Ларочкино детство

                ЛАРОЧКА - ДИТЯ ВОЙНЫ


Детство Ларочки прошло в послевоенное, очень трудное, голодное время. Отец погиб осенью 1943 года, и  мама растила троих детей одна, с утра и до ночи работала она в колхозе летом на полях, а зимой в овощехранилищах.
 Жили они в полуподвальном помещении, где было очень сыро,  и дети часто болели, особенно маленькая Ларочка. Во время тех дней, когда  Ларочка болела, она невольно  поняла, что болеть очень выгодно – тебе достаётся лучший кусок, вокруг тебя все крутятся, переживают, развлекают и выполняют все твои прихоти. Впоследствии, это детское Ларочкино открытие стало основной линией поведения для достижения своих целей.
А тогда, в детстве, у Ларочки случайно обнаружилась ещё и хитрость. Однажды за обедом, ей тогда было года 4,  она съела свою порцию раньше других детей и осталась сидеть за столом с грустным видом, размышляя о том, зачем она так поторопилась: «Вот у них ещё есть каша, а  у меня уже ничего нет.  Надо было тоже также медленно пережевывать каждый кусочек, как они».
И вдруг, к удивлению Ларочки, ее сестра говорит: «Не наелась, Ларочка? Вот тебе ещё немножко!» - и из своей, и так небольшой порции, положила в Ларочкину тарелку кашу. Примеру сестры последовал и брат. Ларочка с удовольствием съела эту неожиданную добавку и в её детской головке промелькнула мысль: «Хорошо быть всегда первой!»
     Ларочке было пять с половиной лет, когда закончилась Великая Отечественная война. Она помнит,  какая это была великая радость. Помнит Ларочка и слёзы своей мамы. Все радуются вокруг, а мама сидит за столом и плачет.
- Почему ты плачешь, мама, ведь все радуются? - спросила  девочка.
 - Плачу от радости и горя, Ларочка. Радость, что война кончилась, горе, что папу вашего убили, а вы – дети войны!
В этот момент впервые Ларочка услышала это словосочетание «Дети войны». Каким-то страшным  оно ей показалось. Она уже узнала, что такое война. Война – это горе, потери, голод, слёзы. И дети у войны  такие же должны быть – грустные, заплаканные, голодные, злые, страшные.
- Нет, мама, я не хочу быть дитём войны. Потому что война страшная, и дети у неё страшные должны быть. Я твоя дочка, и я хорошая, похожа на куколку. Так все говорят.
     Слова маленькой дочки заставили улыбнуться эту женщину.
- Конечно, Ларочка, ты очень хорошенькая. Это выражение «Дети войны» означает, что ты, твои сестра и брат – вы были детьми, когда шла война.
- А, понятно, мама
                ***
     Прошло два года после войны. Маме Ларочки выделили от колхоза жилье получше того полуподвального помещения, где всегда было сыро, темно и холодно. Они переехали в дом, барачного типа, длинный коридор с комнатами, а кухня и туалет общие.
А  Ларочке пришла пора, в школу идти. Её старшая сестра уже перешла в 6 класс, брат учился в ремесленном училище на сапожника.
- Мама, когда ты меня в школу отведешь? Я хочу в школу!
- Ларочка, мне сейчас некогда. Вот выберу день посвободнее и пойдем в школу запишемся.
- Мама, я хочу завтра! – заявила девочка.
- Нет, завтра я с самого раннего утра уйду, а приду поздно. У нас ещё собрание будет.
     Ларочка ждать не стала, когда мама освободится. Она для себя решила – завтра. А если Ларочка решила, то она это получит.
Когда мама Ларочки ушла на работу, старшие сестра и брат ещё спали. Не спала только младшенькая Ларочка, она умылась, оделась, съела кусочек хлеба, запила молоком и пошла в школу.
     Школа в селе была небольшой. Это была начальная школа, где работала одна учительница.
Ларочка пришла, а школа закрыта. Села девочка на лавочку и стала ждать. Сколько она просидела -- неизвестно, но прошло время, и появилась учительница.
- Девочка, ты, что тут делаешь?
- Я Вас жду, я учиться пришла! – ответила девочка.
- А мама где твоя?
- Мама работает, ей некогда. Я сама пришла.
- Молодец! Какая самостоятельная девочка!  Ты пришла записаться в школу? А как тебя зовут?
- Ларочка! А Вас?
- Меня зовут Евдокия Петровна. Ну, вот и познакомились!  Пойдем, Ларочка, я покажу тебе твой будущий класс.
     Они вошли в класс и учительница сказала:
- Ларочка, а ведь ты первая пришла в школу записываться. Поэтому можешь сама выбрать парту, за которой будешь сидеть.
- А другие ученики, где будут сидеть? – поинтересовалась Ларочка.
- Там, где я им скажу! – ответила учительница.
Девочка задумалась: «Значит, я сама выберу, я особенная, потому что я первая пришла! Хорошо быть первой!»
-  Ты выбрала, Ларочка?
- Да, Евдокия Петровна! Я хочу сидеть вот здесь. За первой партой, прямо перед Вами. Вы мне очень понравились.
- Ты мне тоже очень понравилась. Я надеюсь, что ты будешь первой ученицей и в учебе. А ты можешь назвать мне полное своё имя, а также отчество и фамилию. И когда ты родилась?
- Меня зовут Лариса. Меня мама так назвала, потому что она фильм посмотрела про какую-то Ларису и ещё сказала, что моё имя означает «Чайка». Это красиво.
- Я поняла, а как зовут твоего папу?
- У меня нет папы! Его на войне убили, - у Ларочки появились слёзы.
     У девочки всегда появлялись слёзы, когда речь заходила о папе. Сама она папу не помнила и ничего не могла чувствовать, но её мама всегда плакала, когда речь заходила о муже, Ларочкином отце. И Ларочка поняла, что так надо делать, тем более все сразу вокруг  начинали её жалеть.
     Учительница погладила девочку по голове и спросила:
- А как звали твоего папу? Мама тебе рассказывала о нём?
- Да, мама часто папу вспоминает, она говорит, что он был очень хороший и добрый человек. А звали его Федот Ильич Ельников.
- Я поняла тебя, Ларочка. Ты младшая сестра Гены и Лиды.
- Да. Они тоже у Вас учились?
- Конечно. А разве они тебе не рассказывали про школу, про учителей?
- Нет, не рассказывают, они думают, что я маленькая и ничего не пойму. А я большая уже и всё-всё понимаю! – с обидой сказала Ларочка.
- Ларочка! Я записываю тебя – Ельникова Лариса Федотовна. А сейчас иди домой и скажи маме, чтобы она пришла ко мне с твоими документами, когда освободится.
- Хорошо! До свиданья!


Рецензии