Paul McCartney Egypt Station- 2018

Слушая и переслушивая альбом ‘Egypt Station’ (чтобы погрузиться в него полностью, одного прослушивания явно мало), я подумал о том, что у Маккартни не было ни одного альбома, который мог бы вызвать неприязнь или раздражение. Ни провалов, связанных с творческим кризисом, ни явной коммерциализации ради угождения руководству выпускающих лейблов – ничего такого. Сэр Пол обладает удивительной способностью уметь нравиться. В этом его сила. И в то же время – его слабость. Он стремится понравиться всем, во что бы то ни стало, как ребёнок, обделённый родительской лаской (что в своё время имело место в его жизни). И у него это получается, даже когда вдохновение приходится вызывать практически искусственным путём – в силу возраста. Иногда, правда, вдохновение бывает и вполне естественным, как в случае с азартной рок-н-ролльной эскападой “Come on To Me”.
 
Но это не значит, что альбом ‘Egypt Station’ проигрывает своим предшественникам. Он интересен уже, хотя бы, своим саундом. По изобретательности его можно сравнить только с альбомом ‘Ram’. Но тогда Пол был гораздо моложе и шустрее. Он всё делал практически в одиночку. Теперь же ему потребовалась свежая продюсерская кровь. И её предоставил модный и обласканный наградами Грэмми (за альбом ‘25’ певицы Адель) Грег Кёрстин и ещё капельку привнёс  Райан Теддер (трек “Fuh You”). Как бы там ни было, невозможно придраться к тому звуковому коллажу, который был создан их совместными усилиями. Он ярок. Он насыщен красками, иногда даже с психоделическим оттенком, в полном соответствии с картиной самого сэра Пола, которая вынесена на обложку и которая дала название всему альбому.

‘Egypt Station’ если не доставляет удовольствие, как ‘Band On The Run’, то одним своим разнообразием потрясает однозначно. В альбоме ощущается авангардно-экспериментальное начало. Особенно в песне “Dominoes”. И в этом он перекликается с альбомом ‘Press To Play’. Маккартни не стесняется использовать свои акустические находки прошлого, типа “Blackbird”, гармонии которой угадываются в лирической балладе “Happy With You”. Да и мощные фортепианные аккорды в духе “Let It Be”, как в треке под названием “I Don’t Know”, – это тоже из богатого Макковского арсенала. Как и наиболее красивые мелодии альбома, как в песни “Do It Now”. Мелодизм этой песни странным образом контрастирует с текстом, как будто обращённым к принцу Гамлету: «Сделай это сейчас, пока взгляд не замутнён».

Кстати, лирика Маккартни выше всяких похвал. Она необычна. Она не прямолинейна. Она многослойна и очень образна. Кроме, пожалуй, песни “People Want Peace”, которая представляет собой развитие темы “Give Peace a Chance” Леннона. На альбоме есть ещё одна песня, ассоциирующаяся с Джоном и его песней "Grow Old with Me". «Мы можем сделать друг друга счастливыми», поёт Пол, обращаясь к своей нынешней жене Нэнси Шевилл. И как же это напоминает наивные и опрометчивые слова Джона, обращённые в 1980 году к Йоко Оно «Давай стариться вместе».

У альбома нет особой цельности, несмотря на концептуальную мысль объединить песни в виде неких железнодорожных станций, следующих одна за другой после первой «Египетской». Это что-то вроде «Сержанта» – есть хорошее начало, интригующая затравка, но чем дальше, тем больше мы удаляемся от основной идеи.  Смыслово Пол стремится объединить личное с общественным.  Получается очень пестро, но, к сожалению, разрозненно. Похоже, сэр и сам это понимает. Да, идеал недостижим. Но, как человек, достигший мудрости, Пол задаётся вопросом: «Я не знаю, что я делаю не правильно» (трек “I Don’t Know”).

И, тем не менее, Маккартни создал прекрасный набор очень выразительных композиций, аранжированных с величайшей изысканностью и каждая по-своему. Что за удивительно восхитительные, почти фантастические звуки в двух финальных мини-рок-операх “Despite Repeated Warnings” и “Hunt You Down/Naked/C-Link”, с их захватывающе головокружительными сменами темпа?! Они всплывают, заполняют пространство, застывают в глубине, перетекают на передний план или колеблются на периферии фантасмагорического звукового ландшафта, напоминающего нечто среднее между картинами Матисса и Магрита.

Грандиозное двойное симфо-роковое завершение альбома “Egypt Station’ свидетельствует о том, что Маккартни полон сил и энергии. А вдохновение – это, по сути, профессионализм, который пропить так же трудно, как и талант.


Рецензии