Хартыга и Альберт Кувезин -Агитатор- 2016

Если для всего человечества музыка – это универсальный язык, то рок-музыка – это самое доходчивое и всепроникающее его наречие. Иначе как объяснить тот факт, что альбом « Агитатор» рок-группы «Хартыга» превратил музыкальную традицию тувинского народа, совершенно далёкую от европейского уха, в нечто для него, для этого уха, понятное и родное, почти как  Битлз и Лед Зеппелин.

В музыковедческом понимании, ничего битловского и цеппелиновского в музыке альбома «Агитатор» нет. Но на уровне молекулярных вибраций это ощущается настолько остро, что даже дрожь берёт. В прямом физиологическом смысле. Это тот самый рок, которого мы все давно ждали. Те самые «новые битлы», разговоры о которых ходят уже несколько десятилетий и уже стали общим местом.

Кто бы мог подумать, что «новые битлы» явятся с Востока, из Тувы. По сути, с края Земли, из тех мест, где рок-н-роллом вроде бы и не пахло. Всё больше степным ветром, смешанным с терпким ароматом трав и конского пота. Но вот что удивительно: в этой музыке гораздо больше рока, чем в ином новомодном саунде, рождённом в недрах западных студий, оборудованных по последнему слову техники.
Естественно, альбом «Агитатор» также записывался не в юрте, а во вполне  современной студии Octopus Sound Design, в Екатеринбурге. Под руководством вдумчивого саунд-продюсера Шамиля Гайнетдинова. Именно он со своим опытом и пониманием сути музыки «Хартыги» сумел «построить» этот невероятный саунд, в котором мистицизм древних верований встречается с энергией бескомпромиссного рока. Вместо тувинского варианта «Песняров» (что, в общем, уже было бы неплохо) или очередного невнятного этно-рока был получен результат не просто радующий ухо, но проникающий в сердце.

Весь материал альбома основывается на народных песнях (за исключением двух, «Лживый шаман» и «Пустые обещания», написанных культовым тувинским поэтом и музыкантом Александром Саржат-оолом). Песни эти – творчество тувинского народа, сбросившего феодальные кандалы, не такие уж древние. Чем объясняется странное название альбома, намекающее на «светлое» советское прошлое. Тувинцы совершенно непостижимым для европейского населения Совдепа образом даже гарланов-агитаров сумели включить в пантеон степных и горных духов, наделить их потусторонними свойствами. Эту способность своего народа музыканты «Хартыги» унаследовали без всякого ущерба и отклонений. 

И всё же мистические свойства саунда «Хартыги» имели бы смысла, не будь включены в его ткань удивительно гармоничные сплетения горлового пения (Альберта Кувезина и Начына Чореве), звучания народных тувинских инструментов на равнее с электрогитарами, саксофоном и завораживающим ритмом ударных.

Это, конечно, транс. Особенно две завершающие композиции «Барбок» и «Тулаа-Шынаа». Но транс осмысленный. Звучит как оксюморон. Но, в том-то и дело, что никому до «Хартыги» не удавалось извлечь рок-н-ролльные корни из таких глубин, по сравнению с которыми пляски африканских рабов и римские вакханалии представляются не таким уж древними.
 
Оценка 5+


Рецензии