Раздумья о разном
ПОДУМАЛОСЬ. НЕ ТОЛЬКО СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ, НО И СОН СОВЕСТИ, ОСОБЕННО, ЕСЛИ ОН БЕСПРОБУДЕН, ТОЖЕ РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ, НЕ МЕНЕЕ, МОЖЕТ БЫТЬ, КРОВОЖАДНЫХ, БЕЗЖАЛОСТНЫХ, НЕУМОЛИМЫХ И БЕСПОЩАДНЫХ. В ТОМ ЧИСЛЕ, ПРИ БОДРСТВУЮЩЕМ РАЗУМЕ. И ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО - ЧЕМУ СТРАШНЕЕ УСНУТЬ.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ, КАК ОПЬЯНЯЮЩАЯ БЛИЗОСТЬ К ВЛАСТИ МОЖЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗРУШИТЬ И МОЗГИ, И СОВЕСТЬ (ПО ПОВОДУ ОДНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГОСПОЖИ СИМОНЬЯН)
Сегодня известная журналистка Маргарита Симоньян обрушилась с критикой на российских пенсионеров за то, что они, неблагодарные, недовольны нищенскими своими пенсиями! Она заявила, что да, пенсии маленькие, но они на порядок больше, чем были в 90-е. Далее она сказала, что пенсии будут расти, дайте только время нашей стране нормально развиваться без потрясений. А сейчас надо терпеть и не жаловаться - жить по сравнению с 90-ми (когда пенсий вообще не платили!) вполне можно! Напомним, что доход самой госпожи Симоньян за 2020 составил 156 миллионов рублей!!! Что тут скажешь - ЯРКИЙ ПРИМЕР ТОГО, КОГДА ОПЬЯНЯЮЩАЯ БЛИЗОСТЬ К ВЛАСТИ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗРУШАЕТ И МОЗГИ, И СОВЕСТЬ! Насколько надо деградировать, низко пасть в прислужничестве перед властью, превратиться в жалкую марионетку, чтобы не понимать, что не может человек жить на 9-11 тысяч рублей, и при этом оплачивать ЖКХ, и обеспечивать себе достойное питание, и медицинское обслуживание, и покупать хотя бы самые необходимые средства гигиены. Госпожа Симоньян оправдывает НИЩЕТУ, увековечивает ее, вместо того, чтобы выступать против нее - если бы она была НАСТОЯЩИМ ЖУРНАЛИСТОМ!!!! Нет, я понимаю, близость К ВЛАСТИ обязывает защищать и оправдывать ЭТУ САМУЮ ВЛАСТЬ! Но зачем же делать это так тупо, так пошло, так ограниченно, так бездарно???!!! На этом позорном фоне советские журналисты выглядят просто образцом порядочности, совестливости, гуманизма. ДОЛГОЕ ГОСУДАРСТВО ПУТИНА - нужны ли ТЕБЕ такие "защитники", которые лишь вызывают отвращение и озлобляют народ???!!! ЗАДУМАЙСЯ!!!!
Владимир Владимирович Путин - Вы показали на встрече с господином Никитиным, что Вы все понимаете, но тогда возникает ( и думаю не только у меня) один единственный и мучительный вопрос - ПОЧЕМУ ЖЕ НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ???!!! И В САМОМ ДЕЛЕ - ПОЧЕМУ???!!! Президент Путин 26 ноября провел встречу с нижегородским губернатором Никитиным. Тот бодро рапортовал, как водится, об успехах - сколько чего построено, куда чего выделено, какая привлекательная среда у нас создана и так далее. После слов господина Никитина вообще можно было подумать, что у нас в области наступил Коммунизм. Были возведены сверкающие дворцы со стенами цифр, шпилями графиков, бойницами показателей. Но вот ЗВУЧИТ ОДИН ПРОСТОЙ ВОПРОС О ЛЮДЯХ, и президент уничтожает чиновника этим вопросом. Путин слушал, слушал, а затем спросил Никитина о следующем: в 2019 году в области было выделено 4 миллиарда 621 миллион на проект Демография, а в 2020 году - 5 миллиардов 558 миллионов. Но при этом область наша печально лидирует по убыли населения в стране. За 2017-2019 область потеряла 47,8 тысяч человек. Смертность превысила рождаемость в 1,8 раза. За первые 9 месяцев текущего 2020 года родилось 20 570 младенцев, а умерло 37 780 человек - и коронавирус здесь не при чем. Путин спросил - где деньги Зин? На что тратятся эти средства? Он указал губернатору, что численность населения в области катастрофически уменьшается. Один простой вопрос одного президента одному губернатору и все стало ясно. Никитин не сказал о том, что зарплаты бюджетников в нашей области, вероятно одни из самых нищенских во всей стране. Он не сказал, что Минфин наш не может найти 109 миллионов рублей ( такая ли уж великая сумма?!) для того, чтобы хоть немного повысить зарплаты педагогам от Министерства культуры. Много красивых слов об инновациях, прорывом развитии и тому подобное. А люди между тем живут, еле еле перебиваясь от зарплаты до зарплаты, а многие просто в откровенной нищете. Но если господин Путин все прекрасно понимает, ТО КОГДА ЖЕ, НАКОНЕЦ, ЭТО ПОНИМАНИЕ ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ В РЕАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ, А НЕ ПРОСТО В ОБЩИЕ ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА????!!!!! Когда рядовые граждане, наподобие меня, перестанут ощущать себя изгоями в собственной стране? Придет ли такой день? В общем, правитель уехал, а проблемы и безысходность остались. В общем, как по Шекспиру, ужасное стало обыденным, привычным. А народ? Народ в большинстве безмолвствует...
