Г. Р. Хаггард об антивакционистах. В романе позапр

( На рисунке подпись: Происхождение вакцины. А Луи Пастер представлен "нечистым" с рогами.)

На эту статью меня подвигло сообщение, некий коллаж из сети. А именно - выложенное Любовью Соболь сообщение о том, что она привилась от ковида. Вроде бы, апологет анти- всяческого государственного решения... Вроде бы должна идти под ИВЛ с убеждением и проклятием "кровавой гэбне" под песню : "Мы жертвою пали в борьбе роковой!"


Ан, нет. Видимо, революционной убеждённости не хватило. Измельчало юное племя. Дальше деклараций дело не идёт...эээ...вернее, идёт...на прививку от "несуществующей Московской заразы". Или уже Индийской? По-любому, раз Индия до сих пор осталась под таким влиянием Англии, то и заразу следует называть Английской. Это же только логично и справедливо?

И сразу по теме возникли мысли и ассоциации. Литературные.

Никто так не любит описывать медицинские ужасы, как бритты...ммм...англо-саксы всех разливов. О романе Генри Райдера Хаггарда (1856-1925) "Доктор Терн" и пойдёт речь.

Хотя самый известный приключенческий роман Хаггарда "Копи царя Соломона (1885 год) и принёс оглушительную славу автору, сегодня сердце надрывает другой, гораздо менее известный роман писателя. Роман о медицине, вакцине и докторе.

А какая ещё профессия совмещает в себе жизнь и смерть, долг гуманности и личную выгоду, выбор между проявлением эгоизма и общечеловечности ..В общем, человек - «Полузверь, полубожество».

Тема романа - внутренний конфликт личности врача.

Конфликт выбора: убеждения или выгода.

И фатальный выбор главного героя продвижения в жизни путём последовательного "отхода" от общегуманных ценностей с потерей на пути к успеху и богатству всего, что составляло основу его таланта. Как следствие - пламя таланта и жизни гаснет.

Предано всё: клятва Гиппократа, подвижничество, любовь и верность - всё то, что поддерживает чистый огонь в душе, в данном случае - врача. Как трудно не загрязнить этот чистый огонь, не потерять эмоциональный смысл жизни, не продать совесть за материальные блага. Те блага, которые, в конечном итоге, исчезают, как дым, когда душа человека мертвеет и ничто и никто уже не значим и не значимо.

О гибели таланта, о потере себя врачами писали и английский романист Александр Кронин в книге "Путь наверх", и американский классик Артур Хейли в производственном романе "Госпиталь".

Но никто не осветил её так эмоционально, как Хаггард в романе "Доктор Терн".

Сюжет книги прост. Герой повествования - талантливый молодой врач, подвижник в своей области, нежно влюблённый в свою жену и всей душой желающий облегчить страдания и сохранить жизнь своим больным.

Заброшен судьбой в английское захолустье, где царят мракобесие и ортодоксальность и в медицине, и в религии. Он встречает активное противодействие практикующих там врачей и негласного руководства городом. Постепенно, наш герой падает духом и уступает. Мало по малу он отходит от своих принципов, обменивая их на "милость" власть имущих. На этом пути он теряет и свою жену, и дитя, и карьеру и репутацию, становясь проклятым изгоем.

Кем проклятым? За что?


Это было время разгула эпидемий оспы. Прививки сурово осуждались религией, "антивакционисты во власти" везде брали верх над врачами. Должно было пройти время, чтобы новые идеи в медицине возобладали над косностью людского сознания. В 1796 году врач Дженнер провёл массовую прививку от оспы - и вот как его наградили. Постыдная карикатура на эту прививку живёт в веках.

А в романе Хаггарда его герой поддался на активную пропаганду "отцов города", увидел своими глазами мучительную смерть ребёнка, привитого грязной вакциной (тогда не умели качественно очищать), сопережил горю родителей мальчика. И стал активным антивакционистом.


(Вот английская карикатура того времени. На стене надпись - Детская палата. В палате Дьявол в образе коровы. На бидоне с вакциной - Грязная вакцина. Прививку делают последнему оставшемуся в живых испуганному малышу... Над другими кроватками - траурные банты...)

