Ответ Вивекананде

"Если жизнь есть только нечто маленькое, пятиминутное, если вселенная только случайное соединение атомов, тогда почему должен я делать добро другим? Зачем нужны милосердие, справедливость, сочувствие? Самое лучшее, к чему надо было бы стремиться в этом мире - "убирать сено каждому для себя, пока солнце светит". Если нет надежды на будущее, зачем я стану любить моего брата, а не перережу ему горло? Если нет ничего дальше, если нет свободы, а только неумолимые, бездушные законы, я должен бы стараться только сделать себя счастливым здесь. Вы встретите людей, которые говорят в настоящее время, что для них основанием нравственности служат соображения о пользе. Что это за основание? - Доставить наибольшее количество счастья наибольшему числу людей. Но зачем я стану это делать? Почему бы мне не причинять самое большее несчастие наибольшему числу, если это служит моим целям? Как ответят утилитаристы на этот вопрос? Откуда они знают, что правильно и что нет? Я побуждаюсь моими желаниями к счастью, и выполняю их; это в моей природе, и я не знаю ничего больше. Я имею желания и должен удовлетворить их. На что же вам жаловаться? Откуда все эти истины относительно человеческой жизни, морали, бессмертной души, Бога, любви и симпатии; относительно того чтобы быть добрым, а главное относительно того чтобы не быть эгоистом? Вся этика, все человеческие действия и все человеческие мысли держатся на этой одной идее несебялюбия; вся идея человеческой жизни может быть выражена в этом одном слове "несебялюбие". Но зачем нам быть несебялюбивыми? Где для меня необходимость, сила, возможность быть неэгоистом? Почему я должен быть таким? Вы называете себя разумным человеком, утилитаристом; но, если вы не указываете мне причины, я скажу, что вы неразумны. Покажите мне причину, почему я не должен быть эгоистом. Почему я не должен быть похож на зверя, действующего без разума? Это может быть хорошо в поэзии, но поэзия не основание. Покажите мне основание. Почему я должен быть неэгоистичен, и почему я буду добр? Потому, что такой-то и такая-то это говорят? - это для меня ничего не значит. Где эта польза моего несебялюбия? Если пользой считается наибольшее количество счастья, моя польза заключается в том, чтобы быть эгоистом. Я могу достичь наибольшего количества счастья, обманывая и губя других. В чем же ответ? - Утилитарист никогда не даст его. Ответ же в том, что этот мир есть только капля в бесконечном океане, одно звено в бесконечной цепи. Но откуда те, кто проповедует несебялюбие и учит ему человеческий род, добыли эту идею? Мы знаем, что она явилась у них не инстинктивно: животные, которые имеют инстинкт, не знают ее. И не рассудком она добыта: рассудок не знает ничего об этих идеях. Откуда же она взялась?"

   Бедный Вивекананда (да и не только он). Сожалею, что отвечаю ему с опазданием. Отвечаю как рациональный человек, утилитарист. На заре человечества, когда выживание было возможно только благодаря совместной деятельности и взаимопомощи, как это наблюдается у стайных хищников, обезьян и т.п., выживали только те группы людей в которых это наиболее проявлялось. То есть работал групповой отбор - естественный отбор на качество способствующее выживанию группы. Муравья и пчелу никто не учит альтруизму, альтруиз - условие их выживания. Когда это было осознано людьми, это стало одним из предметов воспитания. Но имеет место мутагенез. Люди, в отличие от муравьев одного муравейника и пчел одной семьи, несут разные генотипы. Когда человеческие общества разрослись и окрепли, стали менее зависимы от сил природы, когда появился излишек продукта труда, отдельные особи, своего рода мутанты, у которых альтруизм отсутствовал, прекрасно себя чувствовали. Они могли паразитировать и процветать. С возникновением цивилизаций, когда человечество принимает вид одной огромной массы особей и роль каждой особи для существования всей массы размывается, биологическая необходимость альтруизма (добра) стала неочевидна. Одни мыслители стали считать идеологию добра "правилами для дураков" придуманными одними для облегчения ограбления других (Ницше). Другие мыслители, которые все необъяснимое относят на счет Бога, посчитали их истинами не от мира сего (Вивекананда и др.). Идеология добра остается еще идеологией выживания у малых племен, обитающих в трудных условиях. Поэтому представители этих племен поражали человека цивилизации своей природной моральной чистотой. Тут оговорюсь. Моральные принципы действуют только внутри группы, они приложимы только к "своим". На чужаков они не распространяются. Но в урбанизированных обществах все люди стали чужими друг для друга.


Рецензии