В поисках истины Дом

Время шло, дети подрастали, квартиры мы не дождались, простояв в очереди на получение жилья 15 лет и оставшись на первой очереди, без малейшнй надежды улучшить свои жилищные условия. Единственное, что у нас было, это наша служебная маленькая квартирка, формально перешедшая в нашу собственность. Нужно было решать жилищный вопрос, и мы решили строить собственный дом. Строить его на нашем дачном участке было невозможно, слишком далеко, отвратительное состояние дорог, которые и дорогами-то сложно назвать, и, самое главное, не существовало возможности подвести коммуникации. Мы решили искать земельный участок поближе к городу или в городе, и нам повезло! В газетных объявлениях мы нашли участок за Академгородком и купили его, заложив квартиру, с условием нашего в ней проживания в течение года, пока мы строим дом. Это был невыгодный для нас договор, мы теряли половину стоимости квартиры, но иного пути у нас не было. И вот, по разработанному мной проекту, Михаил вместе с двумя друзьями начали строительство двухэтажного пятистенка из бруса. Лето в Сибири короткое, и, как только оттаяла земля, стали готовить площадку под строительство, а до этого собрали маленький домик-баньку для возможности укрыться от снега и дождя. В этом же домике хранились материалы и инструменты, однако, даже за этот короткий период подготовки к строительству, нас успели обворовать, что, впрочем, было совсем неудивительным при той нищете, царившей по всей стране, за исключением Москвы.
В конце двадцатого столетия постоянно пьяный Ельцин заявил, что он устал и уходит, и, таким образом, под новый 2000 год страна получила в подарок, в качестве исполняющего обязанности президента РФ, питерского штабного безопасника с очень сомнительной репутацией. А 26 марта 2000 года Путин, с помощью протекции и денег Бориса Березовского, был избран президентом. Это было окончательным приговором для нищей и одновременно такой богатой страны. Началось совершенно хищническое, ничем абсолютно неприкрытое воровство, расхищалось все оставшееся национальное достояние страны, все, что не успели растащить ельцинские дочери с друзьями, немедленно оказалось у друзей человека из питерской подворотни и у него самого. Банкротились и закрывались предприятия, средства производства за копейки продавались на подставных аукционах, люди оказывались без работы, без средств к существованию. Наряду с этим сворачивались все геолого-изыскательские работы, и некогда богатейшие организации Сибири оказывались банкротами. Только в сфере торговли, добычи золота, нефти и газа, заготовке леса и в охранных предприятиях сохранялись рабочие места. Даже в сфере медицины и образования проводились ежегодные сокращения с параллельным и постоянным увеличением нагрузки на оставшийся персонал.
Более того, начался передел собственности с жестокими кровавыми разборками. Все расследования Марины Салье по разворовыванию гуманитарной помощи в Питере были остановлены, хотя всей стране было известно, что именно Собчак и Путин были передовиками в разграблении этих ресурсов. Будучи незаменимым и исполнительным мальчиком на побегушках у Собчака, он очень приглянулся кремлевской элите, и, тем самым, очень многие из них подписали себе смертный приговор, надеясь, что он будет выполнять все их поручения. Он никому не простил, что они были свидетелями его унижений, и начал планомерную и тщательную чистку своего окружения, создавая систему непосредственного подчинения ему, в чвстности, путем присвоения права назначать губернаторов и судей. Строилась задуманная им «вертикаль власти» путем тщательного подбора беспринципных и жадных до денег и власти людей, подобных ему самому.
Для меня он поначалу ассоциировался с крошкой Цахесом, так само собой определилось с самого первого взгляда на этого обиженного жизнью, изворотливого и явно неумного, с ярко выраженным неумением любить и сострадать представителя мелкой питерской братвы. Впоследствие я его стала олицетворять с Горлумом из знаменитой трилогии Толкиена «Властелин колец», хотя, на момент прихода Путина к власти, этот персонаж еще не был известен широкой публике. Однако характеру нынешнего российского правителя Горлум соответствует просто замечательно, да и внешность у него весьма подходящая.
