27 октября, вторник

Утром, проснувшись, я по привычке взяла телефон в руки и зашла в Вацап - посмотреть, кто что написал. Сообщений там не было, но появилась новая группа с названием 5 "Е". И тут же от кого-то появилось:
 "Здравствуйте, ребята! Это Милана Максимовна. Теперь у нас есть группа для общения. Здесь я пишу вам объявления, а вы можете комментировать и задавать вопросы".
Едва я успела его прочитать, как появилось ещё одно:
 "Сегодня русского языка не будет - Дарья Николаевна болеет".
Я так обрадовалась, что выронила телефон из рук - хорошо, что он упал на кровать. Но моя радость была преждевременной - вдруг всплыло ещё одно сообщение от классной:
 "Вместо русского у вас будет урок географии, но Вера Константиновна не сможет провести занятие. Будет замена."
 - Домашку-то я не сделала! - вспомнила я по дороге в школу. - Значит, опять двойку получу. Хотя... Если успею, можно прочитать параграф, перед уроком. Да. Так и сделаю.
Тут я встретила Свету Костину.
- Привет! А ты знаешь, что у нас теперь общий чат есть? Там Милана Максимовна написала, что русичка заболела и вместо русского будет география, только не с Верой Константиновной, а с какой-то другой учительницей. А я параграф не прочитала, представляшь! – выпалила я. – Но двойку всё равно поставят - не Вера Константиновна, хоть она и добрая у нас, так какая-то другая.
- А я тоже не готова, - без всякого страха в голосе сказала подруга. - Значит, получим по двойке вместе.
Мы засмеялись - всё-таки вдвоём получить плохую оценку не так ужасно, чем одной.
 Через пару минут мы увидели Наташу и спросили хором:
- Сообщение в новом чате видела?
- Какое сообщение? - не поняла Наташа. - А-а-а, сообщение! Вы про чат класса? Конечно, видела! Милана Максимовна написала, что её в школе не будет, поэтому с нами посидит Валентина Петровна
- Биологичка?! – воскликнула Костина. - Ну и что она с нами будет делать?
- А я откуда знаю? Может, даст какое-нибудь задание.
Это было очень странно. А вдруг Наташка всё врёт? Но я зашла в чат и прочитала:
 "Ребята, я тоже не смогу провести у вас урок - девятые классы пишут важный срез по алгебре, мне нужно присутствовать. На математике с вами посидит учительница биологии".
- Класс! Сначала география посреди недели, теперь эта биологичка! Уверена, она номеров десять точно даст.
 Когда мы зашли в кабинет, сразу кинулись обсуждать все эти новости. Класс бурлил:
- Знаю, мне Лоскутин говорил.
- У нас теперь правда есть чат!?
- Блин, ещё эту биологичку на матеше терпеть!!!
Было видно, что все удивлены, что будет внеплановый урок географии, и возмущены, что на математику придёт Валентина Петровна. Учительницу биологии не любил никто - она никогда не вызывала учеников по желанию, а всегда смотрела в журнал и всегда задавала самые сложные вопросы, которые были после параграфа, и их никто не читал.
 Когда Валентина Петровна зашла в класс, все тут же кинулись к своим местам, а Мешков даже Ирин стул сбил на ходу.
- Ты идиот?! - прошипела она, поднимая стул, а потом сказала сама себе: - да, не повезло мне с соседом.
Биологичка оглядела класс величественным взглядом, сделала паузу, а потом сказала:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Класс дружно сел, и Валентина Петровна продолжила свой монолог:
- Сегодня я проведу у вас урок математики, так как у Милана Максимовна ушла к девятому классу на срез по алгебре. Итак, начнём урок с проверки домашнего
задания. Ира Чайкина, скажи, пожалуйста, что вам задали на сегодня?
- Номера восемьсот двадцать четыре, восемьсот двадцать шесть и восемьсот тридцать два, пункты один, два.
- Отлично. Начнём с триста сорок седьмого. Отвечать будет... - она посмотрела на нас, и, немного подумав, остановила свой взгляд на Лёше Перцове. Он был самым обычным учеником, каждый день ходил в школу, получал весьма приличные отметки, не хулиганил и вообще особо не выделялся из класса, но почему-то биологичка решила спросить именно его. - Перцов Лёша.
 Лёша начал читать задачу:
- Лев, догоняя антилопу, движется со скоростью шестьдесят километров в час, двигаясь на расстоянии двух километров от неё. Антилопа бежит со скоростью тридцать километров в час. Когда лев догонит антилопу?
