5. 2. Морской поход на Беллоне

         На палубе стояли и о чём - то беседовали Ф.П. Литке и Л.Л. Гейден. Литке уже был известным мореплавателем в свои без малого сорок лет, уважаемым в морском обществе, а Гейдену хоть и исполнилось всего двадцать пять лет, но он уже командовал фрегатом «Беллоне». Плавание проходило спокойно, ветерок бодро гулял в парусах 3-х мачтового фрегата. Логин Логинович рассказывал о состоянии корабля, команды. Постепенно разговор перешёл на реформы в армии:

- Фёдор Петрович, слышал пошли реформы в кадетских корпусах, вы не наслышаны об этом?

- Да, Логин Логинович, для всех кадетских корпусов введен единый учебный план и установлен общий порядок организации и устройства. Все предметы делятся теперь на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и специальный (3 года). Помимо военных наук ещё преподают Закон Божий, русский язык и литературу, немецкий и французский языки, математику, естественные науки, географию, историю, статистику, законоведение, чистописание, рисование и черчение.

- Кроме того, Логин Логинович, император немного изменил сословный состав рекрут, к сословиям, подлежавшим рекрутской повинности, были причислены нынче: евреи, жители Царства Польского – с позапрошлого года, граждане и однодворцы Западных губерний с 1834 года, также с этого же года – малороссийские казаки.

- А вот слышал я, Фёдор Петрович, в этом году проводился общий набор в армию, необычно что-то, на флот направлено 9 156 человек, на военные заводы — 500 человек?
(Продолжение следует. Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


- Да, общий, так и назвали, в прошлом - то году частный был и ушла армия с 25 лет службы на 20 лет и 5 лет "в отпуске" - в запасе как бы. Подсократилась – то служба на пяток лет. В хозяйстве значит, прибавится мужиков.
Собеседники вышли на шкафут и залюбовались: море раскинулось бирюзой, сотканной по поверхности воды, в небе белые барашки облаков бежали по горизонту, строй парусных судов завершал красоту своими отливающими розовым светом парусами, лаская взгляд бывалых моряков. Впереди на полубаке виднелись на фоне неба две фигурки – высокий юноша и мальчик лет десяти. Перед ними стояли мольберты, и ребята вели непринуждённый разговор. Высокий с чёрной копной юноша оживлённо что-то объяснял, размахивая кисточкой и периодически касаясь ей холста. А небольшого роста мальчик, это и есть великий князь Константин с аккуратной причёской чёрных волос, прямым носом и серыми глазами, то и дело задавая вопросы, брал уроки у будущего великого мариниста всех времён, Ивана Айвазовского.

- А, пойду я Логин Логинович, пообщаюсь с милыми нашими юношами, Иван Константинович у нас просто талантище, хоть и молод ещё…

- Здравствуйте, великий князь, доброго дня Иван Константинович, как успехи у нас на художественном поприще?

- Да и объяснять ничего не надо, красота, - сказал опытный моряк, пристально разглядывая набросок картины.

- Изумительные краски, Иван Константинович, изумительные!

- А как у нас с моим заданием по устройству кораблей? Как делятся парусные суда?

- Знаю, знаю, - прокричал великий князь Константин, - большие и малые конечно!

- А вы, Иван Константинович, не подскажите мне:- Какие типы кораблей вы знаете?
Вот так за разговорами происходило обучение морскому делу. Иван Константинович с удовольствием включался в разговоры воспитателя и ученика, и с большим желанием впитывал всё, что касалось моря, кораблей, морских баталий.

- А Вас великий князь, я жду в кают - компании, проверим как вы запомнили виды парусных судов, ваше высочество!

      Вечерами по установившемуся морскому обычаю, офицеры в кают-компаниях рассаживались за столом строго по старшинству. Во главе стола был старший офицер, по правую руку от него — следующий по рангу офицер и так далее. Такое размещение создавало атмосферу уважительности и субординации, выделяло старший и младший (баковый) концы стола. Жизнь кают-компаний в эпоху парусного флота покоилась на обычае видеть в начальнике начальника только на службе, а в кают-компании и вне службы он был только старшим товарищем. Старший офицер на палубе всегда «господин капитан 2-го ранга», а в кают-компании — «Иван Иванович». Этим подчеркивалась и особая атмосфера домашности в кают-компании. Старая морская поговорка гласила: «Каков старший офицер, такова и кают-компания. Какова кают-компания, таков и корабль». Особой заботой старшего офицера было создание среди офицеров духа корпоративности. Именно поэтому считалось дурным тоном говорить за обеденным столом о службе, считалось бестактным делать выговоры младшим по службе, как это не принято и в нормальной семье. Когда же кто-то терял чувство реальности и нарушал негласный обычай, то старший офицер имел право поставить нарушителя на место фразами, типа:

- А не поговорить ли нам лучше о пряниках?
Всё это постигал великий князь, всё это на себя примерял и Айвазовский. В этот вечер, когда великий князь отчитался о своих знаниях по морской тематике и команда собралась в кают – компании, Литке попросил:

- Иван Константинович, а сыграйте на скрипке, милый дружочек…

        И завораживающая музыка восточных мелодий зазвучала для экипажа, мелодичные ноты полетели над засыпающим морем куда – то вдаль, туда, где звёзды сходятся с морем. Словно в продолжении восточной музыки раздались звуки рояля, это великий князь сел за него и поразил собравшихся бравых моряков умением играть на инструменте! Последние звуки прозвучали и прошло несколько минут, когда грянули бурные овации команды!

        Уже став морским министром, выдающимся реформатором на флоте и в стране, несмотря на страстное увлечение морским делом, Константин Николаевич имел репутацию блестящего музыканта. Он возглавлял Русское Музыкальное общество, умел играть на рояле, органе и виолончели. При его участии в Петербурге и Москве были открыты консерватории, строились оперные театры. А Иван Константинович Айвазовский дал великому князю во время путешествия уроки живописи, при этом сам каждый день старался писать новые картины и делать эскизы, приобрёл себе влиятельного защитника, о котором можно б было только мечтать. И на осенней академической выставке представил семь морских видов, написанных в этом путешествии. Все картины были куплены императором за 3000 рублей. Молодой художник по итогам этого плавания получил золотую медаль за «превосходные успехи в живописи морских видов».


Рецензии