БГ -Время N- 2018
Тем не менее, как это было уже не раз, БГ, оставаясь при своём репертуаре, предстаёт перед слушателями на другом, уже более высоком витке.
Мрачность – не мрачность. Но тоски, на первый взгляд, хоть отбавляй. Снова древнерусская тоска?! Нет, это уже нео-русская тоска (не путать с ново-русской).
В альбоме всего два бодро-роковых номера, не смотря на их пронзительность и обречённость, – «Тёмный как ночь» и «На ржавом ветру». Все остальные песни ласковые и даже нежно обволакивающие, но при этом пробирающие до самых печёнок отчаянием, которым они заряжены. «Нас списали, как отходы» («Сякухачи»). И это ещё не самое резкое заявление. Есть и похлеще. «Кровью на песке – "все люди братья"» («Песни нелюбимых»). Ну, так далее.
И всё же отчаянье и обречённость – не доминируют в настроении альбома. Можно, конечно, последовать призыву песни «Время N» и снова по древнерусскому обычаю прильнуть к чарке. Но это паллиатив. Для БГ всё же важнее нечто более глубинное и не столь чётко очерченное. Как у Шекспира: «Распалась связь времён, зачем же я связать её рождён...». У БГ: «Да что ж так мерзко? И что тут делать? Выпить чарку, взять заточку, брат на брата. Оборвали эту нить». Конечно, БГ не собирается брать на себя роль Гамлета и связывать оборванную связь времён. Но что-то гамлетовское в этом альбоме есть.
Хотя заканчивается «Время N» совсем не так, как начиналось. Завершающий трек – «Крестовый поход птиц» – очередной загадочный гимн гармонии мира, которая от человеческого головотяпства никак не зависит.
За всем этим наслоением причудливых образов, убойных аллегорий, парадоксальных силлогизмов и прочей семантической эквилибристикой, в которой БГ собаку съел, казалось бы, должна потеряться сама музыка. Особенно для носителей русского языка, волей-неволей вынужденных следить за смысловым вихрем текстов. Для преданных поклонников творчества БГ в этом, впрочем, и заключается притягательная сторона его песен – захватывающее погружение в словесный лабиринт, движение по которому гораздо важнее выхода из него.
Но всё же при небольшом умственном усилии, которого не нужно делать тем, кто не знает русского, за вербальной составляющей открываются красоты музыкального ландшафта. У каждой песни, кстати, этот ландшафт разный за счёт присутствия прославленных западных музыкантов, вроде Мела Коллинза и Ричарда Томпсона. Как в хорошем спектакле, где каждой сцене соответствуют свои декорации. В аранжировочных решениях присутствуют и аккордеон, и гусли, и меллотрон, и виолончель, и саксофон, экзотические саз и дарбука, оркестр «Виртуозы Киева», болгарский хор, клавиши Брайана Ино («Крестовый поход птиц»), флейта Брайана Финнегана («Прикуривает от пустоты») и ещё японская продольная бамбуковая флейта сякухати («Сякухачи»). Этот инструмент, тоскливый звук которого идеально гармонирует с неизбывной тоской русской души, стал эмблемой всего альбома.
И неважно, что фраза «Сыграй нам сёгун на сякухачи, а мы с братками подпоём», напоминает множество подобных сентенций из предыдущих произведений маэстро. Он вообще не особенно стесняется эмоциональных и мелодических самоповторов, что говорит лишь о его нежелании поддаваться творческому кризису, неизбежному и беспощадному. Основной посыл нового альбома БГ («Аквариума») заключается в другом. Есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Но есть ещё и время N – для каждого своё…
Свидетельство о публикации №221062300804