Славное село Кочеты

Из материала предоставленных Н. М. Черновым для публикации на сайте в статье "Новосильские друзья Тургенева "написано: «Среди немногих симпатичных ему провинциальных соседей Тургенев всегда выделял Сухотиных, живших в Новосильской усадьбе Кочеты. Проявлял к ним творческий интерес. Их усадьба в 50 верстах от Спасского-Лутовинова. Ныне - Залегощенский район Орловской области. Уездная глубинка, дальняя губернская окраина, близ тульско-мценского порубежья.

С этой семьей связаны у Тургенева разнообразные литературно-исторические ассоциации. Они - служилые люди, "птенцы гнезда Петрова". Принимали непосредственное участие в утверждении Российской империи. Воины, учёные, моряки, кораблестроители, cобиратели и знатоки картин и книг. В гораздо меньшей степени - помещики, охотники, сельские хозяева. Считались свойственниками писателя. Знаменитый романист посещал их и всё о них знал. Прабабка Тургенева из чернской ветви сухотинского рода.
Кочеты построены на заре царствования Петра. Расширялись постепенно и неторопливо. В начале 18 века рядом с бревенчатым дедовским сооружен кирпичный дом - небольшой флигель - о 10 комнатах. Усадьбой пользовались как летней резиденцией. У них здесь в разное время гостили литераторы, художники, столичные бюрократы. Но бывали и Лев Толстой, братья Жемчужниковы, Фет, Иван Тургенев. Просторных палат в деревне не заводили. На зиму барские хоромы оставались пустыми, не отапливались. Все уезжали в Москву, где у Сухотиных имелись дома в лучших частях первопрестольной. Реже отправлялись в Петербург, если это было связано со службой. А в необитаемом кочетовском доме, якобы, появлялись привидения, о чем ходило множество легенд.
Конечно, владельцы задерживались иногда в деревне и до Рождества. В зале устраивался театр с занавесом и декорациями. Приглашались соседи и родственники. Играли хозяева и некоторые из ловких дворовых людей. Выбрали однажды какую-то французскую пьесу, в которой ангел спускался на землю в подвижной люльке, а источником воды, журчащей за сценой был самовар с краном. В центре усадьбы - парк. Он тоже формировался постепенно. Развели фруктовый сад. Соорудили оранжерею, устроили грунтовый сарай с разного рода ягодными насаждениями. Прилегавший к усадьбе лес был расчищен. Там прокладывались аллеи. Высаживали декоративные деревья в разных комбинациях и чередованиях. Самой красивой считалась та, у которой одна сторона березы, а другая - сибирские лиственницы. Большой ценитель паркового благоустройства Тургенев охотно любовался здешними насаждениями. Аллеи тянулись между куртинами яблонь. В старой части парка, от липовой "звезды", что у барского дома, начиналась великолепная перспектива столетних елей. Хвойные деревья в то время были редкостью в этом крае. Всё больше ясень и дуб, да самосев - осина и тополь. Но в начале XIX века Ф.Х.Майер, управляющий соседним имением Голицыных, завел у себя питомник саженцев. В культурных усадьбах стали появляться пихты, кедры, конские каштаны, орех, туя. Такое древесное разнообразие в сочетании с привычными липами и кленами в разное время года представляло роскошное зрелище.

Откуда мы всё это знаем? По рассказам людей, помнивших Кочеты в нетронутом виде. В их числе старейшины орловско-тульского дворянства      Н. П. Пузин и Н. К. Матвеев. Есть несколько фрагментов в дневниковой книге толстовца Валентина Булгакова, побывавшего у Сухотиных в 1910 году. Наконец, из неопубликованных воспоминаний Л.М.Сухотина, выросшего в Кочетах - пасынка Татьяны Львовны Толстой, на которой вторым браком был женат его отец Михаил Сергеевич. Рассказывают, что в "верхнем саду" имелась открытая беседка, именовавшаяся "Малахов курган". Отставные моряки из старшего поколения обожали здесь чаевничать. Эстетически новосильские Сухотины почти все очень впечатлительны. Книги в их доме накапливались десятилетиями. Половина - на иностранных языках. На стенах полотна В. Боровиковского, Ф. Рокотова, Г. Мясоедова. Ездивший в 1904 году по дворянским усадьбам С. П. Дягилев в поисках редких портретов для знаменитой Таврической выставки, посетил Кочеты и отобрал для экспонирования несколько в буквальном смысле уникальных картин кисти русских и европейских мастеров. В отличие от своих чернских, мценских и ливенских сородичей, новосильские Сухотины - люди бывалые, свидетели многих исторических событий. Удачливые администраторы. Учились и жили в Европе. Итальянская и французская речь у них едва ли не в домашнем обиходе. Многие оставили дневники и записки.

Там же имеется перечисление Сухотиных проживавших в Кочетах Новосильского уезда, среди них:

- Филат Онисимович (1659-1743). Жилец, стольник Петра I. С царем - к Троице. Первостроитель Кочетов. Женат на Анне Авксентьевне Мишковой. У них три сына и две дочери. Одна - за Воейковым. Дед его, Степан Денисович, мценский городовой дворянин, в 1649 году был воеводой в Черни. Отец, Онисим Степанович, в 1661 г. числился жильцом (в известном смысле привилегированное положение). За побег со службы наказан батогами и "написан с городом". Убит разбойниками под Серпуховом, на пути в Москву. За ним поместье Вязовня, тогдашнего Мценского уезда, в Сатыевском стане, что бывшая слободка Суворово. Здесь и построена усадьба Кочеты.

