В поисках истины Прибавление

Моя семья попыталась меня убедить прекратить работать по 14–16 часов в день, мотивируя тем, что вскоре у меня появится внучка, которая, безусловно, будет нуждаться в нашем внимании и заботе. Тем более, что отношения у Олеси с отцом ее ребенка не сложились. Когда я, рано потерявшая отца и хорошо знающая как трудно ребенку в семье с одним родителем, постаралась с ним поговорить, то мгновенно поняла, что с таким отцом ребенку будет только хуже, чем только с одной мамой. Он был коренным представителем Бодайбинских поселенцев, занимающихся добычей золота и других, связанных с этим ремеслом, профессий. Уверенный в своей исключительности и неотразимости, вполне типичный эгоист, умеющий в нужный момент быть довольно обаятельным.
Эта ситуация, к сожалению, очень характерна для Сибири, особенно после ссылки туда всех лиц без определенного места жительства и рода занятий перед Олимпийскими играми, прошедшими в Москве в 1980 году. Если раньше сибиряки славились своим радушием, то теперь это была очень похожая на центральную Россию среда обитания, с постоянной борьбой за свое место под солнцем. Кроме того, большое количество осужденных за уголовные преступления сменили бывших осужденных по политическим мотивам, и Сибирь превратилась в один большой лагерь, в котором одна половина населения сидела, а другая выполняла роль надзирателей, благо тюрьмами и колониями Сибирь была нашпигована еще со сталинских времен. Как известно, все стройки века в Сибири выполнялись руками заключенных, сперва по политическим статьям, а позже, в основном, по уголовным. Освобождаясь, как правило, этим людям было некуда ехать, и они оставались здесь же.
Иркутск - столица Восточной Сибири, красивейший старинный город, основанный в 1661 году как Иркутский острог, с изумительной архитектурой бывших купеческих домов и храмов различных конфессий, окруженных тенистыми парками и скверами, стремительно деградировал. Разрушались архитектурные памятники, вырубались парки и скверы, менялись сами люди, и уже не спасало ситуацию ни наличие в городе филиала Российской Академии наук со своим комплексом научных институтов, ни многочисленные образовательные университеты, институты и колледжи. Население города, достигавшее миллиона, за годы объявленной Горбачевым перестройки и последующие, сократилось вполовину. Покидали город, как правило, наиболее способные и умные люди. С учетом того, что население близлежащих умирающих деревень и поселков переселялось в областной центр, убыль населения в самом Иркутске была просто катастрофической.
Такая ситуация была не единичной, подобное положение было типичным для всей страны в целом. При любой возможности люди стали покидать страну, это единственное, за что можно поблагодарить Горбачева, что они получили возможность уехать. Однако людям с допусками к служебной информации, до получения визы требовалось разрешение от ФСБ на выезд из страны. Именно так мне не дали разрешения поехать на международную конференцию по нелинейной динамике в Грецию. Вне зависимости от того, что для меня было прислано именное приглашение и на мой адрес, и на адрес университета, а мой научный доклад уже был включен в программу конференции.
Население города с девятью только высшими учебными заведениями, с различными филиалами иногородних университетов, с колледжами и лицеями, перестало быть интеллигентным в общей своей массе. Я не могу сказать, что уровень образования снизился, скорее наоборот, он даже стал выше, но качество образования оставляло желать лучшего. С переходом на коммерческое образование критерии оценок были значительно снижены, особенно на экономических и юридических специальностях. Перестали быть престижными инженерные специальности, поскольку многочисленные заводы и фабрики закрывались или перевозились в Китай.
Я безумно любила Иркутск, город, где я выросла, где родилась наша семья, родились наши дети, и вот теперь мы все ожидали рождение уже следующего поколения нашего рода, имеющего сложную и затерянную историю, которую я хотела бы и до сих пор надеюсь восстановить.
В конце октября 2010 года появилась в нашей семье Ярослава. Удивительно, что оба моих ребенка были больше похожи на моего мужа, чем на меня, а вот она как раз была очень похожа на меня. Такая же белокожая и темноволосая, вот только глаза от рождения у нее были голубыми, однако к году у нее и глаза стали карими, как у меня. Заботы о внучке и работа заполняли все мои дни, что, впрочем, не помешало мне написать монографию по технологии комплексной оценки экологической емкости территорий, по предложению немецкого издательства. Эта монография стала третьей и самой объемной моей книгой.
На работе у Олеси выделили ей комнату в общежитии, и, после того как она сделала там ремонт, весной девчонки перебрались в свое первое самостоятельное жилище. Мы долго размышляли, прежде чем решиться на этот шаг, однако оставаться ей одной с маленьким ребенком в загородном доме было проблематично, а мы все ежедневно уезжали на работу. Стоит заметить, что в таких общежитиях с общей кухней, душем и туалетом, многие люди жили целыми поколениями. И это даже считалось большой удачей получить хотя бы такое жилье, право на которое сохранялось, пока человек работал на предприятии, которому принадлежало общежитие.