ПОГРУЖЕНИЕ В БЕЗДНУ ИЛИ РОССИЯ В ОБВАЛЕ Сегодня Верховный правитель России , если позволят погодные условия, должен прибыть в Саров. Высочайший кортеж промчится по пустынным улицам, угодливо очищенным от граждан. Неприглядные сараи и разваливающиеся дома будут задрапированы благопристойными декорациями. Затем господина Путина встретят льстивые и подобострастные чиновники, взахлеб рассказывающие о грандиозных успехах. Затем к Нему допустят особо проверенных и проинструктированных верноподданных граждан, среди которых никто не заикнется о позорно нищенских пенсиях и зарплатах, напоминающих подачки. Там не будет униженных и оскорбленных, нищих бюджетников, наподобие меня. Людей, у которых отнято будущее, отнято достоинство, отнято право на достойную человеческую жизнь, декларированное Конституцией. Никто не выйдет на перерез кортежу, не разбросает листовки с описанием той беспросветности и тупиковости, нищеты, в которой пребывают рядовые граждане. Затем Правитель проведет совещание, на котором чиновники будут с показным усердием ловить каждое Высочайшее Слово. Затем Он уедет, а люди в этой беспросветности и мраке останутся. Останутся 106 миллиардеров и 50 миллионов нищих. Появится ли когда нибудь новый Достоевский, который опишет нынешних униженных и оскорбленных?! Россия в обвале !!! Нынешнюю ситуацию я бы описал двумя словами - ПОГРУЖЕНИЕ В БЕЗДНУ. Далеко не все понимают это. Далеко не всех можно назвать гражданами. Беспрерывная долбежка тупыми шоу и сериалами, пропагандирующими самые низменные инстинкты, оглупляет многих, развращает и превращает в манкуртов. Один раз уже потеряли страну. Кто-то активно в открытую разваливал, кто-то молчаливо, трусливо и равнодушно предавал. 13 марта 1988 года Нина Андреева своей статьей (Не могу поступаться принципами) пророчески предупредила о последствиях этого курса. Не поняли, насмехались, травили, шельмовали. В итоге великая (чтобы там не говорили) Советская Цивилизация ушла в небытие. Десятки и сотни тысяч людей на ее обломках погибли, став жертвой нищеты, межнациональных конфликтов, терроризма, заказных убийств. Вновь поднял голову фашизм. А сегодня? В большинстве своем молчим, рабски пресмыкаемся, тупо принимаем любые бесчеловечные выкрутасы этой власти, которая издевается над нами. Весь воздух, которым мы дышим, пропитан несправедливостью, бесчеловечностью. А мы тупо свыклись с этим. Мы ведь опять теряем страну!!! СССР тоже казался незыблемым и нерушимым, но он рухнул при равнодушным попустительстве каждого из нас! Один высокопоставленный чиновник не так давно написал статью о долгом государстве Путина. Но если нынешний людоедский одиозный курс не изменится, то век этого "долгого государства" может оказаться весьма и весьма коротким, и Россия как самостоятельный субъект, как суверенная государственно-политическая единица может уйти в небытие. И тогда нас и наших детей и внуков ничего хорошего не ждет. Интересно - господин Путин, который завтра намерен посетить славный град Саров, понимает это? Понимает Он, что с нищими, бесправными, забитыми и униженными людьми, низведенными до уровня быдла, животных, у страны нет будущего?! По крайней мере -достойного БУДУЩЕГО!
Только что пересмотрел вновь Побег из Шоушенка. В день своего рождения - мне исполнился 51 год. Я разменял шестой десяток. Можно подвести некоторые итоги. А этот фильм способствует размышлениям о жизни - в том числе и своей собственной. Иногда кажется, что весь наш безумный, жестокий мир - один сплошной Шоушенк. Куда и как из него сбежать? В какое место? Где нет зла, насилия, лжи, цинизма, несправедливости. Но все таки должна быть надежда. Я иногда ощущаю себя таким же Редом (которого блестяще исполнил Морган Фриман) . И я верю, что где то есть мой Энди Дюфрейн (в фильме - Тим Роббинс). Он когда-то позовет меня. А пока надо ждать....
