит! А я ей, то хлебца горбушку, то морковочку, то пряник печатный. По ночам брюкву для неё воровал с колхозного поля, пока сторож из берданы мне ухо не прострелил.

     Начальник мой Нестеренко шибко к спиртному пристрастен был. Каждый божий день во хмелю! Бывало, соберёт совещание и уснёт пьяный за столом. Подчинённые посидят возле него в кабинете полчаса, послушают его храп, а потом на цыпочках, на цыпочках выходят, так и не получив ценных начальственных указаний. Ну, куда деваться? Других-то мужиков на войне поубивало, а у этого бронь.

     Я со временем освоился на новом месте, женился, двое ребятишек родилось. Отдельную комнату в бараке получили. А отца с войны все нет и нет! И я как-то спрашиваю жену: - Скажи-ка мне, Клавдия, почему у нас старший сын темненький, а младший беленький? Не нагуляла ли ты одного на стороне?

- Ты че, дурак?! Все мозга вытряс в своей тарантайке? Не помнишь, что мы первого ночью под одеялом делали, а второго днём в лесу, когда жимолость собирали? Вот же, дурак какой!

- Чего ты сразу: дурак, да дурак. Трудно что ли нормально объяснить?!.. А, может, давай снова, ну, туды-сюды.

- Счас же! Губы раскатал! Тут двух оглоедов не знаешь, как прокормить, а он третьего захотел! Нет уж!

     А я, после её бранных слов, всё равно думаю: как-то неладно, что отца до сих пор с войны нет. И решил написать письмо главе правительства, узнать, что, да как. Кто у нас тогда главный был? Хрущев? Или уже Брежнев? В общем, написал обоим и задал прямой вопрос: «Где мой отец?» И стал ответа ждать.

     У моей Клавдии ни слуха, ни голоса нет. А петь любит. Иной человек подумать может, что здесь кошку мучают, а это Клавдия поёт. И частенько пищит блудливым голосом:

Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом-травою,
Где мы гуляли, милый, с тобою…

И ведь ни в какую не признаётся, с каким  карликом до меня встречалась! Ножки у него, видите ли, у милого.

     Как-то в понедельник иду на работу, а навстречу два милиционера моего начальника в наручниках ведут.

- Куда вы его?! – остановился я в растерянности.

- Догадайся с одного раза! Ты для ухода за лошадью двадцать литров древесного спирта получал?

- Слыхом не слыхивал!

То-то и оно! Твой начальник весь спирт в одиночку выжрал, а теперь и лошадь пропил. Кочевым цыганам её продал.

- Батюшки святы! Да как же так?!

- А вот так! Ждёт его теперь Колыма – чудная планета, десять месяцев зима, остальное – лето.

     Следующим начальником у меня был татарин. Фамилию его я уже позабыл, а вот как зовут – запомнилось: Ахматриза Халимуллович. Есть такое свойство у памяти: простые вещи забываются, а вот каверзные, точно репей, в ней зацепляются. Возил его я уже на велосипеде. На заднем багажнике сиденье от стула приладил, и мой начальник едет, песни татарские и русские распевает. Весёлый был! А у него не было правой руки. И вот, бывало, захочет он почесаться или высморкаться, отпустится от моего велосипедного седла, да и свалится на землю. Я к нему: - Не убился, командир?!

- Ничего, - улыбается, - это меня Шурала в бок толкнул.

У них так проказливого чёрта называют.

Я его как-то спросил, где он руку потерял? И он со смехом рассказал, что когда счетоводом на мясокомбинате работал, хотел фарша поесть из электрической мясорубки. Руку и закрутило.
А я тоже пошутить люблю, спрашиваю: - И вкусная колбаса получилась из твоей руки?

- Вкусная, - говорит, - с кровью!

     Как-то поздней осенью взяла моя Клавдия бидон и пошла на топливный склад за керосином. Тогда электричество часто отключали, и готовить приходилось на керогазе. Лампы-трехлинейки тоже керосином заправляли. Через час возвращается Клавдия, у порога держит над головой газету «Тагильский рабочий» и заявляет радостно: - Ну, муженёк, пляши!

А меня два раза просить не надо! Меня хлебом не корми, дай поплясать! Стал я и русского, и гопака, и вприсядку наяривать. Плясал, пока не выдохся совсем. Тогда жена разворачивает передо мной газету, а там заголовок «Отец пришёл с войны». Господи! Наконец-то! Столько лет ждал я этого дня! И вот дождался!

 А я плоховато грамоте обучен, по слогам читаю. Поэтому усадил всю семью за стол, керосиновую лампу поярче зажёг и говорю старшему сыну: - Читай вслух и не торопясь!

Сын читает, а у меня такое счастье на душе! Такая радость непередаваемая!

     А у Клавдии моей горькие слезы по щекам текут. Потому что никогда не видела своих родителей. Они умерли ещё до её рождения. Пошли зимой в соседнюю деревню за брагой и уснули в сугробе. А мать была на сносях. Клавдия уже сама родилась и пошла босиком по снегу к себе домой. С тех пор у неё ноги всё время мёрзнут. Круглый год ходит в валенках: и зимой, и летом. Даже ночью их не снимает.

А  валенки я ей подшил транспортерной лентой, чтоб подошва дольше не снашивалась. Спим же мы с ней в кровати валетом. Это чтобы я к ней ночью не приставал. А Клавдия во сне пинается: попадает мне, то в глаз, то по зубам.  Но я ей тоже сдачи даю, потому и ногти на ногах редко обрезаю.


Рецензии
привет толяныч...давненько не виделись...время идет...годочки копятся...интересы меняются...смотрю и ты успокоился, не выдаешь новенького...мужаем, дряхлеем...вещь твоя вовсе иная, непривычна слуху и ожиданиям...требует осмысления глубокого...но стиль узнаваем...для осознания требуется давнишнее с тобою знакомство, а я потихоньку в ютуб залез, канал открыл, ролики неспеша публикую... мастерю по стариковски, ежели будет интерес загляни...в ютубе набирай susokolov и будет тебе счастье...засим с приветом и дружбой...твой навеки серега

Сергей Сусоколов   03.10.2021 18:55     Заявить о нарушении
Привет, дорогой Сергей! Да, угомонился я, опять на стихи больше потянуло. Рад, что ты див-здоров! Бегу смотреть твоё кино. Обнимаю!

Андреев Анатолий   08.12.2021 17:52   Заявить о нарушении