PROТюмень Призрак гостиницы Ложкомоева

Тюменцы, вы точно знаете небольшой зеленый  скверик на перекрестке улиц Дзерджинского и Володарского.
Именно тут в 1905 году Петр Григорьевич Лошкомоев построил двухэтажную деревянную гостиницу. Разрешение на строительство не имело препятствий и  24 октября 1905 года Городской Голова Текутьев поставил свою утвердительную подпись.
Петр- крестьянин, родом из села Перевалово.
Попечитель малогородищенской церковной школы (1896 — 1901),
член попечительства за семьями низших чинов, призванных на воинскую службу (1904), горожанин.

Это была, пожалуй, одна из лучших гостиниц города. Известная как "Коммерческий меблированный дом Лошкомоева".  В ней содержались меблированные комнаты, была горячая вода, ванна, здесь имелось электричество, телефон, ресторан, которым заведовал один из лучших поваров Тюмени. Просьбы постояльцев выполняли посыльные.
"Милейший толстяк" Петр Лошкомоев был внимателен к своим постояльцам.
В 1918 году, на ряду с известными купцами города был арестован, постояльцы выселены, а в номерах разместились члены всероссийского ЦИКа со своими штабами, гостиница национализирована.
В советские годы в ней еще какое то время находилась гостиница "Заря".
Но деревянное, некогда крепкое и внушительное строение обветшало и в 90-х его снесли.

А я всё никак не могла понять, как на такой густо застроеной улице, находится ровный, неоправданно пустой участок земли. Хотя в дни города именно на нём, среди пару берёзок и асфальтовых дорожек  устраивают ярмарки местные мастера.

Так вот, дома уже много лет нет, а его призрак до сих пор витает тут и на этом месте так ничего и не строят. Тьфу-тьфу, не сглазить!

В 1913 году в уездном городе насчитывалось 14 гостиниц. Названия были яркие, звучные: «Аркадия», «Россия», «Эрмитаж», «Москва».

Номера в Тюмени в начале XX века стоили от полутора до трех с половиной рублей. По меркам тех лет - это недорого. Номера в гостиницах разного уровня комфорта от постоялых дворов без мебели и без удобств, где были лишь лавки и сундуки, где  постояльцы спали даже на полу до гостиниц со всеми удобствами вроде гостиниц Крутикова и Лошкомоева.

В объявлениях приличных гостиниц делалась приписка-рекомендация «не нанимать первого попавшегося извозчика», т. к. он мог пообещать довезти быстро, а на самом деле возить приезжего всю ночь по городу, чтобы сделать свою выручку более ощутимой или вовсе не доставить гостя уездного городка до нужного места. На железнодорожном вокзале и на пристанях был телефон, по которому можно было дозвониться до отеля и договориться обо всем.

Дом, рядом с пустым участком, где снесена гостиница, на Володарского, 24, построил сын Петра Лошкомоева - Федор, в 1910 году.
Федор Лошкомоев - мещанин, торговал известью, мелом и алебастром, занимался ломовым извозом, был кондидатом в товарищи директора Общественного банка (1911-1915). Владел комиссионерской конторой (1912), был выборщиком представителей на съезд деятелей по средней и мелкой промышленности и торговле (02.1912) и членом смешанной комиссии городской думы по вопросам труда от биржевого комитета (1913).
Дом построен, предположительно, по проекту городского архитектора Чакина. в стиле модерн.

 
В 1906 году на территории «Меблированного дома Лошкомоева» находилась редакция газеты «Сибирский голос».
В 1920-е годы в доме Федора Лошкомоева жил известный в Тюмени санитарный врач Нестор Русских, он принимал на дому беременных женщин, лечил внутренние и венерические заболевания.

В 1970 — 1980-е годы здесь было Тюменское бюро по трудоустройству и информации населения.
Сегодня в здании на Володарского, 24, располагается детская школа искусств им. В.В. Знаменского.(фото в комментариях).

А вот, что написано в книге С.В. Маркова «Покинутая царская семья. 1917-1918. Царское село — Тобольск — Екатеринбург», выпущенная в 1928 году на русском языке в Вене, про последние дни гостиницы:
«Через несколько дней после занятия Омска к Тюменской пристани причалил целый караван пароходов в количестве до 20 штук. На них прибыли омские комиссары со своими многочисленными штабами и с не менее многочисленным женским персоналом, в огромном большинстве состоявшем из женщин легкого поведения последнего разбора…

Мое тюменское начальство оказалось с молниеносной быстротой оттиснутым на задний план. Все наши Немцовы, Пермяковы, Чувиковы стушевались перед приехавшими «светилами» в лице председателя Запсибсовдепа Усиевича, члена всероссийского ЦИКа Акулова, военного комиссара Омска Логинова и других сибирских и заезжих знаменитостей…

Комендатура города, прообраз будущей знаменитой Чеки, открыла свои действия по защите завоеваний революции. Немедленно же, в качестве заложников, были арестованы 15 именитых граждан города, в том числе и бедняга Лошкомоев. Из нашей гостиницы была срочно выселена посторонняя публика, гостиница объявлена советской и занята приехавшим начальством…»

Вообще, книга -это мемуары корнета Крымского конного Ее Величества Полка Сергея Владимировича Маркова (1898-1944). Его история невероятна. Ведь, когда царскую семью арестовали,  он был одним из тех людей, что отправились в Сибирь с целью их спасения и вывоза из страны.
Весной 1918 года, когда Романовы уже были в ссылке в Тобольске, по настоянию императрицы Марков жил в Тюмени.
Была придумана легенда о том, что он действующий красноармейский офицер, он побывал в тюрьме, из которой его освободил лично военный комиссар Г. Пермяков. Тот же Пермяков назначил его «командиром 1-го Тюменского уланского эскадрона и старшим инструктором по кавалерии». Для поддержания легенды Маркову даже приходилось арестовывать и отправлять в ссылку десятки меньшевиков, когда он был назначен командиром карательного отряда. Вот так.

В книге С. Маркова безусловно важной с точки зрения истории есть описание личного отношения к происходящему, о проживании в Тюмени в гостинице Ложкомоева, об ее постояльцах, о хозяине, как свидетеля и участника тех событий. Если интересно, прочтите!
А у меня на сегодня всё!


Рецензии