Военно-морской флот Китая

Два года назад произошло знаменательное и судьбоносное событие планетарного масштаба. Флот Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) по количеству боевых кораблей стал крупнейшим в мире. Более 300 вымпелов (сейчас уже около 360) против 293 американского флота или 75 британского.
Хотя, безусловно, у китайского флота по сравнению с американцами сейчас и труба пониже и дым пожиже, но уже в этом году флот Поднебесной ожидает очередной скачок - и количественный, и качественный.

Такую картину возможностей китайского флота к концу 2021 года представили широкой публике к новому году.

На 2019 год китайский флот уступал американскому почти вдвое по водоизмещению, на целых три миллиона тонн. Однако эпоха председателя Си изменила не только количественные показатели, но и качественные. На ближайшие годы планы руководства КНР грандиозные и флоту там отводится ведущее место.

Первое - это возвращение Тайваня в родную гавань. К 2030 году планируется соединить остров с Большой землей 135-километровым подводным тоннелем. Только нынешнее правительство Тайваня против. Ничего страшного, ответили в Пекине, сами справимся.
Второе - защита китайских инвестиций в различных регионах планеты. Китай критически зависит от торговых коммуникаций- и по импорту и по экспорту.

Лучше всего у китайцев обстоят дела с надводными кораблями. Тогда, в 2019 году, американские аналитики насчитали в китайском флоте 23 эсминца, 59 фрегатов, 37 корветов, а также 76 подлодок, включая атомные.

Отчет американского министерства обороны Конгрессу за 2020 год утверждает-«Китайская Народная Республика в настоящее время имеет самый большой военно-морской флот в мире общей численностью около 350 кораблей и подводных лодок, в том числе более 130 надводных кораблей основных классов», он «становится все более современной и гибкой силой», в настоящее время производится «замена платформ предыдущих поколений с ограниченными возможностями в пользу более крупных и современных многоцелевых боевых единиц».

Мы присутствуем при создании седьмого Великого флота паровой эпохи. Западные аналитики считают, что за несколько последних лет флот Поднебесной уже обогнал Россию и занял второе место в мире.

Темпы строительства боевых кораблей поражают воображение, ничего подобного на планете сейчас ни у кого нет. Только в 2016 году в состав флота вошли 18 новых кораблей, в 2017-минимум 14. В эти же годы ВМС США получили соответственно всего 5 и 8. Общий тоннаж кораблей, спущенных Китаем на воду в 2014 - 2018 годах - 678 тысяч тонн, больше индийского и французского флотов вместе взятых. Такими темпами в 30-е годы в строю флота НОАК будет порядка 430 кораблей и 100 подводных лодок.

Развитие идет по четкому плану, с освоением и внедрением новых технологий, со строительством все более крупных и сложных кораблей. Китайское военное кораблестроение сейчас все больше напоминает конвейеры американских верфей во второй мировой войне, десятками и тысячами штампующие необходимые корабли всех классов.

К концу 2021 года в составе китайского флота планируется иметь 174 современных надводных корабля, от авианосцев до корветов. Это кроме десятков более старых кораблей и вспомогательных судов.

В этом году должен быть достроен третий китайский авианосец, уже собственной разработки. Его водоизмещение всего 20 тысяч тонн уступает американскому "Дж. Р. Форду". Он был заложен только в 2018 году. Предполагается, что на нем будут новейшие электромагнитные катапульты.

Он присоединится к двум уже имеющимся авианосцам - «Ляонин» ( бывший советский "Варяг", проданный Украиной) и его копия, с небольшими доработками построенная на китайской верфи - «Шаньдун».

К концу года ожидается ввод в строй третьего универсального десантного корабля-вертолетоносца (LHD) типа Yushen ("Юшань", проект 075). Он представляет собой нечто среднее между французским "Мистралем" и американским "Америка". Запланированная серия-8 единиц.

Предыдущая серия универсальных десантных кораблей (LPD) типа Jinggangshan («Циньчэньшань»,проект 071) из восьми единиц уже построена с 2006 года полностью. Еще один такой корабль строится сейчас для ВМС Таиланда.

Левый фланг "держат" 50 эсминцев. Но здесь китайцы слишком скромны. Самый современный проект эсминцев китайского флота, 055, по размерам и возможностям - полноценный ракетный крейсер. Он, например, больше наших "Атлантов" проекта 1164, около 13 000 тонн.