На выходные и праздники мы забирали девчонок к себе, и вот, в один из таких дней, Олеся сказала нам, что она познакомилась по интернету с канадцем, который собирается у нас просить ее руки. Сначала я даже не знала, что сказать, однако его официальное письмо и беседа с ним по сети не вызвали у нас возражений, да и решать, прежде всего, она должна была сама. Конечно, было страшно даже подумать, что они уедут так далеко, но Саймон нам сообщил, что, возможно, они станут жить в России.
В конце августа 2011 года, здесь же, в Иркутске, в том же Дворце бракосочетаний, где всего шесть лет назад мы с мужем, детьми и друзьями праздновали нашу серебряную свадьбу, родилась новая семья. Саймон настоял, чтобы Ярославу записали как его собственную дочь, и клялся, что он будет ей хорошим отцом, и мне хотелось радоваться, но на душе было тревожно. Конечно же, жить в России он отказался, заявив, что Россия даже хуже, чем Канада, и дочь стала оформлять документы для выезда к месту проживания мужа. Оформление документов заняло довольно длительное время, и все это время они общались по интернету, и казалось, все было неплохо.
Наконец документы были готовы и день расставания неумолимо приближался, приехал Саймон и через пару дней с тяжелым сердцем мы проводили их всех троих в далекую Канаду. Перед отъездом Саймон, видя мое ужасное состояние, клятвенно заверял меня, что он будет отличным отцом и мужем, что впоследствие оказалось пустыми словами, но тогда я еще об этом не знала.
Наш большой дом опустел, и мы очень долго не могли справиться с тем ощущением пустоты и тревоги за девчонок, однако они регулярно выходили на связь по интернету и всегда в присутствии Саймона, и внешне казалось, вроде бы, все было хорошо. Однако все время чувствовались какое-то напряжение и неестественность. Я постаралась гнать от себя все негативные мысли, и с головой погрузилась в работу, тем более что меня пригласили на должность профессора на архиектурно-строительный факультет с предложением разработать и вести курс по моделированию предметно-пространственных сред. Это был абсолютно новый курс, и я стала готовить лекционный и практический материал и параллельно писать учебник по этой дисциплине. Направление оказалось очень продуктивным, и впоследствии я подготовила две магистерских программы, основанных также на устойчивом планировании территорий, что идеально соответствовало тематике моей докторской диссертации.
После сложного хирургического лечения я стала выполнять работу эксперта большей частью дома и редко выезжала в составе комиссии. Свою основную большую работу по общей оценки рисков я закончила, и полученные результаты передала исполняющему обязанности начальника Главного управления МЧС по Иркутской области весной 2013 года. Отвечая на его недоумение по поводу опасности и серьезности прогноза, я привела пример аварии в августе 2009 на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей жизни около двух сотен человек. В официальной прессе упоминались всего 75 человек – коллектив рабочей смены, находящихся в машинном зале. Официальные выводы созданной комиссии сильно отличались от моих, которые обсуждались только в узком кругу специалистов. Учитывая, что производственные фонды Иркутской области, впрочем как и по всей стране, к 2005 году имели 85 процентов износа даже по официальной, всегда занижаемой статистике, последствия любой, даже самой небольшой аварии могли быть катастрофическими для Иркутска и многих других городов Иркутской области. В подготовленных мной документах были представлены различные варианты сценарного моделирования комплексного риска на основе собранной иркутскими научными институтами, профильными организациями и мной лично информации за десятилетний период наблюдения.
Мы обсудили новую задачу по созданию экологического паспорта общей территории Иркутской области, основываясь на экологических паспортах отдельных населенных пунктов, и договорились, что я буду этим заниматься после защиты моей докторской диссертации. Могла ли я предположить, что я видела этого человека в последний раз. При облете северных территорий Иркутской области 6 мая 2013 года, вертолет Ми-8 взорвался в воздухе, и все находящиеся на его борту одиннадцать человек погибли. В версию о сдетонировавшей взрывчатке я не верю, поскольку в случае транспортировки взрывчатки в вертолете не будут находиться столько людей, да еще с двумя командирами очень высокого ранга. В очередной раз такая нелепая и ужасная смерть знакомых мне людей связалась у меня с той страшной информацией, что я передала, и я постаралась отмести от себя все это, удалив все эти файлы с моей рабочей станции. Я даже предположить не могла, что мой сын, помня, как я восстанавливала кандидатскую диссертацию, теперь автоматически сохранял все мои файлы на сетевом хранилище.
Защиту мне все время приходилось откладывать, поскольку шла реорганизация диссертационных советов, количество которых резко сокращалось и все они стали, в основном,  сосредоточены в Москве. К тому же, мне нужен был диссертационный совет с допуском всех его членов к секретной информации, поскольку одна глава диссертации полностью содержала абсолютно закрытые сведения. Кроме того, тематика исследования была многогранной и требовала специалистов в различных областях знаний. Я уже представила работу в Омске и в Питере, нашла оппонентов и ведущую организацию и вела переговоры с Московским университетом электронных технологий о возможности защиты моей диссертации в этом совете.
