Пришла пора привлечь к правовой ответственности

Пришла пора привлечь к правовой ответственности лжесвидетеля и фальсификатора истории Кавказа – Аскера Хаширова

Распоясавшийся и поверивший в свою историческую непогрешимость и уверенный в своей личной неприкосновенности, мошенник в науке, так можно назвать Аскера Хаширова. Этот некто, живёт в современной Кабардино-Балкарии он бывший сотрудник МЧС, нынешний мнимый потомок вымышленного кабардинского первовосходителя Килара Хаширова, сочетает в себе редкостные качества  бесцеремонного к истории и жизни окружающих народов, открыто проявляющий черты расового превосходства над другими народами, возвышая один народ - кабардинский.
Мы исследуем работы  Х. Думанова, А. Хаширова и иже с ними других о восхождении на гору Эльборус в 1829 году.
Далеко и давно известно, что в Кабардино-Балкарии на сегодняшний день – 24 июня 2021 года, нет и нельзя говорить об объективной истории кабардинцев и балкарцев.
В книгах и научных исследованиях, которые создаются в Кабардино-Балкарии ложь и искажение истории является первенствующей и актуальной задачей, как историков, так и политиков.
Назову несколько актуальных тем, где имеются документальные доказательства о фальсификации истории в Кабардино-Балкарии:
1)Расселение кабардинцев и балкарцев;
2)Архитектурные памятники и археологические исследования;
3)Численность населения;
4)О, так называемых «Велико-Черкесских княжеств»;
5)О подвластности балкарцев кабардинцам;
6)Миф «Канжальское сражение»;
7)Миф о Казан улу Жабагы;
8)Миф о кабардинском первовосходителе Киларе Хаширове;
9)Искажения и удревнения населенных пунктов, в их числе Нальчик, Вольный аул;
10)Искажение причин депортации балкарского народа в 1944 года;
11)Искажение географических названий в республике;
12)Картография.

Это одни из множества искажений, подделок и открытой фальсификации истории во всём, чтобы показать коренных жителей балкарцев, которые якобы живут на землях исторической Кабарды. Тогда, как известно, что кабардинцы мигрировали на современную территорию относительно недавно – 1720 году.

И вот этот так называемый исследователь истории Аскер Хаширов пишет на уровне баек открытое искажение истории народов Кавказа.

Вот одно из искажений  Аскера Хаширова из книги «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019:
1)«Основной линией книги «Следы на Эльбрусе» (И.М. Мизиева) является хвалебное почти шовинистическое выделение карачаевцев и балкарцев. Возможно, в этом ничего плохого не было бы, если бы И.М. Мизиев не искажал  материалы первоисточников и не принижал достоинства соседних народов…», с.518.
2)А теперь, подлог от кабардинских историков в Рапорт Купфера, якобы это пишет Купфер: «он приказал привести к нему черкесских князей и вождей» и «карачаи, кои в прошлом году проиграли сражение против русских». Есть чёткое разграничение между черкесскими князьями и карачаевцами, фраза «несколько вождей» относится как раз к  ним уруспиевцам…», с.523.
3)«Во - первых, А.Я. Купфер в своём отчёте карачаевцев называет карачаевцами, а черкесами собственно черкесские народы, в том числе и кабардинцев…», с.524.
4)«у Ленца и Купфера Килар назван черкесом, но Адольф Яковлевич Купфер отождествлял  кабардинцев с черкесами, а Ленц скорее всего не придавал значения различиям жителей Кавказа по национальностям…», с.14.
5)«черкесские князья и проводники были в составе экспедиции ещё с момента выхода каравана с Горячеводска, до встречи Г.А. Емануеля Крымшамхаловым и Мырзакулом, ведь проходила она по территории Кабарды, до самого подножия Эльбруса. Впоследствии, с момента встречи возле форта «Каменный мост» Командующего Кавказской линией с Кучуком Жанхотовым, князь Большой Кабарды сопровождал Емануеля до окончания экспедиции и прибытия в Горячеводск…», сс.524-525.
6) «Н.Б. Голицын, когда писал «некоторые другие черкесские князья», просто ошибся из-за своего невежества, назвав черкесскими князьями свиту Крымшамхалова или Мырзакула Урусбиева! По предыдущей цитате уже ясно, что «черкесские князья собственно таковыми и являются», с.526.
7)«А.Я. Купфер пишет: «На следующий день нас навестили некоторые кабардинцы, коих любопытство привело в наш лагерь. Среди них был Кучук-Джанхот один самых богатых князей Кабарды…», с.526.
8)«А.Я. Купфер описывает отгонные (сезонные) пастбища (современное название – Зольские пастбища), издавна используемые всеми именитыми кабардинцами. Практически все названия рек и гор, как видно несомненно адыгские (черкесские). Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль реки Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…», с.531.

