Три романа Натальи Солнцевой

Адвокат и  его женщины

Если вы берете в руки книги Н. Солнцевой, то должны помнить, что вас ждут по меньшей мере две самостоятельные истории, две реальности –современная с детективным сюжетом и далекое  или не слишком далекое, но все-таки прошлое, не лишенное детективного начала, где собственно все и начинается.
В сюжете романа  развиваются  эти истории до поры, до времени  параллельно, но это обязательно пересекающиеся истории, в которых прошлое тесно связанно с настоящим и помогает разгадать какие-то его загадки. Именно потом  обычных сыщиков  здесь заменили люди, умеющие заглядывать за грань, читать мысли, понимать знаки судьбы – ясновидящие, хотя слово это себя  опорочило многократно, но так все и есть..
Истории из прошлого можно обозначить  Пушкинским определением «дней минувших анекдоты» - это  зарисовки, исторические картинки тех или иных событий, интересные и сами по себе  как иллюстрации к тем самым событиям, и это еще и  –значимая часть сюжета повествования.
По такому примерно принципу строился и роман века – распятие –современные московские сцены – роман Мастера, ставший еще одним Евангелием, за которым охотится и свита Воланда,  пытаясь  его добыть.
Но у  автора идея немного иная – здесь скорее зеркальное отражение прошлого в настоящем и наоборот,  кстати, и само зеркало часто участвует в расследовании и попытке узнать подсказку, получить знак оттуда.
И знаменитое высказывание Воланда « Я там был» - на балконе у Пилата -здесь не звучит  из уст рассказчика, но со временем  мы убеждаемся в том насколько точно и ярко переданы те самые историче6ские  сцены, что создается иллюзия присутствия.
В каждом романе есть своя тайная история и основная идея – будь то власть, предательство, интрига, тема двойничества  и многое, многое другое, с чем нам придется столкнуться
В роман «Адвокат и его женщины» - это история о наследстве, о проклятом наследстве, которое творит зло во все времена.
И наряду с мифами о Нибелунгах , как же без этого мифа- вспоминается и русская сказка о том, как сын  проводит три ночи на могиле отца, и если условие выполняется, то он будет щедро награжден – в  данном  случае получит волшебного коня, который поможет справиться с любыми трудностями.
Но   мы все живем не в сказке, и не только от нас самих зависит исполнение подобного условия, особенно если в это дело вовлечено большое количество людей…
Здесь усложняет условие  получения наследства, и молодая тетушка, которая рано  должна покинуть этот мир, она  прекрасно знает не только сказки, но и египетские мифы.
Успешный адвокат Нечаев вовлечен в интригу, он же привлекает сюда и Ларису с Ренатом – не  просто сыщиков,  в таких делах мало обычных знаний,  и логика часто не помогает, но и людей, обладающих определенными магическими талантами. Хотя даже им не так просто разобраться в том, что творится.
Тема призраков, двоничества, тема то ли мертвых, то ли живых людей, возникающих рядом  с героем,  и готовых свести его с ума,  хотя адвокат яростно этому сопротивляется, становится основной.
И конечно, не только с призраками, но и со своими женщинами предстоит разобраться адвокату.  Как правильно говорил Глеб Жеглов, чтобы не попадать в такие затруднительные, а часто и убийственные ситуации, надо навести порядок в личной жизни, что нам всем не всегда удается сделать. А если этого не получаются, то героя терзают не только угрызения совести, но и реальные интриги, настигают опасности и преступления.
Одна из главных тем в этом контексте – брачный союз  без любви, по расчету ли или из благородных порывов, то всем нам ведомо, куда стелется дорожка  в этом случае – прямо в Пекло.
Женщина с больным ребенком, которой делает одолжение Нечаев, получая в  наследство полцарства – адвокатскую фирму ее отца, может устроить такую «веселую» жизнь, что мало не покажется. И это еще раз заставляет задуматься о том  выборе, который мы делаем, о мотивах, о последствиях, которых не учитывает даже человек, блестяще знающий уголовный кодекс
Главная интрига остается в завещании тетушки из прошлого,  но  даже когда мы ее узнаем в финале, мы все еще не можем разобраться,  кто там был живым, кто призраком, и  было ли убийство, какую игру вела жена, что там с любовницей, как сам адвокат дошел до жизни такой.
На мой взгляд, теории Кастанеды, о живых и мертвых, о том, что живы вовсе не все, кого мы таковыми считаем, прекрасно знакома  автору,  и без нее тут не обошлось.
У знаменитого мистика появился великолепный соавтор, немного не совпавший с ним во времени. Но кто вам сказал, что уходя, Кастанеда ушел?
Что он не навещает вечером  русскую писательницу, не ведет с ней долгие увлекательные беседы, которые позднее  становятся частью сюжета ее книг, так  отличающихся от  книг других авторов, работающих в жанре мистического детектива.
Ну а тайны сюжета пока остаются тайнами. Их еще предстоит только разгадать каждому читателю самостоятельно.
Адвокат в паутине интриг изнывает,
Он не может понять кто здесь друг, а кто враг,
Это главное дело свое проиграет,
Изнывая  от боли и яростных драм.