- Андрей Филатович, р. 1700. Моряк. Учился в Венеции до 1720 г. Гардемарин, потом капитан-лейтенант. Умер в 1735 г. Женат на Изъединовой. Детей не было.

- Григорий Филатович (1704-1768). В составе Апшеронского полка в 1730 году участвовал в турецкой кампании. Был в Сибири на Иркутских и Кузненецких линиях. Полковник, переименован ст. советником. Унаследовал Кочеты. Первый предводитель дворянства Новосильского уезда (1767 г.). Женат на Безобразовой (вторая жена, от которой дети) - М. Ф. Кошелева. Два сына - морские кадеты. Рано умерли. Одна из дочерей за Н. И. Павловым, другая - инокиня Зачатьевского монастыря.

- Иван Филатович (1708-1776). Воевода в Брянске. Владелец поместья в селе Суворове, где вместо деревянной, построил родовую каменную церковь. Женат на Ростопчиной - двоюродной сестре графа.

- Фёдор Григорьевич (1743-1816). Поручик Семеновского полка, вышел в отставку секунд-майором. Одно трехлетие в 1770-х гг. служил предводителем дворянства Новосильского уезда. Женат на Анне Никол. Соковниной, у которой много знатной родни. Но все они противники нововведений Петра, к тому же через одного в ипохондрии. Федор Сухотин построил в Кочетах на приданое жены каменный дом с изразцовыми печами. Одно трехлетие служил дворянским предводителем Новосильского уезда. Умер в гневе, рассердившись на сына.

- Андрей Федорович (1777-1867). Гардемарин, служил на "Мстиславе". Холост. Знал итальянский язык. Дружил с литераторами. Но - тоже страдал нервным расстройством.

- Михаил Федорович (1780-1858), в отставке капитан-лейтенант, в 1812 году находился в морском ополчении. Был в сражении при Бородине. Дом у него в Москве на Б. Якиманке. Женат (с 1813 г.) на Варв. Серг. Домашневой, дочери директора Академии художеств. В кочетовской усадьбе хранились портреты его тестя кисти Ф. Рокотова.

- Василий Федорович (1784-1808). Мичман флота. Погиб при схватке со шведами "на абордаж", истребляя сигнальные книги. Об этом на памятной доске, установленной в церкви Морского корпуса.

- Константин Федорович (1782-1819).Участник сражения при Бородино в 1812 году. Морской кадет. Страдал ипохондрией, вышел в отставку по болезни. Служил на верфи в Архангельске, где и умер. В Кочетах имелся его хороший портрет работы живописца П.Алькана.

- Владимир Федорович (1786-1823). Артиллерист. Был в воинском деле при Прейсиш-Эллау (ныне Багратионовск). Лишился левой руки. В отставку "с мундиром и пенсионом". Умер в своем поместье Головинка, что рядом с Кочетами. Похоронен в с. Суворове.

- Яков Федорович, р. 1783. Вице-адмирал, командующий Черноморским флотом. Потерял ногу в сражении. Его принадлежность к кочетовскому семейству нуждается в подтверждении.

- Фёдор Михайлович (1816-1889). Сын Михаила Федоровича. Тайный советник. Служил в Синоде, опекал духовные учебные заведения. Два трехлетия - уездный предводитель в Новосиле. Поместья в Головинке и Арженом Мценского уезда. Женат на Л. Н. Политковской. Их дочь Екатерина (1819-1895) за Дм. Дм. Свербеевым.
- Сергей Михайлович (1818-1886), отставной гвардеец, вице-директор Кремлевского дворцового ведомства, камергер. Встречался с Тургеневым. Женат на Мар. Алексеевне Дьяковой. Их развод, рождение у нее внебрачного ребенка, замужество за С. А. Ладыженским дали повод в светском кругу сопоставлять случившееся с романом Л.Толстого "Анна Каренина".

- Михаил Михайлович (1825-1881), сын Михаила Федоровича. Действительный статский советник, член Московского окружного суда. Кандидат прав, автор работ по юриспруденции. Женат на А.Н.Голицыной. Жили в Дорогобычском уезде.

- Александр Михайлович (1827-1905), "дядя Саша". Штаб-ротмистр Гусарского полка. Был при обороне Севастополя. Холост. Приятель и корреспондент И.С. Тургенева.

- Иван Михайлович (1832 г.р.). С детства калека, горбун, плохо владел ногами. Образованный человек, слушал лекции в Гейдельберге. Жена - дочь местного священника. Дети у нее от разных отцов.

 

- Михаил Сергеевич (1850-1914). Зять Толстого: Татьяна Львовна - его второбрачная жена. Первая - баронесса М. М. Боде-Колычева.
Лев Михайлович (1879-1948), сын Михаила Сергеевича и Боде-Колычевой. Историк, сотрудник академика С. Ф. Платонова. Автор исследований о Смутном времени и книги о роде дворян Сухотиных (1909). Жена Е. П. Базилевская...

В селе Кочеты жила Татьяна Толстая - дочь Л.Н.Толстого.
Отец, великой актрисы Любови Петровны Орловой , Пётр Федорович Орлов, был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной.

(Материал из Интернет-сайта).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.253).


Рецензии