С этого и пункта 8) начнём отвечать той  необузданной  лжи, которую как истину выдаёт, некто Аскер Хаширов показывающий открыто свою ненависть к балкарцам и карачаевцам.

Одним из первых источников, которая определяет расселение народов Кавказа, является «Книга Большого Чертежа» 1627 года. Об этом же известный советский историк в вопросе изучения о расселении кабардинского этноса Е. Н. Кушева в своей исследовательской работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», в главе третьей «Народы адыге и Северокавказские абазины», в части первой «Кабарда» пишет: «Источники XVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.
Далее Е.Н. Кушева пишет: «…Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья. По «Книге Большого чертежа» (1627г.) «название Кабарда отнесено к местности по левому берегу Терека от р.Ардон до р. Кизыл…»  [36, с. 91-92].
Отметим, что составители «Книги Большого чертежа» 1627г. разделяли «пятигорских черкас» и «кабарду», что подчёркивает неоднородность данных сообществ [53, с.90].

 Среди последних исследований  о расселении кабардинского этноса выделяется  обоснованной научной аргументацией работа С.Д. Шаовой: «История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами»:
«…Критически проанализировав все существующие гипотезы, мы отстаиваем точку зрения, согласно которой появление кабардинцев в изучаемом ареале произошло не ранее рубежа XV-XVI вв. С середины XVI и вплоть до начала XVIII в. кабардинцы плотно населяют берега р. Сунжа и прилегающие районы к северу от нее, формируя довольно устойчивые феодальные фамильные владения». [63, с. 147].
Эти исследования однозначно говорят, что кабардинцы в период XVII в. и первой четверти XVIII не проживали на современной территории Кабардино-Балкарии.
Одним из первых письменных источников описания территории Балкарии, как она тогда называлось – Беш Тау Эл (Пять горских княжеств), принадлежит «Книга Большого чертежа», 1627г. Река Белая в тексте – это река Малка, она же описана, как река Палк.

«… РОСПИСЬ РЕКЕ ТЕРКУ»