В период строительства собственного дома классный руководитель Алекса – Кыштымова Ирина, впервые уговорила меня отправить его в летний лагерь на Байкал. Заплатив положенную сумму, весьма немалую, и надеясь на полноценный отдых ребенка, но тем не менее с тяжелым сердцем, ранним июньским утром я отправила его в поездку. Даже в своих худших опасениях я не могла предположить, что дети будут банально голодать и воровать на кухне хлеб, чтобы даже не насытиться, а только притупить чувство голода. И все это при рафинированной и якобы утонченной учительнице, устраивающей по вечерам, когда дети отправлялись спать, попойки со спиртным, купленным на собранные с родителей деньги! Встретив наших жутко грязных и голодных детей, родители пытались привлечь к ответственности классного руководителя, но она весьма уверенно заявила, что дети должны привыкать к взрослой жизни и учиться выживать в любых условиях. Она чувствовала себя совершенно спокойно и безопасно, пользуясь покровительством своего мужа, который на тот период был советником губернатора области. Входила в силу придуманная и созданная Путиным пресловутая «вертикаль власти».
В начальных классах Алекс, который пошел в школу раньше на один год, определенного общими правилами возраста, поскольку уже умел читать и знал счет, обучался у замечательного учителя Стрельцовой Раисы Ивановны. Она была из той редкой породы настоящих, любящих свою работу, Учителей, которые крайне редко встречаются. В итоге, начальную школу он закончил с высшими оценками по всем предметам и перешел в среднюю школу, где классным руководителем была назначена Кыштымова Ирина. Это была настоящая катастрофа. Поскольку после перехода к Кыштымовой, ставившей психологические эксперименты над детьми и делящей класс на фаворитов и изгоев, он потерял интерес к учебе и стал прогуливать занятия. Пытливому и многочитающему мальчишке было скучно и некомфортно в школе. Возникла проблема, которую нужно было срочно решать. Я решила обратиться к директору Иркутской Гимназии №2 Николаю Абаринову с просьбой принять моего сына для завершения обучения. После приватной беседы с Алексом он согласился зачислить его в математический класс, который впоследствие сын успешно закончил и поступил на горный факультет Иркутского Технического университета, продолжая семейную традицию и идя по стопам своего деда - горного инженера.
Осенью, 13 октября 2001 года мы переехали из нашей маленькой, но очень уютной и ухоженной квартирки в большой, двухэтажный, но еще совсем сырой и без отделки дом. Слезы сами текли у меня из глаз, когда со стен и потолка сыпался строительный мусор. Мне, привыкшей к чистоте и порядку, было очень сложно адаптироваться к новым, пусть и временным условиям. Я очень ценила проделанный Михаилом труд и хорошо понимала, что было сделано неимоверное, но близилась зима и все работы останавливались, и значит, предстояло жить до лета в этих условиях. К тому же, деньги, полученные за квартиру, закончились, и для покупки необходимых строительных материалов нужно было скопить определенную сумму. Моим любимым местом обитания стало место у камина, я вязала, шила, читала, думала, глядя на огонь и ждала весны. Это была, наверное, самая длинная зима в моей жизни...
Неимоверными усилиями нам удавалось покупать необходимые для завершения строительства материалы, и постепенно наш дом превращался в некое подобие сухопутного двухпалубного корабля под изумрудно-зеленой, изготовленной из металлического профиля вальмовой крышей. Впервые у нас у всех были свои отдельные комнаты с нашим личным особенным пространством, со встроенными зеркальными шкафами-гардеробными и со своими отдельными выходами на дополнительное внешнее пространство: у детей - на застекленный балкон, а у нас - на террасу. Каждая комната была выполнена в своем цвете и стиле, где шторы и покрывала соответствовали декору стен и тону коврового покрытия, и были изготовлены мной персонально. Мягкие, теплые тона оттенка шампанского Олесиной комнаты, изумрудно-зеленые тона комнаты Алекса, персиковые тона нашей спальни, бордовый декор моего кабинета с бронзовым каминным набором, желтосоломенный колорит кухни-столовой с современной удобной и функциональной бытовой техникой. Светлые и просторные комнаты обрамлялись теплыми, солнечными, построенными с учетом энергоэффективности, балконом, террасой, верандой и зимним садом. С северной стороны к дому примыкал гараж на две машины, а на пожаробезопасном растоянии располагалось первое наше строение-банька, которая тоже преобразилась и превратилась в полноценную баню-сауну, отделанную кедровой вагонкой изнутри и металлическим сайдингом цвета слоновой кости в тон дому снаружи. 