Снова дева выходит к нему из тумана
И пытается что-то еще объяснить,
Это призраки, словно душевные раны,
Доказали, он может кого-то убить.

И любовница в страхе его покидает,
И жена убегает, все клятвы забыв,
Только призрак былого его настигает,
И звучит старой песни знакомый мотив.

Выбор сделан, и он остается за нами,
Ничего впереди, лишь цепочка смертей,
Ты успешен и  крут, отчего же ночами
Так тревожно,  и ждешь только скверных вестей.

Что не так, что должно в этот вечер случиться?
И какая улика  несет тебе смерть?
Не останется времени   правде открыться.
Ты ведь жив еще или успел умереть?





Роковой подарок жениха

Бедная невеста в облаке печали,
Все –то ей известно звездными ночами,
Пчелы закружились и исчезли снова,
В облаке  печали стонет Годунова.
Поменять местами, увести от света,
Кто искать там станет, в монастырь тем  летом
Скорбно удалится бедная невеста.
Что еще случится, кто еще воскреснет?

В тайнике далеком, словно бы в могиле,
Символ вечной власти снова находили.
Смерть идет по следу, все туда вернемся.
Власти свет не ведом, власть не любит солнца.
Там от глаз укрыта бедная царевна,
Лучше слыть убитой, оставаться скверно.
А Двойник явился  и в тумане тает,
Рой пчелиный вился, царство сотрясая.

Было мало счастья, было много боли,
Но ждала отчаянно мужа, свадьбы, воли.
Монастырь - могила, скрылась там царевна.
Власти злая сила, так страшна, наверное…
Жизни не осталось, смерть спешит по следу,
И в жару металась, и спасенья нету…
Все - то ей известно звездными ночами,
Бедная невеста в облаке печали.