А в реку в Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой. А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас. А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…»   [53, с.90].
Балкарцы это место называют – Бештамак, то есть устье пяти рек: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек. А себя называют: Беш Тау Эл, то есть – Пятигорская страна.
В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельства также отражены. «Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим. И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое). [35, с.29].
 Балкарское название «Бештамак»  упоминает и   И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг»: « Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека… В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку. В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…» [11, с.48-49].
То есть реки вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан. [11, с.29-30].
Он же пишет: «…Малкар – по –басиянски; Балкар-по-черкесски; собственно Бассияни-по грузински… Часть живёт у Аргудана, большая – на Череке (притоке Терека). На В. провинции – Осетинская Дугорен (Заметьте не Кабарда, а Дугорен – Х.Т.), на Ю. – имеретинская Раджа, на С. – часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау…» [11, с.224]. В 1773 году одно из обществ Балкарии, Малкар граничила на  севере с Кабардой по горе Кашхатау при реке Чегем.
Как пишет профессиональный историк Е.Н. Кушева в книге « Народы Северного Кавказа и их связи с Россией»: «… Насколько знаю, ни в одном из документов, XVI – XVII вв., исходивших от адыгов или написанных из их слов, это название, как самоназвание, не встречается, хотя местность «Пять гор» упоминается часто. [36, с. 145].
Вслед за описанием Книги Большого Чертежа, 1627 года, следует описание первых посольств, в Сванетию, Имеретию.  И первые геологические изыскания на территории Балкарии, которые подтверждают, что на означенной территории живут балкарцы и карачаевцы. В этом исследовании мы отталкиваемся от 1627 года, хотя есть и более ранние упоминания. В русских документах 1629 года, в отписках Терского воеводы И.А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке залежей серебряной руды на территории Балкарии. И.А. Дашков в своей отписке в январе 1629 года сообщил в Посольский приказ, что в Черекском ущелье живёт народ «балкары». [47, с.27] 
Когда в 1639 году московские послы шли в Сванетию через Баксанское ущелье, они застали здесь карачаевские аулы…» [47, с.28] 
Интересен для нас документ «Статейный список о пребывании посольства в Имерети.1650 года.22 мая-1651г.26 июля.», где говорится о дигорцах и их связях с кабардинцами. «…Жилище их (дигорцев –Х.Т.) в горах, вверх по реке Урух, а владелец у них Алкас Мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. А в кабаке, сказали, жильцов дворов по двести и больше. А для оберегания ясак дают Алегуке да Ходождуке мурзам Черкасским и Зазаруке мурзе Анзорову, с кабака по десяти коров или быков, да по ясырю, да по лошади доброй, да с двора по овце суягной, да по четверику пщеницы, да по четверику проса. А до первого их владенья до дигор, от Зазарукина кабака половина дня ходу…» А вот, что пишут о балкарцах в этих же статейных списках : «…Майя в 13 день (1650 –Х.Т.) государевы послы Микифор и Алексей и грузинские и меретинские послы пошли от Зазаруки в Болхары (Балкары –Х.Т.), а с ними в провожатых терские служилые люди, стрельцы, и новокрещены, и окоченя. И ночевали под горами, на речке Суенсу (Сукан суу – Х.Т.). И наутрея с того места послы, государеву казну подняв на вьюки» пошли тою же речкою Суенсою меж гор, узкою и нужною дорогою и шли половина дни. И вышед из гор, ночевали под теми же горами, на той же речке Суенсу, две ночи. А, едучи, перебродили тое речку во многих местех с большою нужею, и лошади со вьюки попадали многие. Маия в 17 день с того места пошли послы Микифор и Алексей с государевою казною в Болхары. И везли казну послы на своихь лошадех, а сами шли пеши. И пришли в Болхары того же дни. И приняли государевых и меретийских послов болхарские мурзы с честью. А те мурзы не под государевою рукою живут, сами о себе…» [51, с.70-71].
Семен Броневский в 1823 году в своей работе «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» отмечает, что: «…Отправленные в 1650 году от царя Алексея Михайловича к имеретинскому царю Александру послы-Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев-ехали туда и обратно через Балкарские земли. Они называют тамошних жителей и жилища их общим именем болхары, из чего явствует, что балкары и малкары в то время существовали на теперешних местах…» [5, с.48] 
 См. «Казан улу Жабагы – Жабагы Казанук», Яндекс, проза ру. © Copyright: Хадис Тетуев, 2020
Свидетельство о публикации №220101501282.

