Откуда у Александра Тихонова орден Красной Звезды

БОЙЦОВСКИЙ ХАРАКТЕР
Интервью с чемпионом

Переполненным был в тот день клуб Пермского высшего военного командно-инженерного Краснознамённого училища ракетных войск стратегического назначения имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова. И это понятно, ведь на встречу с будущими офицерами пришёл четырёхкратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира по биатлону Александр Тихонов.

Курсанты буквально засыпали олимпийца вопросами. И один из первых был о том, как чемпион пришёл в биатлон.

- Как-то я случайно узнал о таком мнении, дескать, Тихонов рождён для биатлона. А говорил очень уважаемый в спорте человек. В то время передо мной стоял вопрос: выступать за сборную страны в так называемом «гладком беге», то есть без винтовки, или совершенствоваться в биатлоне? Вопрос этот разрешился на Спартакиаде народов СССР, когда я, ещё не известный никому спортсмен, завоевал сразу две золотые и одну серебряную медали. Эта первая крупная победа и определила мой дальнейший путь.

Мужество, воля и выдержка спортсмена испытываются в состязаниях. И побеждает здесь не только сильнейший, но и тот, кто обладает истинно бойцовским характером.

Александру Тихонову был задан вопрос и о том, какое из соревнований было для него наиболее трудным.

- Особо запомнилась белая Олимпиада в Саппоро в 1972 году. Здесь неудачи следовали одна за другой. Сперва я проиграл в индивидуальной гонке… Миллиметр. Если бы пуля поразила мишень всего на один миллиметр ближе к «яблочку», то была бы победа за мной. А так – лишняя минута штрафа, и пришлось довольствоваться четвёртым местом.

Судьба сыграла злую шутку с Тихоновым и в эстафетной гонке 4x7,5 километра.

- Я принял старт на втором этапе. До второго огневого рубежа, где предстояло стрелять стоя, всё шло отлично. Первый выстрел – мишень вдребезги. Второй – снова тёмное облачко пыли от разбитого шара. Но потом – пять промахов подряд и два штрафных круга. А ведь это командная гонка, где никто не имеет права подвести коллектив. Я бросился навёрстывать упущенное время…

И здесь-то, на спуске, и зацепился кольцом палки за конец своей лыжи. Хрупкая деревяшка сломалась тут же. Помощи ждать, казалось, не от кого… К счастью, неподалёку разминался чемпион мира 1971 года, капитан сборной ГДР Дитер Шпеер. Он и помог мне, отдав свою лыжу, уже приготовленную к бегу. Но время ушло. На финише я был лишь девятым. Однако, ребята из нашей команды сделали, казалось бы, невозможное, и мы сумели победить. Такая победа запоминается на всю жизнь.

Где предел человеческой энергии? Как его определить? Эти вопросы были заданы не случайно.

- Как-то в журнале «Физкультура и спорт» была помещена моя статья «Не смотрите в паспорт ветерана». Ещё раз повторю сказанное в ней: опытным спортсменам надо доверять, их нельзя «списывать» только из-за того, что безжалостная отметка на возрастной шкале перешла границу тридцати лет. Это я подтвердил на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде.

- Но ведь тогда вы были не совсем здоровы…

- Это верно, «девятку» я бежал с высокой температурой. Но если бы я не стартовал, то тренеры сборной, не зная моей спортивной формы, имели бы полное право вывести меня из эстафетной четвёрки. Однако, они поверили, и подвести их я просто не имел права.

Подтверждение бойцовского характера спортсмена – и такая деталь: рядом со спортивными наградами на его груди красуется орден Красной Звезды…

Курсантов заинтересовала его история.

- В 1969 году я с моим товарищем по команде Володей Мельниковым возвращался в Новосибирск с очередного чемпионата страны. Проезжали Пермскую область. Ночью нас разбудил крик о помощи. Мы быстро оделись и бросились в соседний выгон. Там мы увидели несколько раненых пассажиров, лежавших на полу, а в углу, возле кипятильника, затаившегося человека с ножом. В завязавшейся схватке бандит был обезврежен нами и связан. Он оказался особо опасным преступником.

Много интересного и полезного услышали на встрече курсанты от ветерана биатлона. Но главным, пожалуй, было то, что они смогли соприкоснуться с судьбой одного из выдающихся спортсменов, дорога жизни которого неоднократно приводила его на олимпийские вершины.


Младший сержант
Н. ХМАРИН
(газета Уральского Военного округа «Красный боец», 1985 г.)

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
https://dzen.ru/bignick
https://www.litres.ru/nikolay-ilich-hmarin/skvoz-goda/
https://www.litres.ru/nikolay-ilich-hmarin/babkin-massazh/


Рецензии