Отдельного описания требует наш сад, заложенный в первый же год освоения участка. По периметру вдоль забора располагались перевезенные с заброшенной нами дачи плодовые и декоративные деревья: три ирги, калина, груша, две яблони, две ранетки, две темноплодных сливы, три вишни, две черноплодных рябины, вергинская черемуха, две черешни, желтоплодная слива, два абрикоса и жасмин. В дополнение к деревьям был посажен плодовоягодный кустарник: черная, красная и белая смородина, малина и крыжовник. Отдельный уголок приусадебного участка занимала дикая природа: два кедра, две сосны и ель, дополняемые двумя кустами рододендрона сибирского, аквилегией, купальницами, жарками, и даже полянкой дикой земляники. Прямо напротив окон веранды располагался цветник, и в короткое сибирское лето ландыши и ирисы сменялись пионами, затем цвели два больших куста белых роз на фоне разноцветных лилий, гвоздик, георгинов и гладиолусов.
Мне так хорошо работалось в моем кабинете с огромной, во всю стену, библиотекой. Книги были моей самой большой любовью на протяжении всей моей жизни, и теперь у них тоже был свой дом. Редкие издания в льняных с золотом переплетах, истории цивилизаций, истоки религий, исследования языческих обычаев, энциклопедии, мой любимый Иван Ефремов, Хэмингуэй, Эдгар По, Обручев, Беляев соседствовали с Честерстоном, Агатой Кристи, Кнутом Гамсуном, Томасом Манном и Голсуори, пять шкафов от пола до потолка полных книг. Всех и не перечислить! Это был мой мир, куда я прибегала после работы, где я готовилась к лекциям, и где я писала свои статьи, монографии и учебники. Здесь я подготовила обе свои диссертационные работы. Последнюю свою очень объемную докторскую диссертацию я создавала на собранной сыном рабочей станции. Это был колоссальный и очень значимый десятилетний труд по оценке воздействия больших городов на окружающее их природное пространство и на их взаимное воздействие при близком расположении городских промышленных зон. Разработанный мной пространственно-временной метод эколого-экономической оценки природных территорий оказался эффективным и хорошо работал при выполнении практических задач, и мои прогнозы показывали очень высокий уровень достоверности, более 85 процентов. Однако после длительного и сложного хирургического лечения я не могла подолгу работать в специально оборудованной комнате, и мне было разрешено, в порядке исключения, работать дома.
Таким образом, в последние годы здесь же, в своем кабинете, я работала над документами и картами, выполняя свои экспертные расчеты для правительства области и для Главного Управления министерства по чрезвычайным ситуациям Иркутской области. Кроме того, мы стали расширять свои исследования на Красноярский край, Забайкалье и Бурятию.
Это был мой мир, моих мыслей и мечтаний, надежд и свершений, общения и дискуссий с моими аспирантами и студентами, в том числе с моей польской соискательницей докторской степени – Юдитой. Она нашла меня по Интернету по моим публикациям и сумела, после получения моего согласия, добиться прохождения полугодовой стажировки под моим руководством. Это тоже была моя волонтерская работа, которую мне никто не оплачивал, тем не менее, это была очень интересная тема по применению методов оптимизации в архитектурном планировании территорий. По итогам стажировки мы опубликовали три статьи с освещением абсолютно нового градостроительного подхода.
Здесь же я создавала рабочие и учебные планы дисциплин и рассчитывала учебные и практические часы для двух разработанных мной иннновационных магистерских программ по устойчивому развитию в градостроительстве, которые послужили основой для моей научной школы. Удивительная атмосфера этого пространства помогала воплощать самые дерзкие идеи в жизнь, годы, проведенные в этом доме, были самыми плодотворными и удачными в моей карьере, кстати и в карьере Михаила тоже. Он прошел за это время путь от штатного консультанта-эксперта Главного Управления МЧС России по Иркутской области до главного государственного инспектора по надзору за гидротехническими сооружениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как же не любила я уезжать из этого дома в свои служебные поездки в Питер и Москву. Однажды, в разговоре с деканом Санкт-Петербургской архитектурно-строительной академии, когда он за чашечкой чая пытался меня склонить к переезду в Питер, я шутя посмеялась и сказала, что если я и уеду из Иркутска, то только в Канаду.  Кто бы мог подумать, что эти слова окажутся пророческими. Я еще не знала, что 10 октября 2015 года, убегая из России, я последний раз переступлю порог своего дома, оставив за плечами неисполненное желание возродить страну, которая медленно и верно двигалась к развалу все эти сто лет своего существования.


Рецензии