От корней к свету. Выписка из дневника

"Мой стиль очень автобиографичный. Все здания, которые располагаются высоко в горах, напоминают мне о детстве. Горы были для меня целым миром, когда я был мальчиком." Марио Ботта


Кантон Тичино. Поговаривают, что часто именно природа содействует развитию определенных склонностей и талантов. Гористая местность, разнообразие камня испокон века служили фоном и вдохновением для множества мастеров по камню, выходцев из этой, самой южной, итальянской части Швейцарии, которые потом уезжали отсюда в поиске работы и признания в другие страны (в том числе и в Российскую империю, особенно в 18-19 веках). И очень часто наиболее ответственные работы в странах Центральной и Северной Европы поручали не только итальянским, но и тичинским зодчим.

А залежи камня здесь, действительно, знатные. В долине практически каждой речушки, сбегающей с крутых горных отрогов, есть каменоломни. Несмотря на каменистость и крутизну склонов, вдоль всего течения рек – многочисленные крошечные деревушки. Дома – из огромных вырубленных из скал плоских камней, просто сложенных друг на друга, практически без какого-либо цементирующего крепления. И крыши тоже сложены из такого же камня. Здания, способные выстоять в любую непогоду, перед любыми ветрами, перед любой стихией.

Долина реки Маджа (Maggia). Маленькая, буквально в одну улицу деревушка Моньо (Mongo) на высоте 1180 м над уровнем моря. Летом ее использовали для временного пристанища на период выпаса скота и потому дома здесь обычные, деревянные. А в зимнее время она всегда была не только малодоступна, но и опасна из-за регулярного схождения снежных лавин. Так, зимой 1986 года лавина смела на своем пути улицу домов, в которых, к счастью, в тот момент никто не жил. Она разрушила и местную церквушку, ничем не примечательную, но на месте которой и было построено то, что встретили мы и что никак не ожидали увидеть здесь, в таком далеком далеке от привычных туристических троп.

Она появляется неожиданно, издали – как будто сугроб снега, со срезанным наискосок верхом: церковь святого Иоанна Крестителя.

Из мрамора и гранита из долины этой же, местной реки Маджа. Крыша – стеклянная, плоская, скошенная (для безопасности при обильных дождях и снеге). Полосатая, на контрасте серого и белого, кладка. Окон нет. Выглядит маленькой. Похоже, рассчитана человек на 15-20, да и то если в тесноте. Вместо колокольни – конструкция с колоколами, и ступени – позади церкви. Заходим внутрь церкви – и ослеплены потоком света, льющегося с витражного стеклянного потолка. Тоже полосатого, который, падая на полосатую, совершенно такую же, как снаружи, кладку и на тоже полосатый пол, создает впечатление движения света в черно-белой, но распадающейся на разноцветный спектр геометрии. Полосы черного и белого сбиваются в шахматную мозаику. Минимализм оформления, всего лишь несколько скульптур. Все подчинено одному – твоему погружению в этот свет, в его магию. Откуда и приходит ощущение божественного присутствия.

Не покидает чувство знакомости архитектуры – как отголосок старинной христианской традиции средневековья, которая встречается в этом регионе на каждом шагу.

Так мы открываем (лучше поздно, чем никогда, верно?) архитектора Марио Ботта. Наш современник, родился 1 апреля 1943 года в Медризио, здесь же, в швейцарском кантоне Тичино. Именно внимание к местным традициям и легло в основу всего его творчества. Мощная, впечатляющая, подавляющая сила камня. Изящность элементов декора. Подсмотренный у природы геометрический ритм. Чувственность при работе с освещением.

Попытки отнести работы Марио Ботта к какому-либо конкретному архитектурному стилю заканчиваются провалом. Его стиль неклассифицируем, хотя часто относят к постмодернизму. Сочетание парадоксального – нарочитая грубость, неуклюжесть, массивность, крупные массы с одной стороны и – утонченность, эстетическая элегантность, легкость деталей, потоки света, в основном, узкие или разделенные на сегменты, много, очень много света и ощущение пространства при, казалось бы, ограниченном объеме – с другой. И, главное – во всех ситуациях сосредоточенность на природном окружении, в которое встраивается его архитектура.

О Марио Ботта написано много: ранние архитектурные попытки, благополучная карьера, истинный успех, преподавание в лучших университетах мира, привязанность к родному городку Мендризио, в котором он и сегодня постоянно живет и преподает – обо всем можно почитать в сети. Каждая из его работ достойна отдельного рассказа. В каждой – своя связь с окружающим ландшафтом, своя особая способность отразить смысл текущего момента времени, своя философия приверженности корням в контексте безостановочного изменения мира.

24.06.2021
(Ссылка на стихотворение на эту же тему: https://stihi.ru/2021/06/24/1441)


Рецензии