Социальный рынок - автомат

Заявка на изобретение № а20210183 (Республика Беларусь)

Предполагаемое изобретение относится к удовлетворению потребностей человека в продуктах питания и предметах повседневного спроса за счет реализации предметов его труда и личных  трудовых ресурсов в условиях неблагоприятной санитарно – эпидемиологической обстановки (пандемии короновирусной инфекции) и террористической угрозы.
С древнейших времен известен рынок, представляющий собой участок местности, на который в определенное время свозятся различные товары и происходит товарообмен, например, крестьянин везет на рынок выращенную им рожь, где он меняет ее на колеса для телеги, которые изготавливает ремесленник. При этом, ремесленник имеет чем питаться, а крестьянин получает возможность доставлять на рынок больше продукции, чем он смог бы  унести на своих плечах,  в чем  заключается научно - технический прогресс.
Недостатком  такого рынка является то, что сосредоточение в одном месте большого количества людей создает опасность передачи инфекций, кроме того, рынки чаще других объектов являются объектом террористических атак, так как время их работы общеизвестно, известно заранее и количество предполагаемых жертв террористической атаки. Кроме того, на рынках практически всегда орудуют криминальные банды, члены которых, ничего не производя, присваивают результаты чужого труда. Рынки такого типа, как правило, располагаются удаленно от мест производства продукции, что делает невозможным совмещение крестьянского (ремесленного) труда с его самостоятельной реализацией на рынке, в результате появляются многочисленные посредники, живущие за счет товаропроизводителей  и покупателей товаров. Государство от таких рынков существенных доходов не имеет, так как сделки купли – продажи оно не контролирует, значительное количество граждан, реально работающих, как на своих приусадебных участках, так и в личных мастерских, творческих лабораториях и пр., причисляются к лицам не принимающим участие в экономической жизни страны, после достижения ими пенсионного возраста они попадают в так называемый «пенсионный капкан», из которого некоторые пытаются выбираться криминальным путем, либо выезжая из страны на заработки. Социальная пенсия, в размере половины прожиточного минимума, не только унизительна морально, она наносит ущерб экономике страны, так как лишенный материальных возможностей гражданин ничего не покупает, а стало быть и товаропроизводитель ничего социально – значимого продать не может, поэтому он сокращает персонал, чем увеличивает число безработных и переходит на производство дорогостоящих предметов роскоши. Такая рыночная политика неизбежно приводит к социальному взрыву.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является торговая система «гипермаркет», принимаемая за прототип, в которой товары свободно размещаются на полках, находящихся в контролируемом помещении, покупатели выбирают товары, складывают их в корзины или тележки, с которыми они направляются к кассам, рассчитываются за товар наличными деньгами или банковскими карточками, после чего забирают приобретенный товар себе. Кроме того, многие гипермаркеты имеют службу доставки, которая принимая заказы по сети интернет, доставляет товары покупателям.
Недостатком прототипа является то, что покупатели лишены возможности реализовывать результаты своего труда, как то, продукцию, выращенную на приусадебном участке, изделия, изготовленные своими руками, научно-технические разработки, выполненные ими в  свободное время.  В результате администрация гипермаркета закупает товары или берет их на реализацию только у крупных, чаще всего иностранных, поставщиков, крупными партиями, в результате значительная часть скоропортящихся товаров не реализуется по причине отсутствия покупательной способности у населения, списывается  и выбрасывается на свалку, что приводит к увеличению розничной цены товаров, выводу огромных денежных средств за границу и неполучение налоговых платежей государством. Кроме того, несмотря на обязательное использование средств защиты в виде медицинских масок и перчаток, регулярную дезинфекцию торговых и подсобных помещений гипермаркета, систематический контроль за состоянием здоровья персонала, гипермаркет является тем местом, где происходит заражение покупателей через наличные деньги, продукты, произведенные за рубежом и  находящиеся в свободном доступе, а также воздух в закрытом помещении.
Для устранения указанных недостатков предлагается создать сеть социальных рынков – автоматов, реализующих принцип «от каждого по способности – каждому по потребности».
Рынок – автомат  представляет собой  программно-аппаратный комплекс следующего состава:
1. Электронную торговую площадку, на которой размещается информация о реальных товаропроизводителях, юридических и физических лицах, оказывающих реальные и полезные услуги, осуществляющих исследования и разработки в интересах людей, информация о потребностях в конкретном товаре или услуге, а также информация о потребителях и их покупательных способностях.
2. Отдел входного контроля с лабораторией и базой данных об актуальных ценах на товары и  услуги.
3. Адресную витрину, на которой выкладываются образцы товаров, либо товарные ярлыки (рекламные марки на них), по которым эти товары (услуги)  могут быть проданы (оказаны) покупателю.
4. Платежный терминал рынка с возможностью дезинфекции наличных денег и банковских карточек.
5. Склад товаров.

