Мили, Лаги, Узлы, склянки

 Мили, Лаги, Узлы, склянки 

Во всех морских лоциях, картах, международных морских документах, где есть требования, связанные с расстояниями, все расстояния указываются в морских милях. Во всех навигационных приборах, где требуется определение расстояния, все расстояния также указываются в морских милях. Общепринятого обозначения не существует; иногда используются сокращения «NM», «nm» или «nmi» (от англ. nautical mile).
Морская миля- первоначально морская миля определялась как длина дуги большого круга на поверхности земного шара размером в одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую милю вдоль меридиана примерно соответствует изменению географических координат на одну минуту широты.  Поскольку Земля на самом деле имеет форму не шара, а приплюснута с полюсов (форма Земли называется геоидом), одна минута меридиана соответствует примерно 1862 м на полюсе и 1843 м на экваторе (в среднем около 1852 м).
Расстояние, пройденное судном в море, исчисляется в морских милях.

В конце 16 века скорость  судна стали измерять с помощью устройства  - ручного (секторного) лага, который состоял из деревянного, окованного железом, сектора, тонкого троса – лаглиня, на котором через определенные промежутки были завязаны узлы, и вьюшки, для его сматывания. Вертикально плавающий тяжелый сектор, опущенный с борта в воду, оставался неподвижным, наподобие плавучего якоря, а судно уходило вперед. Пока песок в песочных часах, рассчитанных, как правило, на 0,5 минуты пересыпался из одной половины в другую, считали число узлов, которое успело уйти за борт вместе с лаглинем, увлекаемый сектором. за определенное время (обычно 15 секунд, 0,5 минут или 1 минуту).
Интервал между узлами выбиралось равным 14,6 метра, т.е. с таким расчетом, чтобы один узел соответствовал скорости, равной одной миле в час. Так появилась единица измерения скорости на море – узел. Недостатки такого лага очевидны – скорость измерялась периодически, как правило, каждые 2 часа, а сама процедура замера была довольно неудобной, поскольку после каждого измерения лаглинь надо было сматывать на вьюшку и сектор поднимать на борт. Точность измерения скорости была весьма низкой. Тем не менее, этот способ применялся на судах вплоть до начала 19 века, когда был изобретен более совершенный механический лаг.

Во времени употребления ручного лага для измерения промежутков времени пользовались песочными часами, которые назывались склянками, так как были сделаны из стекла. Песок из верхнего отделения в нижнее пересыпался за 30 мин, после чего часы переворачивали. Об этом оповещал вахтенный матрос ударом в рынду (колокол). Каждый час отмечался двойными ударами по количеству прошедших часов. Счет начинался заново каждые четыре часа, так как вахта, как и сейчас, была четырехчасовой. С тех пор и пошел обычай бить склянки.
Лаг выпускался за борт с выходом в море и подсчет узлов за определенный период давал возможность учесть пройденное расстояние и соответственно скорость судна. Эти показания лага записывались в Судовой журнал- Logbook.


Рецензии