- Как ты решал задачу? - спросила Валентина Петровна.
- Я не решил, - честно ответил Лёша.
- Почему?
- Не смог...
- Ладно, - вздохнула биологичка. - Тогда сиди и слушай, как нужно было решать. Отвечает... Лоскутин Миша!
- Валентина Петровна, я тоже не решил. Не понял, - сказал Миша.
- Хорошо, - Валентина Петровна умоляюще посмотрела на Иру: - Чайкина, ты хоть решила?
- Конечно, Валентина Петровна, - заверила Ира. - Сначала нужно скорость льва, равную шестидесяти километрам в час, разделить на шестьдесят минут. Получится один километр в минуту - это скорость льва в минуту. Затем два километра - расстояние, которое изначально было между львом и антилопой, разделить на эту единицу, и мы получим две минуты, за которое лев преодолел его. Мы знаем, что тридцать равно нулю целым пяти десятым, и таким образом мы получаем скорость антилопы в минуту. Эту скорость нам нужно умножить на два часа - то время, за которое лев преодолел два километра - ведь антилопа тоже двигалась! Мы получим один километр. Лев пробежит этот километр за одну минуту и догонит её. Выходит, что он бежал сначала минуту, а потом две, и того три минуты. За три минуты лев догонит антилопу! Эта задача решается очень просто.
- Молодец, Ира! - похвалила её биологичка. - Мальчики, вы поняли, как решается задача?
 Не знаю, поняли ли её Лоскутин и Перцов - оба молчали, но лично я запуталась и поняла только то, что у меня эта задача решена неправильно. Я даже сомневаюсь, что Валентина Петровна разобралась, что сделала Чайкина для её решения. Тем не менее, она осталась довольна Ириным ответом.
- Ребята, а вы знали, что между львом и антилопой хищнические отношения?
Класс посмотрел на неё так, как будто биологичка сказала, что для здорового образа жизни нужно пить много воды. Тем не менее, Валентина Петровна продолжала:
- Отношения ещё бывают симбиотическими - то есть, когда два организма живут вместе, принося друг другу пользу - и паразитическими, а ещё бывает 
конкуренция, например, за пищу или ресурсы. Симбиоз бывает у шляпочных грибов, например, у подберёзовика с берёзой и у подосиновика, соответственно, с осиной. У грибов бывают также паразитические отношения, к примеру, трутовики. Они селятся на стволах деревьев, но не приносят никакой пользы, а наоборот - забирают все полезные вещества.
 Вскоре рассказ биологички об отношениях живых организмов надоел классу, и ребята начали потихоньку развлекаться. Мы решили немного пообщаться, но не по телефону - ведь Валентина Петровна может заметить и разозлиться, а кричит она здорово, а записками. Началось веселье - записки летели через весь кабинет, падали на пол, оказывались не у тех, кому были отправлены - одним словом, в классе происходил полный беспорядок.
 Воспользовавшись случаем, я предложила Наташе:
- Давай Свете записку отправим! Вот какая она грустная сидит.
И в самом деле, Костина сидела с недовольным видом, подперев руками щёки - ей никто не отправил ни одной записки, и ей было скучно.
 Наташка, ничего не сказав, вырвала листок из тетрадки по математике и написала своим аккуратным почерком: "Правда здорово? Наташа и Аня". Она дала мне бумажку - я сидела ближе к Свете, и я запустила её на последнюю парту, где сидела наша подруга.
 Но я промазала - записку взял Мешков и стал быстро её разворачивать. К счастью, рядом оказалась Бобрикова. Женя выхватила записку из Колиных рук, даже не порвав её - от неожиданности он сам разжал записку, даже не успев её прочитать, и отправила её по адресу.
- Я не понимаю, это что за неуважение? - повысила голос Валентина Петровна. - Сели все ровно, убрали всё из рук. Сейчас я дам задание, будете заниматься оставшиеся полчаса. В конце урока соберу тетради и проверю, чтобы у каждого всё было сделано.
Она написала на доске восемь номеров и сказала:
- Вперёд! Решайте.
 Весь оставшийся урок мы мучились с заданиями, и, конечно, никто не успел сделать все восемь.
- Значит, на записки на уроке находится время, а на математику - нет? - спросила Валентина Петровна , когда до перемены оставалось три минуты. Сегодня она рассердилась не на шутку, и, видимо, никого жалеть не собиралась.
Ни звука. Никто не посмел ответить.