Работает социальный рынок – автомат следующим образом:
Товаропроизводитель размещает  достоверную информацию о своем производстве на электронной торговой площадке,  затем  предъявляет свой товар в отдел входного контроля для определения его пригодности к реализации, и получения рекомендации по цене товара,  где формируется сообщение на электронную торговую площадку о его поступлении на рынок, после чего сдает его  и надлежащим образом оформленные товарные ярлыки с указанием своей цены  на него на склад,  затем  образцы товара и товарные ярлыки размещаются на адресной витрине. Сразу после этого  он получает в платежном терминале часть оплаты за свой товар, например, при сдаче на склад скоропортящейся зелени, ему сразу выплачивается  стоимость этой зелени используемой в качестве сырья для изготовления компоста, либо на корм животным.
Покупатель,  (лично или удаленно) берет с адресной витрины товарный ярлык на необходимый ему товар или услугу, оплачивает ее через платежный терминал рынка, либо иным способом,  после чего получает товар на складе сам, либо передает документ об оплате и перечень оплаченных им товаров лицу, оказывающему услуги по доставке товаров.
По мере  реализации товара или услуги, актуальная информация со склада поступает на электронную торговую площадку, используя которую товаропроизводитель может оперативно управлять своим товаром, уценяя его, либо снимая с реализации.  Администрация рынка взимает с получивших доход товаропроизводителей, предусмотренную законом и договором заключенным с ними комиссию, из которой формирует фонд оплаты одела входного контроля, склада и разработок, направленных на совершенствование работы рынка и развитие народного хозяйства страны в целом. После чего  передает сведения о товаропроизводителях, произведенных ими товарах (оказанных услугах)   в инспекцию по налогам и сборам, а также в заинтересованные министерства и ведомства, например Минсельхозпрод, в случае если произведена и реализована сельскохозяйственная продукция и продукты питания, либо в Минтранс, если оказываются транспортные услуги.  После чего с  товаропроизводителем производится  полный расчет за реализованный товар. На платежный терминал в форме оплаты приобретаемых товаров, либо в форме оплаты за товары, произведенные пенсионерами и инвалидами  могут также поступать средства адресной социальной помощи.
При работе социального рынка – автомата сводится к минимуму непосредственный контакт между людьми, средствами платежа и товарами, что минимизирует вероятность их заражения, кроме того,  существенно снижаются расходы на хранение и реализацию товаров, что положительно сказывается на покупательной способности социально незащищенных слоев населения. Значительная часть населения, имея возможность реализовать результаты своего труда с получением материального вознаграждения, вовлекается в экономическую жизнь страны. Реализация принципа «от каждого по способности – каждому по потребности» способствует не только росту материального благосостояния граждан, но и оздоровлению морального климата в стране, подорванного неудачами в строительстве коммунизма и провалами в идеологической работе с населением.
Предлагаемое техническое решение соответствует критериям «новизна», «изобретательский уровень» и «промышленная применимость».
Отказ от использования социального рынка  в социальном государстве является волюнтаризмом и ведет не только к большим экономическим и моральным потерям, он может привести к полной утрате государственной самостоятельности.


Рецензии