Восемь таких крейсеров УРО должно быть в ВМС НОАК к концу года. На 1 января был один-головной Nanchang («Наньчан»), в начале года добавился второй-Lhasa ( «Лхаса»). Закладка головного корабля состоялась в 2014 году на судостроительном заводе «Цзяннань-Чансин». Судя по темпам, планы будут выполнены. В дальнейшем серию планируют увеличить до нескольких десятков. Корабль интересный, возможно, стоит потом о нем отдельно и подробно. Кратко - крейсер несет 112 (по другим данным 128) универсальных ракетных пусковых установок, способных запускать крылатые ракеты CJ/YJ/DH-100 с дальностью более 1500 километров. В НАТО тип получил кодовое обозначение "Renhai".

К началу этого года в строю находилось 15 современных эсминцев типа Kunming («Куньмин», проект 052D), строятся еще 10, из них в 2021 году в строю должно прибавиться 5 (один уже готов). Классификация НАТО-"Luyang III". Строят их с 2014 года. На борту у них по 64 универсальные ракетные пусковые установки.

Более мелкие по размерам эсминцы типа Lanzhou («Ланчжоу», проект 052C) построены в 2004-2015 годах в количестве 6 штук. В НАТО обозначаются как Luyang II . Вооружены восемью установками противокорабельных ракет и 48 зенитных.

В строю также остаются 4 эсминца российской постройки проекта 956 "Сарыч", поставленных в 1999-2006 годах, и 7 эсминцев четырех экспериментальных типов китайской постройки 1994-2007 годов. Старые эсминцы перевооружены на новые сверхзвуковые ракеты с дальностью 285 километров.

Фрегатов китайцы к концу 2021 года планируют иметь в строю 110 штук. Это в основном фрегаты УРО , по натовской классификации типа Jiangkai («Цзянкай»), проекты 054 и 054А. Их с 2005 года построено уже 33, а планируется 52. Это простые и дешевые корабли океанской зоны, но мало пригодные для ответственных задач вдали от берега. Основная задача-создать массовость. Такие фрегаты сейчас строят для пакистанского флота. А для НОАК предназначены новейшие 054B с современной силовой установкой.
Пока эксплуатируются и 14 старых фрегатов постройки 1985-2005 годов.
И, наконец, оборона протяженной береговой зоны страны возложена на многочисленные корветы, простые и дешевые, ставшие пионерами постройки массовых серий кораблей для китайского флота.

18 февраля китайские СМИ сообщили, что китайский флот получил корветы Nanyang и Shangqiu ( с бортовыми номерами 619 и 618) последние два из 72 (!!!!) заказанных корветов класса Jiangdao (тип 056). С момента первого ввода в эксплуатацию в 2013 году к середине 2018 года было введено в эксплуатацию более 41 корвета типа 056. Они были построены за десять лет и стали первой массовой серией "нового флота", основной рабочей лошадкой прибрежной обороны. Технологичные, массовые и недорогие.

Ещё восемь подобных кораблей было построено на экспорт (в том числе 4 для Бангладеш и 2 для Нигерии). С 2011 года четыре китайские верфи (Hudong-Zhonghua в Шанхае, Huangpu Shipyard в Гуанчжоу, Liaonan Shipyard в Даляне и Wuchang Shipyard в Ухане) построили 80 кораблей проекта Tип 056.

Подводный флот для китайцев пока не повод для гордости, в строю числятся 7 подводных лодок с баллистическими ракетами, 12 атомных подводных лодок и 60 дизельных подводных лодок. За последние 15 лет китайцы построили 12 атомных субмарин: две – проекта 093, четыре – проекта 093А (итого шесть многоцелевых) и шесть стратегических – проекта 094 (с 12 пусковыми установками ракет JL-12 на борту). Строятся две из 6 запланированных подводных лодок с баллистическими ядерными ракетами типа 096 и разрабатываются новые ударные атомные подлодки проекта 095. Для строящихся лодок планируется принять на вооружение новую баллистическую ракету. Из дизельных подводных лодок, составляющих основную часть подводного флота, 12 - российского производства проектов 636 и 877ЭКМ.

Возглавивший в 2013 году КНР Си Цзиньпин призвал превратить НОАК в «новую силу, способную побеждать в конфликтах современности, ведущихся по новым концепциям… развивать свое присутствие за рубежом… и выйти на океанский простор».

«Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем её, сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии» (генерал Вэнь Цунжень).

Если до начала 21-го века китайский флот влачил довольно скромное существование, перебиваясь эксплуатацией плодов советско-китайской дружбы и копий своего производства разной степени лицензионности, то с этого момента развитие пошло стремительными темпами.