Тем, кто не верит, что в мире у каждого из нас есть свои двойники, часто в том приходится убедиться, неожиданно столкнувшись в реальности, судьба словно играет с нами злую шутку, убеждает, что невероятное может быть очевидным..
Иногда мы сталкиваемся с ними лицом к лицу, словно видим себя в зеркале. И порой двойники вольно или невольно меняются местами. Если такое происходит, то это кому-нибудь нужно. Иногда люди сами хотят пожить жизнью другого человека,  порой они невольно втягиваются в чужую игру. Но только в комедиях это выглядит  весело и  забавно, в детективах такое вряд ли возможно.
Не обошла стороной эту тему и Наталья Солнцева в  прекрасном романе «Роковой подарок жениха» именно двойники будут играть главную роль и в истории времен Бориса Годунова и в современной реальности.
Здесь на первый план все-таки выходит история опальной царевны Ксении Годуновой. Она  могла бы стать женой  именитого иностранца, но  оказалась обвенчанной с монастырем, связанной с первым Самозванцем –точной копией царевича Дмитрия, и хранившей подарок  внезапно умершего жениха до последних минуты  жизни.
Но что это был за подарок, почему за ним охотятся и Самозванец и  иные личности и в прошлом и сегодня, почему из-за него и убивают и меняют местами людей? Об этом мы узнаем в финале повествования.
Власть над миром, - главная тема этой истории, ее трудно получить и еще труднее удержать, а потому хочется  иметь какой-то символ этой власти.
И не нашедший  его   Самозванец погиб, и судьба его оказалась и печальна и показательна для других авантюристов, но может ли это остановить кого-то?  Вряд ли. Но это далекая история.
А что же в наши дни?
В мире все повторяется,  и нет ничего нового, как любил говорить Воланд. Но бывает так, что повторяется не все, или не просто так повторяется, а прошлое дарит страшные, порой смертельно опасные подарки.
И двойники не просто  ведут свои игру, а становятся краеугольным камнем сюжета в схватке со смертью.
Над двумя современными девушками витает  образ несчастной  царевны Ксении Годуновой, и это не просто сны и знаки, одна из них причастна к тому подарку, а потому ее надо спрятать в столице.  Нет более удачного места на земле, чем огромный город.
Но несостоявшийся жених Ульяны, так зовут  девушку, которая должна исчезнуть в Костроме,  внезапно возвращается и понимает, что перед ним не его потерянная невеста,  а очень похожая, но другая девушка,  и он пытается выяснить, что же происходит и вернуть любимую..
Здесь не обходится без Астры, героини нескольких книг, которая  пользуется  зеркалом и другими предметами магии для того, чтобы добраться до сути и разгадать эту тайну. И рядом с ней Матвей  - олицетворение мужской силы,  трезвого ума с долей скептицизма, и только при их вторжении тайное становится явным, клубок загадок удается распутать и всех в прямом смысле расставить по своим местам.
И если «Адвокат и его женщины» - роман мужской,  и там доминируют мужчины, то   здесь роман женский, на первом  плане судьба трех милых  дам, одна из которых остается в прошлом, и  две живут не своей жизнью  в настоящем.
Гибнут здесь  чаще всего мужчины, узнавшие тайну рокового подарка, а Ксения дожила свой век, и девушки оказываются спасенными в финале, может быть потому, что они оказались жертвами и обстоятельств и мужчин, рвущихся к власти?
Мужчины рвутся к власти, власть ускользает, как линия горизонта, стоит только к ней приблизиться. Может потому она так манит и влечет, и оказывается смертельно опасной неодолимая тяга.
И как Посейдон отбрасывает  Одиссея от берега, стоит ему только туда приблизиться,  так случается и тут, едва вкусив ее, они погибают.
История никого ничему не учит, но она интересна  хотя бы для сравнения, и в похожих ситуациях  никогда ничто не повторяется  точно, всегда есть какие-то детали, отличительные черты. Они нам и интересны и увлекательны, если  такую историю рассказывает Шехерезада. способная увлечь своего воинственного слушателя 1000 и одну ночь, и главное при этом не лишиться головы.
И как постоянно  убеждаются читатели, перед нами именно такой автор.
Истории в романах Н. Солнцевой совсем не похожи,  и главное их качество – они запоминаются, к ним мысленно возвращаешься снова и снова, это книги, которые интересно перечитывать, и тогда они открываются в ином ключе и контексте.
А что это был за подарок, я уже знаю, вам же еще предстоит узнать.

 
СЛАВЯНСКИЕ  КОРНИ  СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ
Золотой  гребень для русалки