Академик Российской  Императорской Академии И. А. Гильденштедт в работе «Путешествия Г-на Академика И.А. Гильденштедта чрез Россию и по Кавказским горам, в 1770,71,72,73 годах», издано по повелению «Императорской Академии наук», САНКТПЕТЕРБКРГ, при Императорской академии наук, 1809 года, пишет, что:
«10.Малкъ, Малкъаръ, или также и Балкъ, с левой стороны Терека, вытекает из Балыкъов, принимает в себя различные горные ручьи в северном своём направлении во всем сходствует с Тереком. В уезде Базиании (Грузинское название Балкарии – Х.Т.) втекает в него различные горные ручьи  и способствуют многоводию  Терека. Последние ручьи, наводняющие Малкъ суть: Баксан, которому много сообщает воды Чегем, и Черек …», с.11.
Он же: «О Базиании и Басиянцах (Балкарцы и карачаевцы –Х.Т.).
«Она занимает честь высокаго снежного хребта около Малка, Терека, Аргудана или Ургуена до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинской областью, к югу с Грузиею, и именно с Имеретскою и Сванетскою провинциями, к западу с Абхазией, а к северу с Черкессией… Обитатели несомненно Татарского (Тюркскского – Х.Т.) происхождения…»
О расселении кабардинского этноса писал известный историк Г. Кокиев в работе «Малокабардинские поселения в XVI – XVIII вв. на Северном Кавказе», что: «Книга Большого Чертежа», являющаяся памятником XVII в., течением реки Ардон, протекающей  по нынешней территории Осетии, называет территорией Кабарды. В книге прямо сказано, что «в Кабарде пала из гор в Терек река Ардон».
     Книга «Большого Чертежа», как мы видим, связывает Дзауджикаускую (Владикавказскую –Х.Т.) равнину с Кабардой.

Можно было ожидать, что кабардинцы за триста лет своего пребывания на Дзауджикауской равнине оставили более или менее ощутимые следы своего бытования. Однако здесь мы не находим городищ или, если не считать кладбищ, приписываемых кабардинцам каких-либо памятников кабардинской культуры. Объясняется это полукочевым характером хозяйства кабардинцев. На Дзауджикауской равнине кабардинцы занимались преимущественно  кочевым скотоводством.
  Кабардинские поселения в подавляющем большинстве случаев представляли из себя не что иное, как феодальные кабаки или обыкновенные коши, отличавшиеся большой подвижностью.
 К кочевому образу жизни был приспособлен и самый тип жилища кабардинца.
Кочевой характер кабардинского жилища правильно подметил кн. Шаховский (1833 г. –Х.Т.), который на основании личных наблюдений сообщает, что «кабардинцы живут большими аулами-деревнями, но дома сделаны наскоро и более походят на бивуаки, чем на прочное жилище».
Кабардинское жилище делалось из плетня, покрывалось соломой или камышом и имело круглую форму. Такие плетённые жилища были весьма портативны и вполне приспособлены к полуномадному быту народа.
Отсутствие памятников  материальной культуры кабардинцев на территории их бытования в XVI – XVIII вв. у предгорья осетинских ущелий объясняется кочевым бытом кабардинского народа…», сс.548-549,  «История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева», сборник статей и документов, составитель Г.Х. Мамбетов, Нальчик, 2005г.

Следующая работа,  на которую мы хотим дать ссылку это -  «Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…», Платон Зубов, С.Петербургъ, 1833г.
С.132-136,  «1. Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды; на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки. Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети.
2. Чегем, получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде.
3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау…», подтверждением о расселении кабардинцев и балкарцев, не ограничиваются этими исследованиями…

О топонимике края мы ранее представили публикацию: «Лжесвидетельство кабардинского историка», 16.04.2021г.,
© Copyright: Хадис Тетуев, 2021, Свидетельство о публикации №221041600534.
У лжесвидетеля Аскера Хаширова есть возможность доказать свою «историческую правду», если она у него есть?!