"...Я воспользовался случаем, чтобы произнести целую речь, которая была встречена громкими восторженными аплодисментами. Я взывал к матерям в таких трогательных словах, что многие женщины разразились слезами, я взывал к их мужьям, призывая их как свободных сынов Англии протестовать против насилия, против нарушения их родительских прав, и предлагал им посадить меня в парламент, чтобы я мог поднять там свой голос за них, в защиту их невинных детей, над которыми насильственным образом проделывается операция, зачастую влекущая за собой самые ужасные последствия...



Вся громадная толпа избирателей...приветствовала меня громкими криками одобрения: ... Мы свободные люди! Никто не может нас принудить делать то, чего мы не желаем! ... Долой этих убийц невинных младенцев!...

Я всецело посвятил себя вопросу антивакцинации...

... о том, к чему приводят прививки, о вакцинной терапии, о бессмысленном детоубийстве, об обмане доверчивых людей... Распространяли фотографии детей, пострадавших от последствий злокачественной лимфы или нарушений гигиены.

... Трудно себе представить, как всё это действовало на толпу. Легковерные люди были глубоко убеждены во вреде оспенных прививок и, видя единичные случаи, в которых вред этот был очевиден, не имея представления об ужасах самой оспы и страшной её заразности, были убеждены, что врачи корысти ради хотят отравить телячьим ядом всё население, что, конечно, и вызвало их свирепое упорство и справедливое, как они думают, негодование.



Против меня ополчилось всё, что было знатного, богатого и более интеллигентного в городе.

...из палаты лордов прибыл для личного вмешательства... известный... лидер, член палаты.

Год спустя я имел удовольствие слушать этого самого выдающегося оратора, который при мне порицал преследование антивакционистов, увещевая недоумевающую палату общин уступить требованиям антивакционистов и ввести билль об освобождении от всякого рода преследований и взысканий родителей и опекунов, не желавших прививать оспу своим детям. ... Билль прошёл." (Г.Р.Хаггард, Доктор Терн, гл.8 "Браво, Антивакционисты!)

"Отцы города" вознаградили старания главного героя романа материально. Так продолжалось много лет.

Но тут в город вошла Оспа... Трупы и трупы...Осатаневшая толпа, ранее проклинающая прививки и врачей, за неё ратовавших, переметнулась на противоположные позиции в один миг!

И начала охоту за теми , кто убеждал их в ненужности и неестественности прививки. И призвали к ответу рупор антивакционистов - доктора Терна.

И что же выяснилось в страшной развязке романа?

" - Я спрашиваю Вас, сэр, ... верите ли вы сами в действие предохранительных прививок как противодействующих против оспы?

... "Вместо ответа на мой вопрос доктор Терн ссылается на свои всем известные взгляды и говорит, что не видит основания изменять их. Все вы, конечно, знаете, что, по его мнению, предварительная прививка, или вакцинация, бесполезна, даже вредоносна. Проповедуя открыто эти убеждения, он помешал сотням и тысячам людей сделать себе и своим детям эти прививки. Теперь я прошу его подтвердить всенародно эти убеждения, обнажив здесь, в присутствии всех свою левую руку!"

И прежде чем я успел опомниться, Мерчисон схватил меня правой рукой за горло, а левой стал срывать моё платье и бельё с такой силой, что в одно мгновение обнажил мою левую руку и плечо, и предательские знаки прививки оспы предстали глазам всех как явные улики моего позора и посрамления.

Я потерял сознание, но в тот момент, когда сознание покидало меня, слышал дикий крик ярости, сорвавшийся с уст сотен и тысяч обманутых мной людей, и эти крики и проклятия преследовали меня с тех пор везде и повсюду..."(Г.Р.Хаггард, Доктор Терн, гл.13 "Время жатвы").

Так закончил свой роман Генри Райдер Хаггард.

А я хочу закончить эту статью словами всеми любимой песни :

"Оркестр гремит басами,

Трубач выдувает медь.

Думайте сами, решайте сами -

Иметь или не иметь.

Иметь или не иметь."


Рецензии