Как я уже говорила  в романах Н. Солнцевой по меньшей мере две истории в одной. Автор не отходит от этого принципа и на этот раз, но тема славянских мифов, так искусно вплетенная в реальность лично мне очень дорога и очень интересна, потому что мало, невероятно мало есть интересных и увлекательных  романов с такими мотивами…
История Волхва и княгини в прошлом, которые  должны были соединиться, чтобы на свет появился наследник старого князя,  пробуждает в каждом из нас какие-то картинки прапамяти.   Древняя   мистерия – это то, что волнует сегодня  многих, другое дело, что редко кто может оживить в своем воображении подобные предания старины глубокой и проследить связь с современностью.
А в современности,  где эта  история отзеркалится,   живут обычные люди, которые каким-то образом связаны с той историей русалки.
На первый взгляд случайно девушка оказалась в   фолк группе «Русалки», случайно   бизнесмен Илья Борецкий  строит особняк в славянском стиле  на земле, где по рассказам старожилов есть колодец со своей древней историей о русалке.  А его друг  Вишняков в той самой группе находит девушку, с которой чувствует вековую, скажем так,  связь, неодолимое  влечение.
Подобное переживается многими, встретив человека, порой кажется, что мы с ним знакомы вечность и не только в этой жизни.
И ничего удивительного в том, что вся эта компания  оказывается зимой, на зимних русалиях в той самой усадьбе в Костромской области, не к этому ли они стремились? Мечты сбываются, но  случайно ли нас предупреждают о том, что  стоит опасаться именно того, что мечты сбываются.
А вот что будет происходить там, как реальность врывается в мифы и меняет судьбы людей, как древние обряды могут быть опасны для  наших современников, особенно, если  не очень понимать, с чем и с кем ты имеешь дело. И как медиум Астра, приглашенная Вишняковым, распутывает страшное преступление еще до приезда полиции – это уже больше похоже на чисто английский детектив, когда убил кто-то из своих, находящихся в старом замке, и остается только выяснить, кто же это был.
Но на этом все сходство и заканчивается, потому что  дух славянства тут особенно силен. Миф о гребне русалки, который нельзя подбирать, если ты его нашел, потому что русалка за ним придет, Пушкинская история, о русалке, утащившей на дно старого монаха – так велика сила ее притяжения и намек на победу старой веры над новой, чужеродной, наносной,  ее всегда чувствовал наш гений. А еще это  история о Снегурочке и  Деде Морозе – о страшной сказке, бывшей в основе новогоднего мифа, - здесь есть все, как и история о статуэтке бога огня Семаргла.
Мы же помним, какую роль играла статуэтке Афины  в Троянской войне, только когда Одиссей выкрал ее из храма,  грекам удалось  одержать  победу. Огненный  пес заставляет многих людей совершать странные поступки, рисковать свободой, а то и жизнью самой, но  охотники за ним уверены,  что им  это принесет удачу, потому их трудно остановить. Это тоже страсть, управляющая человеком.
Для меня это один из немногих романов в нашей современной  литературе, который убеждает в  том, насколько  многогранные, интересны и порой жестоки наши родные мифы.
Мы привыкли сочинять сказочки  с любимыми, узнаваемыми героями, но автор нас предупреждает о том, что надо быть очень осторожными погружаясь в них, особенно, когда обо всем имеешь смутное представление.
И закономерно, что эпиграф на этот раз из «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина « Волхвы не боятся могучих владык»
По этому поводу хочется напомнить, что власть волхвов и в христианские времена была очень сильна, когда пустовали храмы, люди шли к ним, попробовал бы князь не исполнить древние  обряды, а потом случился бы голод, мор и пожары, и что было бы с тем князем? Его от расправы не спас бы никакой священник… И еще во времена Ивана Третьего, были  указы о смертной казни именно для волхвов, это заставляет задуматься о многом
Вот такие интересные открытия вдруг появляются, когда мы открываем очередной мистический детектив  Н. Солнцевой, и то ли еще будет?
Появилось стихотворение, сразу оговорюсь, что я где-то в середине пути,  и финала истории не знаю, а он у Натальи Солнцевой всегда непредсказуем, угадать невозможно, потому это вольный перевод того, с чем еще предстоит познакомиться. Да и сама славянская мифология многогранна и полна загадок, так что поживем, увидим...

Золотой гребень русалки

Я всего лишь тень твоих иллюзий,
И мои не ясны очертанья,
Но тебя влекут слова и люди,
Женщина с зелеными глазами.
Как печально быть живой и зримой,
Как опасно к монстру приближаться.
Мне тогда хотелось быть любимой,
А теперь хочу лишь отражаться.

В озере, в словах твоих и звуках.
Да, они порой не уловимы
Я боялась встречи и разлуки,
Но хотела просто быть любимой.
Ничего не вышло, не случилось,
И жалеть об этом я не стану,
Зеркало души моей разбилось,
И осколки только и остались.

Озеро сказаний, тьма ненастья,
Новый день в печали и сомненьях,
Мне хотелось неземного счастья,
А осталось горькое забвение.
Гребень той русалки подбирая,
Ты его унес напрасно, милый.
И ходить теперь тебе по краю
Озера, не ставшего могилой.

Огненный мой бог летит на встречу,
Ничего в том мире не осталось,
Только боль, печаль, рассказы, свечи,
Зеркала старинного усталость.
Убивать тебе и быть убитым,
Заглянув за страшные пределы,
Где-то там,  в тумане позабытом,
Лишь луна предательски блестела.


Рецензии