1)О работе И.М. Мизиева «Следы на Эльбрусе». Эта работа среди исследователей о восхождениях на гору Эльбрус считается одной из самых глубоко исследованных материалов в современное время. Работы И.М. Мизиева, предмет научных исследований..
Приведём одну из таких оценок А.В. Скрипник «Деятельность генерала Георгия Арсеньевича Емануеля на Северном Кавказе: 1826-1831 гг.», Пятигорск, 2005, тема научной диссертации: «Экспедиция на Эльбрус, как важное событие в мире науки наиболее полно описано в упомянутых выше трудах Н.Б. Голицына и В.А. Потто. Сведения о восхождении на Эльбрус содержатся в трудах Е.Д. Симонова, И.М. Мизиева[25]…»
Исмаил Муссаевич Мизиев  советский и российский археолог, этнограф, специалист в области этнической истории Северного Кавказа. Вехи его автобиографии.
•8 декабря 1940 — родился в с. Нижний Чегем, седьмым ребенком в семье
•8 марта 1944 — депортирован вместе с балкарским народом в Среднюю Азию
•1963 — окончил Кабардино-Балкарский государственный университет
•После окончания университета работал в Нижнем Чегеме завучем средней школы.
•1964 — уезжает в Москву и поступает в аспирантуру Института археологии АН СССР.
•1967 — в Институте археологии Академии наук СССР под руководством Крупнова Е. И. защитил кандидатскую диссертацию. Тема «Средневековая материальная культура Балкарии и Карачая (ХII-ХVII вв.)»
•1967—1977 — научный сотрудник, старший научный сотрудник в Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте
•1977 — руководитель Кабардино-Балкарского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры
•13 июня 1978 г. — получил повреждения позвоночника в автокатастрофе, оказался прикован к инвалидной коляске.
•1986 — Академия наук СССР принимает И. Мизиева в действительные члены всесоюзной ассоциации востоковедов.
•1988 — он становится действительным членом географического общества АН СССР.
•1988 — Исмаил Муссаевич подготовил к защите рукопись докторской диссертации на тему «Важнейшие этногенетические аспекты истории и традиционной культуры балкарцев и карачаевцев ХIII-ХVIII вв.», но так и не защитил…
•1996 — ушел из жизни

Это ему в Кабардино-Балкарии так называемые научные деятели, властные структуры чинили препятствия, писали доносы, лишали работы, что бы его труды научно выверенные, профессиональные не публиковались. Мешали защите его докторской диссертации. Такова судьба правдивой и истинной науки на примере жизни и научного подвига одного из признанных научных деятелей тюркского мира- Исмаила Мусаевича Мизиева – человека высоко - интеллигентного, и уважаемого в научном мире.
И сейчас, всякие если хорошенько всмотреться в них,  в его критиков, то от них ничего не останется, кроме - мундира... и они пытаются, что-то, говорить о трудах И.М. Мизиева, сами несостоявшиеся, как учёные, так сказать «непризнанные гении…»
2), 3), 4) – й вопросы мы объединим, как они однотипные. Общеизвестный факт, что  Купфер и Ленц в своих работах писали,  о всех без различия представителей местных народов, называя всех без исключения «черкесами». Позже мы отдельной Теме дадим научное и историческое толкование термину «черкес». Сейчас, мы можем сказать, что термин «черкес» в XIX веке играло такую же роль, как названия горцы, кавказцы, татары, черкесы. Такова была принятая в Российской империи однотипное название народов.
5) Отвечая на пятый вопрос, заметим, что как мы писали в наших темах история экспедиции и его поход историками  в Кабардино-Балкарии были искажены настоящие и фактические материалы. Экспедиция генерала Емануеля двигалась по территории занятой казаками, кабардинцы расселялись на правобережье реки Малка, ниже укрепления Каменный мост и в средних течениях рек Чегем и Баксан и вниз к реке Малка. Выше укрепления Каменный мост начиналась территория Карачая, поэтому, как пишет, Бесс первыми встретились карачаевцы, и случилось это 7 июля 1829 года в глубине территории Карачая, в местности Харбас:
«Глава VIII
При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены 5 селении или племен,  принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...
Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык — татарский, а религия — магометанская; впрочем, они придерживаются ее обрядов очень относительно, за исключением постов, которые добросовестно соблюдают...»
Это  подтверждается и в материалах Ленца:

««Лагерь на речке Харбис ( Харбас - карачаево-балкарское название Х.Т.)…Сегодня, кажется, погода, которая в течение 6 дней карала нас дождём, стала меняться и позволила нам продвигаться вперёд к нашей цели – Эльбрусу…
Наша военная жизнь мне по нутру, до реальных стычек, правда дело не доходит. Среди карачаевцев пошли слухи, что мы собираемся их полностью искоренить, и они уже увели своих жён и детей и стада. Вместе с тем генерал их успокоил, и вчера (7 июля –Х.Т.),  около их 10 посланников ушли от нас с богатыми подарками, очень довольные, обменявшись с нами с дружеским рукопожатием. У них дикие лица, иногда с очень располагающими чертами лица. Они выступают гордо, и смело, держа руку на кинжале, говорят быстро и выразительно. Они носят подходящую к случаю одежду, и она им очень идёт. Получив подарки, они лишь легко кивнули головой, хотя, по словам переводчика, пришли от подарков в восторг, пусть это был даже просто платок; их черты оставались серьезными и гордыми. Некоторые из них пожелали взойти с нами на Эльборус, что, возможно, нам очень пригодится…», См. «Восхождение – Первыми были карачаевцы, 1829»,  © Copyright: Хадис Тетуев, 2021
Свидетельство о публикации №221042201107.
В пункте 2), Слова якобы от Купфера: «он приказал привести к нему черкесских кеязей и вождей»… «несколько вождей» относится к уруспиевцам (балкарцам – Х.Т.).  В этой фразе уничижительное «несколько вождей»… И теперь сравните, как это же самое: Когда, Где, и, Как, всё фактически было. Здесь несомненен, один факт в рапорт Купфера произведён подлог его собственного текста фальсификаторами.
В пункте 5) и 7), такой же подлог в отношении  описания князя Кучука Джанхотова.
О сезонных пастбищах и о том, как предок Аскера Хаширова пас скот на Малке.
Границы. Карачаевцы «Живут разбросанно по берегам Хурзука, Кубани и Теберды, в северной части подножия Эльбруса, которой они называют «Мингитау». Они отделены от черкесов (кабардинцев) горами Къанджал (Къанжол), Чалпак и Урди и на севере горами Аварзеч (Ауар Сырт- Х.Т.), Кечерган, Бармамут (Бурмабут-Х.Т.) и Мара; на западе они граничат с абазинскими племенами трамкт, лоу и клич…», с. 421.
«Все население карачаевцев оценивают в 24 тысячи душ; число же их воинов у них – до пяти тысяч человек…», с.429.,
И.Ф. Бларамберг (1800-1878) – генерал-лейтенанта русской службы, который по заданию русского Генерального штаба в 1833 году  провёл разведывательную работу, итогом, которого стала научная публикация «Историческое, Топографическое, Статистическое, Этнографическое Описание Кавказа», АБКИЕА, Нальчик, 1974, сс.353-434.
Представляем вашему вниманию перепечатку господином Думановым сведений из Архива Главного Управления Наместника Кавказского,
 «Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею», Том, VII., Издан под ред. Председателя Комиссии д.с.с. Ад. Берже., Тифлис, 1878, Типография Главного Управления Кавказского.
«Параграф 8. О позволении занимать жилища в высших горах тем из Кабардинцев, за поведение которых князья ручаются
Объяснение Кабардинских князей и узденей.
 До 1822 года, т. е. до возмущения Кабардинцев и до побега их в горы и за Кубань, народ большею частию занимал под жилища свои возвышенности гор, как места, удобнейшие и здоровые для содержания в летнее знойное время скота;
но после последняго возмущения в прошлом 1825 году ген. Ермолов совершенно запретил селиться близко гор даже и самым надежным в преданности людям, от чего во время сильных жаров на равнине нередко бывает падеж скота и народ от того разоряется.