Саймон, как и обещал, прислал моему мужу и мне приглашение посетить Канаду, однако ФСБ не позволило нам поехать вместе, хотя в Иркутске, в любом случае, оставался наш сын. Алекс после окончания университета и поступления в аспирантуру по специальности металлургия, работал на оборонном предприятии – заводе тяжелого машиностроения, в отделе главного металлурга, и весьма успешно занимался исследованием возможностей упрочнения стали, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера.
До этого я очень много ездила по союзу, побывала в Средней Азии, Прибалтике, Молдавии и Украине и, конечно же, проехала всю Россию. Мечтала побывать на Кавказе, в Грузии, где родился мой отец, да так и не получилось. И вот теперь я получила возможность, впервые в жизни, выехать за границу, чтобы повидаться с дочерью и внучкой.
Канада меня поразила своим дружелюбием и открытостью, желанием и готовностью прийти на помощь. Это была харперовская Канада, в которой жилось и дышалось гораздо свободнее, чем в той стране, где я родилась. Особенно меня поразила такая пышная и яркая природа Канады, очень схожая с сибирской природой, только гораздо богаче, и какое-то очень глубокое и яркое небо, какого я никогда и нигде не видела.
Когда после семнадцатичасового перелета я оказалась в Торонто, то была просто потрясена как изменилась моя внучка. Она потеряла почти половину своего веса, выглядела болезненно, стала нервной и вздрагивала от любого резкого звука или движения, а когда она уснула в машине, то какое страдальческое выражение было на ее таком красивом и родном личике. Изменилась и Олеся, она стала совсем молчаливой и покорно сносила все бесконечные придирки Саймона. Я постаралась не поддаваться такому негативному впечатлению, пытаясь убедить себя, что, возможно, это сказалась длительная поездка или какое-либо негативное событие, о котором мне неизвестно. Ну не мог же он быть таким абсолютно другим, от того каким я его знала в Иркутске.
По прибытию в Гатино, Саймон, на правах хозяина, повел меня показывать дом, где теперь жили девчонки. Он с гордостью указал мне на подстилку в углу на полу в супружеской спальне и пояснил, что он не может спать в одной постели с ребенком, и вот какое он нашел замечательное решение. Похоже, он искренне не понимал, почему я не оценила его находчивость, а я, в свою очередь, не понимала, почему нельзя положить ребенка в любой из двух соседних пустых спален. Кстати, с этого дня она стала спать именно в соседней спальне.  В дополнение к этому, на потолке кухни висели на магнитах ножи, и это мне тоже показалось опасным, однако это был другой образ жизни и, возможно, это было типичным для Канады. Но самым неприятным для меня, привыкшей все решать ровно и спокойно, были постоянные окрики на ребенка, от которых даже я начала вздрагивать.
В дальнейшем меня поразило, что он оставил работу, которую, как он пояснил, нашел только для того, чтобы иметь возможность жениться, а теперь в работе абсолютно не было никакой необходимости. Я поняла, что наша дочь вышла замуж за лживого суперэгоиста с очень хорошими приспособленческими качествами, все занятия которого сводились к просмотру кровавых и жестоких фильмов, еды и спанья. Я неоднократно пыталась поговорить с ним, однако совершенно безрезультатно, и в ответ услышала только признание, что он не любит детей и они ему только мешают. Возвращалась я домой с тяжелым сердцем, понимая, что Олеся совершила ошибку, доверившись такому непорядочному, а возможно и психически больному человеку.
В аэропорту Торонто мое внимание привлек канадский журнал со статьей, довольно восторженно отзывающейся о российском президенте, что несказанно поразило меня. Ведь я как никто другой знала, что из себя представляет это существо. Кстати, после моего возвращения из Канады общее отношение ко мне в университете стало настороженным, и я даже удостоилась приватной беседы с первым проректором по поводу нежелательности посещения капиталистических стран. Пропагандистская машина работала на полную мощность.
Относительно немногое я рассказала по возвращении мужу, который наконец смог получить загранпаспорт и поехать на Новый год к девчонкам. Мне хотелось, чтобы Михаил на все посмотрел сам, своими собственными глазами. После его возвращения мы оба пришли к выводу, что такой брак обречен, поскольку для нас, заботящихся друг о друге и ставящих интересы детей на первое место, такое поведение было абсолютно чуждым и непонятным. Я полагаю, что если бы девчонки приехали на мой пятидесятилетний юбилей, как мы заранее это обговаривали, то они бы не вернулись в Канаду. Но Саймон не позволил им приехать одним и не поехал с ними сам.
С тревогой мы ждали еженедельных общений по сети с дочерью и внучкой. В итоге Олеся с ребенком ушла в женское убежище, не выдержав «прелестей» такой супружеской жизни. Должна признаться, что для меня это даже стало облегчением, поскольку я реально опасалась за их здоровье и за жизнь внучки.


Рецензии