- Раз так, значит, я попрошу Милану Максимовну поставить всем по двойке за урок. Все свободны.
 И вышла из класса. В кабинете стояла тишина - никто из ребят ничего не понял. Но через секунду поднялся такой шум, что даже какая-то учительница заглянула в класс - проверить, почему так шумно. Готовясь к уроку географии, пятый "Е" оживлённо обсуждал необычную проверку домашнего задания и реакцию Валентины Петровны на записки, и только Даша Тарелова пошла мыть доску - она сегодня дежурная, а дежурные всегда должны проводить кабинет в порядок после каждого урока. Тут в класс вошла та самая учительница, которую мы только что видели, и я сразу поняла - сейчас она будет вести у нас урок. Географичка села за учительский столик (даже не стесняясь, будто в своём кабинете!) и стала перебирать какие-то листочки. Пересмотрев все, она, видимо, осталась довольна и что-то записала у себя в учительском дневнике - у каждого преподавателя есть такой. Он туда записывает программы уроков, важные объявления для классов, а также оценки. Я сама видела, у нашей Миланы Максимовны есть такой, жёлтый и толстый. Закончив писать, училка позвонила колокольчиком - урок начался. Все встали, как по команде.
- Здравствуйте, ребята, - поздоровалась она с нами. - Меня зовут Зинаида Васильевна. Я запишу своё имя на доске, чтобы вы могли ко мне обратиться.
 Она вывела на доске своим крупным красивым почерком "Зинаида Васильевна" и продолжила:
- Вы, конечно знаете, что Вера Константиновна сегодня не может провести у вас урок, и поэтому его буду вести я. Вера Константиновна попросила, чтобы я дала вам небольшую - не пугайтесь - проверочную работу на десять - пятнадцать минут, а потом мы займёмся новой темой. Хорошо?
В классе стояла тишина, только кто-то сказал "да". Зинаида Васильевна протянула проверочные Ире, которая сидела за первой партой, и попросила:
- Раздай, пожалуйста, листочки. А вы, ребята, можете пока повторить параграфы.
Все бросились к учебникам. И только тут я вспомнила, что не прочитала параграф, который задали на сегодня! Я тоже открыла учебник географии и стала быстро перелистывать страницы. Открыв нужную, я попыталась читать текст, но никак не могла сосредоточиться, и слова просто вылетали из головы. "Главное достоинство глобуса - это его объёмность, передающая шарообразную форму Земли", - перечитывала я снова и снова. Но вот Ира протянула мне листок с проверочной, и учебник пришлось закрыть. Тогда я подписала работу и стала читать вопросы. В первом номере было написано:
"Что позволяет лучше изучить рельеф Земли?"
И варианты: аэрофотоснимок, космический снимок или глобус. Я посмотрела к Наташе Вертилкиной, у которой был второй вариант. У неё был такой вопрос: "Для чего нужен аэрофотоснимок?"
- У них вопросы легче! - поняла я и зашептала: - Наташка! Давай вместе решать! Ты будешь помогать мне, а я - тебе! Хорошо?
- Ладно, - ответила Наташа. - Выбирай Б, аэрофотоснимок. У меня спрашивают, для чего он нужен?
- Ответ А.
 И так мы дошли до последнего, восьмого вопроса, который был и у первого, и у второго вариантов и там и застряли, потому что там не было вариантов ответа.
- Что значит «что такое остров?» - недоумевала я. - Остров - это остров.
- По идее, кусок земли в воде.
- Нужно написать ответ как-нибудь так, чтобы он был хоть немного похож на определение в учебнике.
Мы мучились, мучились и в итоге придумали наш "термин". Звучал он так: остров - это маленькая территория, находящаяся в воде рядом с материками". Мы быстренько его записали - оставалось мало времени - и сдали работы.
 На следующий день Вера Константиновна (она освободилась и могла вести у нас уроки) сказала:
- Я проверила ваши работы и сейчас озвучу вам ваши оценки.
Учительница начала перебирать наши работы. В основном были четвёрки, иногда были и тройки, и только изредка ей попадались листочки с красными злыми двойками и, словно выпятившими грудь гордыми пятёрками. Когда Вера Константиновна дошла до наших с Наташей работ, сказала:
- Вертилкина и Самолётова разделили пятёрку на двоих.
Класс заржал, а я подумала:
- Пять разделить на два будет... Какой ужас! Два с половиной, то есть тройка с минусом! Эх, параграф нужно было читать, а не биологичку обсуждать, и не было бы этой "пятёрки"...


Рецензии