Замечания ген. Эмануеля.
Кабардинцы, будучи выселены в прошлом 1822 году из гор на равнины и по причине кордоннаго надзора не находя прежнего удобства хищничествовать в границах наших и скрывать у себя хищников, до 1825 года не переставали жаловаться на неудобство содержать скот на равнинах и по мере позволения занимать горы не переставали делать побеги к Карачаевцам и за Кубань, а отуда производить хищничества.
Ген. Ермолов, удостоверившись от благонамеренных из Кабардинцев, что скот их также удобно водится и на теперешнем жительстве, как прежде водился в горах,
 после побега некоторых из них в 1825 году за Кубань, запретил навсегда коварныя жалобы на равнины и просьбы о горах.

Впрочем, и сами жители Кабарды, при разспрашивании моем о том, объяснились, что им по привычке только кажется лучше жить в горах, нежели на равнинах…», с. 381,
Ново выявленным пастухам из  виртуального селения «Вольный Аул»,  «Наставления: Временному суду, учреждаемому в Кабарде для разбора дел между Кабардинцами, впредь до издания особенных правил, в пунктах:

24) Поелику воспрещается Кабардинцам отлучаться из Кабарды без письменных видов, то всякий, имеющий по надобностям своим отъехать в другие места, снабжается печатными билетами:

а) Внутрь Линии по билету от Временнаго суда.

б) За Кубань и в горы по билету начальника в Кабарде.

в) В дальние места России по билету начальника Линии.

25) Все билеты сии выдаются без пошлин и на простой
бумаге, коих экземпляры будут доставлены Суду чрез начальника в Кабарде…», 356,  «Из документальной истории Кабардино-Русских отношений: Вторая половина XVIII—первая половина XIX в.», Нальчик, изд. «Эльбрус», 2000 г.,  составитель доктор исторических наук, профессор Х.М. Думанов.

Эти два последних документа, показывают, во-первых, с другими выше приведенными источниками, кабардинцы не являлись коренными жителями этой земли, а относительно недавно мигрировали на территорию Балкарии и Карачая. И повторяя их же сленг «Никогда» Малкинское ущелье на 1829 год, кабардинцам не принадлежала, «ни именитым» и, ни холопам возжелавших пасти скот по найму.
Мнимый пастух Аскера Хаширова не имел ни одного шанса пасти скот у подножья Эльборуса.
Как мы все помним, категория кабардинца Килара Хаширова – холоп.
В положении об обычном праве кабардинцев о холопах говорится «Всякого рода холопы, или холопы рабы, невольники как княжеские, так и узденьские живущие у своих господ…»
О кабардинском Киларе Хаширове, у кого он был, от кого и куда сбежал, кем он был, кроме сочинений Думанова-Хаширова и Ко, никаких точных сведений нет. Документально, установлено, что ни в 1823 и далее до конца XIX века, поселение «Вольный Аул» это вымысел кабардинских историков.
В то же время подчеркнём, что в период крепостного права не существовало такого понятия пасти скот по найму, таким людям, как холопы. Холопы были бесправные и подчинялись своим господам. И многие из тех, кто бежал их возвращали при поимке их господам.
Пункт 7, обычного права кабардинского народа гласит: «При переселении князей на другое место, узденя, им принадлежавшие, следуют за ними и живут не в дальнем расстоянии внутри Кабарды…» Это ещё раз подчёркивает о полукочевом образе жизни кабардинцев, так, как переселение кабардинских князей не связано наличием собственных земель, показывает характер неоседлого состояния и частых переселений кабардинцев, общеизвестных в истории. Кабарда её расселение в вышеуказанных документах отмечено, а это означает, ни, только холоп, но даже и уздень не могли отъехать от места поселения своего князя. Что касается холопов, то пункт 25, гласит: «Холопы исполняют в полной мере все приказания господ и работают безоговорочно, что ни прикажут…», сс.152-157, Ш.Б. Ногмов «История Адыхейского народа», Нальчик,1994г.
Для особо непонятливых поясняем, что, в соответствии «Наставлений Кабардинского временного суда», для отлучки в горы на Малку, надобно было иметь при себе  «билет начальника в Кабарде...», которого у мнимого Килара Хаширова не было!

Продолжение следует


Хадис Тетуев, 24.06.2021г.


Рецензии