Ч. 175 Начало отставания России

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/06/20/863

После окончания русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов адмирал Алексей Самуилович Грейг и директор Инженерного департамента генерал Карл Иванович Опперман доказали царю необходимость строительства в Севастополе сухих доков.

В рапорте царю главный командир Черноморского флота объяснил, что если регулярно  не чистить подводную часть корабля от обрастаний, то снижается скорость корабля, и тем самым  снижаются и его боевые качества.

В то время очистка корабля от  ракушек и водорослей, а также ремонт подводной части производились в России килеванием – наклоном корабля на мелком месте на борт. Это вело к ослаблению конструкции корабля и имело массу иных неудобств.

В литературе эту инициативу приписывают Михаилу Петровичу Лазареву. Между тем, следует отметить, что Грейг оставил Лазареву очень много других разумных заделов, добился большой самостоятельности в управлении флотским административным аппаратом.

Михаил Петрович, оценивая состояние Черноморского флота, явно сгустил краски, чтобы представить царю своего предшественника в невыгодном свете. Он прекрасно знал о конфликте Грейга с морским министром Антоном Васильевичем фон Моллером и поддержал в этом конфликте министра.

В начале своего управления Черноморским флотом и портами Михаил Петрович собирался сделать центром судостроения Севастополь, но затем пересмотрел свои взгляды. Он писал Шестакову:

«Николаевская верфь никогда упасть не должна, хотя бы новое адмиралтейство в Севастополе и доведено было до окончательного устройства, потому что строение новых судов в Николаеве всегда продолжиться должно».

В январе 1838 года Николай I утвердил план Лазарева по развитию Николаевского адмиралтейства одновременно с работами по строительству сухих доков и нового адмиралтейства в Севастополе.

Читая резолюции Николая I, его письма детям, понимаешь, что это был умный человек, искренне желавший благополучия  своей стране. Но любая неограниченная власть над миллионами людей, несомненно, сказывается на психике человека.

Разница между царями в девятнадцатом веке и несменяемыми советскими руководителями заключается в том, что царей готовили к управлению государством с детских лет. У них не было конкурентов, в этом отношении они были спокойны.

Но даже при этом судьба страны с многомиллионным населением  не может и не должна зависеть от того, родился в  царской семье умный наследник или с отклонениями. Например, наследником престола после Александра II должен был стать Николай Александрович, которого готовили к правлению выдающиеся государственные умы страны.

В результате внезапной смерти Николая Александровича царём стал его младший брат, будущий Александр III, не подготовленный для управления страной, оказавшийся мракобесом и алкоголиком. Сейчас за неизвестные заслуги ему ставят памятники один за другим, почему-то он полюбился нашему президенту.

Первые руководители СССР пришли к власти нелегитимным путём, за что потом полной мерой поплатилось население страны. Последующие руководители уже имели определённый опыт руководства, проходили через фильтр партийно-бюрократического аппарата.

Но население страны к выборам руководителя не имело никакого отношения, хотя исправно опускало в ящики бюллетени для голосования.

Что касается новой России, то её первый руководитель имел опыт государственного руководства, но был, как и Александр III, алкоголиком. О нынешнем руководителе я умолчу.

Запомнил лишь, читая написанную им самим биографию, что он после службы собирался стать таксистом, заниматься частным извозом. Думаю, что для страны было бы намного лучше, если бы он осуществил своё намерение. Но это моё личное мнение.

Если царям не нужно было беспокоиться, что их кто-то «подсидит», то в СССР и в новой России за власть держатся зубами.  Об этом хорошо написал Коржаков, бывший охранник Ельцина.

Забравшись на верхушку пирамиды, человек готов пойти на что угодно, лишь бы удержаться на её вершине. Это мы видим сейчас на примере Беларуси. Мировой опыт говорит о том, что ничего хорошего для населения от этого не бывает.

Вот почему в наиболее развитых странах мира отработан механизм смены высших руководителей, иначе в стране происходит деградация, именуемая стабильностью. Каким бы хорошим и умным не был руководитель, власть развращает любого человека, вот почему руководителей следует регулярно менять.

Но это я отвлёкся.

В тридцатых годах девятнадцатого века российский военно-морской флот ещё отвечал требованиям своего времени. Возможности для строительства деревянных судов были неограниченные: огромные запасы строевого леса, сырья для такелажа и парусины, месторождения железных руд и цветных металлов.

Но уже в середине 20-х годов девятнадцатого века появились симптомы отставания России от других мировых держав. Все машинные предприятия в России были созданы только благодаря иностранцам.

Они были сосредоточены в центре, северо-западе Европейской части страны и на Урале. В Англии железные дороги стали строить с 1807 года, в США – с 1815 года, в Европе они появились с 1835 года.

В России первую железную дорогу построили в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. При этом в России не было нормальных шоссейных грунтовых дорог. В случае войны снабжение  войск и пополнение их людьми превращалось в огромную проблему.

В отличие от Грейга Лазарев недооценил значения паровых судов. Он предложил ограничиться на флоте только двумя пароходами. В то время уже был в строю 14-пушечный «Громоносец» и на стапелях находилась «Северная Звезда».

Эти пароходы имели деревянные корпуса. В Англии в 1821 году вышел в море первый железный пароход «Aaron Manby». В 1838 году началось пароходное трансатлантическое сообщение, которое открыл британский пароход «Great Western».

Стремительно развивалось пароходостроение в США и во Франции.  В 1800 году Россия занимала второе место в мире по выплавке чугуна, а в 1825 году откатилась на третье место.

В первой половине 19-го века не построили ни одного нового завода, а те промышленные предприятия, которые работали, не подвергались реконструкции.

Вместо того, чтобы заниматься этими вопросами, Николай I озаботился расширением территории и без того огромной империи.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/28/1316

Портрет Николая I


Рецензии
Какие удивительные мужчины сегодня в гости заглянули.
А настроение какое! Спасибо ВАМ!

Нина Радостная   30.06.2021 14:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина!
Бодрости Вам и хорошего настроения!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   30.06.2021 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.