Причины три - растущая экономическая база, позволяющая выделять на оборону больше средств и большего требовать от промышленности; открывшееся окно в "другое измерение"- практически неограниченный доступ к советским военным технологиям после распада СССР, которыми активно барыжили деятели постсоветских России и Украины; и, наконец, главное, опираясь на плановую экономику и долгосрочное стратегическое планирование, китайцы смогли быстро и качественно сформулировать концепцию развития флота.

Очевидно, с момента перехода власти к председателю Си, ставка сделана на достижение такого уровня морской силы, который позволяет на равных противостоять лидеру, США. Для Китая начала 21 века, в отличие от предыдущих эпох, стали критически важны морские коммуникации, обеспечивающие основной поток экспорта и импорта, базу китайской экономики.

Кроме того, на стадию окончательного решения вышла проблема реинтеграции Тайваня. И вопрос защиты протяженной береговой линии страны, где к тому же сосредоточена большая часть промышленности, от геополитического противника тоже никто не отменял.

Современному Китаю очень нужен флот, он ему жизненно необходим. Большой, сильный, способный противостоять ВМС США и его союзников. Поэтому последние годы стали рекордными по темпам обновления корабельного состава, а 2021 год на этом фоне вообще беспрецедентен.

Надо отметить, что КНР создает свой Большой флот, копируя его создание в СССР в 30-е годы. Первоначально строительство небольших и несложных кораблей береговой зоны, малых подлодок, катеров, корветов. Создание на этих заказах базы отечественного судостроения. Привлечение передовых иностранных технологий, как в чистом виде, так и готовыми кораблями. У СССР донорами здесь были Италия и немного Германия, у Китая - наследники СССР. Затем мелкосерийные проекты, отработка удачных прототипов и, наконец, переход к массовым сериям.

Конечно, несмотря на поражающие воображение темпы роста, китайский флот еще далек от паритета с американским.

У китайского флота вообще нет морской традиции, совсем нет. Нет ни одной победы в активе за последние два столетия. Трудно объективно оценить средний уровень подготовки в условиях такого резкого численного роста. Где взять столько подготовленных командиров и специалистов, особенно по тем направлениям, которые развиваются практически с нуля (палубная авиация, атомные энергоустановки, баллистические ракеты для подлодок и т.д.).

С технической стороны также много вопросов. На авианосцах пока отсутствуют самолеты ДРЛО, китайская АУГ будет слепа и глуха. Китайские подлодки слишком шумные и не смогут преодолеть развитую ПЛО. Ракеты, стоящие на ПЛАРБ, несовершенны. Еще не до конца развернута спутниковая группировка разведки и целеуказания.

Если с обычными корабельными силовыми установками китайцы более-менее освоились, благодаря помощи коллег из Николаева, то атомные установки для них пока слишком сложны. Перевооружение кораблей на дальнобойные крылатые ракеты, позволяющие, в частности, уверенно выносить ближайшие американские базы на Окинаве, Гуаме и т.д., еще не завершено.

Система баз и технических пунктов в Мировом океане - в стадии создания. В 2017 году открыта база в Джибути, на искусственных островах в Южно-Китайском море создаются военные базы. Теоретически мало кто из десятков стран третьего мира - китайских клиентов, сможет отказать Пекину в предоставлении баз. Инфраструктурой в ряде из этих государств китайский флот уже пользуется.

Наличие четкой морской стратегии позволяет китайцам, устраняя недостатки, создавать мощный и сбалансированный флот, в котором появились уже и мощные ледоколы и суда быстрого боевого обеспечения (тип 901). Ибо КНР интересует Северный морской путь (как альтернатива контролируемым англо-саксами южным морям), а также создание АУГ (Авиано;сная уда;рная гру;ппа (группиро;вка), в которой прикрытие авианосцев осуществляют ракетные крейсера проекта 055, эсминцы проекта 052Д, а за боевое обеспечение отвечают суда быстрого боевого обеспечения тип 901.

Надо учитывать, что НОАК традиционно относится к одним из самых закрытых структур, информация в том числе о флоте отрывочная и не всегда полная.

Китайский флот за последнее десятилетие вышел из рамок флота береговой обороны и активно осваивает Мировой океан. Триста лет морем правят англо-саксы, с теми, кто оспаривает их первенство, они воюют. Борьба за владение морем неизбежна. Пока китайцы слабее, но на второе место они выходят уверенно. А там видно будет, воюют не корабли, воюют люди и системы.

Для нас же это пример. Главное - понимание для чего нашей стране нужен флот, концепция, это сразу помогает определиться с требованиями - какой, когда, где, сколько и как.


Рецензии