Время и бремя списков шаг в сторону

Написав три статьи, посвящённые спискам «лучших поэтов», я подумал: интересно, а по другим видам искусства составляется нечто подобное? Речь, разумеется, ни о художественной литературе, будь-то проза, литкритика или драматургия, а о музыке, например. Допустим, что какой-то автор решил составить такой реестр.
Сразу возникает вопрос: а как сравнить между собой творчество таких композиторов, как Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев с произведениями Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова? А есть ещё так называемый русский музыкальный авангард, начиная с Александра Мосолова и Николая Рославца и заканчивая Альфредом Шнитке и Эдуардом Артемьевым. Хотя, конечно, слово «заканчивая» здесь выглядит сомнительно.
При этом составитель списка должен будет решить, а как быть с композиторами, которые писали или пишут песни, либо музыку для ансамблей народных инструментов или вовсе для того же баяна. А есть ведь ещё синтетические жанры типа балета, оперы, оперетты и даже мюзикла плюс джаз и рок, а также киномузыка.
Тут ещё неясно, надо ли включать так называемых «национальных композиторов» типа Арама Хачатуряна или Кара Караева? Наверно, надо, раз в число русских поэтов включен тот же Тимур Зульфикаров. Есть ещё и музыка русской эмиграции от Александра Гречанинова до композиторов масштабом поменьше или менее известных. Отдельно идёт «духовная музыка», написанная такими композиторами, как Александр Кастальский, Емельян Витошинский,  Александр Никольский, Павел Чесноков и другими.
Как видим, если пытаться составить список «лучших композиторов», то это будет очень непростая попытка. В поэзии это и вовсе пока нереально, и не потому что поэтов, в том числе, явно талантливых, на порядок больше, чем тех же композиторов, но ещё и потому, что никто пока не в состоянии оценить поэтический 20 век в полном объёме.
Очевидно, что те же Константин Смородин и Владимир Бондаренко явный приоритет отдали официальной советской поэзии, что, на мой взгляд, неверно. С другой стороны, известно, что многие хорошие поэты начала прошлого столетия, начавшие достаточно ярко, оставшись после революции в СССР, либо вовсе перестали публиковаться, либо писали совершенно неинтересные стихи в духе  «соцреализма», либо полностью «ушли в переводы».
А ведь была ещё и послевоенная андеграундная поэзия, то есть, всевозможные поэтические кружки, начиная от группы Леонида Черткова и далее, СМОГ, «Московское время» и многое другое. Вообще, в последнее время публикаторами открыто столько ранее неизвестных авторов, что даже при поверхностном ознакомлении со всем этим поэтическим богатством, читатель способен испытать настоящий шок.
Думаю, многим людям просто сложно отказаться от каких-то привычных представлений, навязанных либо советским официозом, либо – в последнее время – либеральными СМИ. По этой причине даже называя  какие-то имена не слишком широко известных поэтов, нет уверенности, что тебя услышат.
Что же тогда делать? Думаю, что выход тут только один. Необходимо начать составлять «Антологию одного стихотворения», в которой будут представлены те или иные русские поэты разных временных периодов, как жившие или живущие на территории нашей страны, как бы она при этом не называлась, так и оказавшиеся по тем или иным причинам за пределами России или СССР.
Эту «Антологию» можно делать как по тем или иным поэтическим группам и направлениям, а можно просто по алфавиту, но также возможно совмещение разных подходов. Разумеется, это не «одномоментная» задача, а, так сказать, перманентная. Тут ведь главное начать. При этом речь идёт о том, чтобы представить лучшие стихи конкретных авторов (к тому же, как выбрать из множества одно и чтобы оно было «лучшим»?), а, скорее о том, чтобы представить самих поэтов. Далее читатель сам сможет решить, интересен ли ему тот или иной стихотворец.


Рецензии