ВЧЕРА ПРИШЛА СТРАШНАЯ И ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ В СВОЕМ ТРАГИЗМЕ НОВОСТЬ - ОКОЛО ЗДАНИЯ ОБЛАСТНОГО УВД ПОКОНЧИЛА С СОБОЙ - СОЖГЛА СЕБЯ - ЖУРНАЛИСТКА ИРИНА СЛАВИНА. Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ТОМ, ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ЭТОМУ ЧУДОВИЩНОМУ ШАГУ, ЧТО СПОДВИГЛО ЕЕ НА ЭТОТ ТЯЖКИЙ И НЕПОПРАВИМЫЙ ВЫБОР. НО ЯСНО, ЧТО ДЛЯ ЭТОГО БЫЛИ ПРИЧИНЫ - РОКОВЫЕ И НЕОТВРАТИМЫЕ. НО Я СЕЙЧАС НЕ ОБ ЭТОМ. Я О ДРУГОМ. СТАНОВИТСЯ СТРАШНО ОТ ТОГО, В КАКОМ ОБЩЕСТВЕ МЫ ЖИВЕМ. СТАНОВИТСЯ ДИКО И НЕВЫНОСИМО ОТ РАВНОДУШИЯ ВЛАСТЬПРЕДЕРЖАЩИХ К НУЖДАМ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ. И ДО ЭТИХ ВЛАСТЬПРЕДЕРЖАЩИХ ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО ДОСТУЧАТЬСЯ И ДОКРИЧАТЬСЯ - УЖ ПОВЕРЬТЕ, ПО СЕБЕ ЗНАЮ. СЕЙЧАС ЭТУ ЖЕНЩИНУ ТОГО И ГЛЯДИ ОБЪЯВЯТ СУМАСШЕДШЕЙ, И ДЕЛО С КОНЦОМ! ПОЧЕМУ В ЭТОЙ СТРАНЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К СВОИМ НАСУЩНЫМ НУЖДАМ И ПРОБЛЕМАМ, К НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ,К ПРОИЗВОЛУ, КОТОРЫЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ ТВОРИТСЯ - ПОЧЕМУ ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО СЖЕЧЬ СЕБЯ ЗАЖИВО???!!! ВОТ УЖ ВОИСТИНУ - В НАШ ВЕК, ПРЕСТУПНЫЙ И ПОСТЫДНЫЙ ОТРАДНЕЙ СПАТЬ, ОТРАДНЕЙ КАМНЕМ БЫТЬ, НЕ ЖИТЬ, НЕ ЧУВСТВОВАТЬ - УДЕЛ ЗАВИДНЫЙ. ПРОШУ - МОЛЧИ, НЕ СМЕЙ МЕНЯ БУДИТЬ.
ПОЧЕМУ НЕКРАСИВЫХ НЕ ЛЮБЯТ?! КТО-ТО ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ НЕКРАСИВЫХ........ И СЛАБЫХ, И ОДИНОКИХ, И БЕЗЗАЩИТНЫХ КТО-ТО ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ, ЖАЛЕТЬ, ЗАЩИЩАТЬ. НЕВАЖНО- ЖИВОТНЫХ ЛИ, ЛЮДЕЙ........ ВОТ И ВСЯ ФОРМУЛА ГУМАНИЗМА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ В НАШЕМ ЖЕСТОКОМ И ЧАСТО ТАКОМ РАВНОДУШНОМ МИРЕ
ВРЕМЯ НЕ ЛЮБИТ СВОИХ ГЕРОЕВ. ОНО БЕЗВОЗМЕЗДНО УСТУПАЕТ ИХ БУДУЩЕМУ. К этой мысли Игоря Талькова я добавил бы только, что будущее часто из этих героев - вполне реальных людей из плоти и крови, со своими слабостями и достоинствами - делает безжизненных и холодных идолов, забронзовевших и утративших всякое человеческое содержание. И потому такая безвозмездная уступка очень часто разрушает и выхолащивает реальное значение и содержание их подвига, их жизни. Жизнь и смерть самого Талькова яркий тому пример. И здесь есть над чем поразмыслить.
ДРУЗЕЙ МЫ ВЫБИРАЕМ САМИ, НО ЛУЧШИХ ОСТАВЛЯЕТ ВРЕМЯ. Услышал эти слова вчера в одной компании от одного своего студента, теперь уже бывшего. Глубокие, мудрые слова! В самом деле, здесь есть над чем поразмыслить. Ещё древние пифагорейцы говорили: на обеды друзей ходи медленно, а на беды быстро! Много ли среди наших так называемых друзей тех, кто соответствует этому мудрому правилу?! Иногда стоит окинуть взором расплывчатый круг как бы друзей и подруг и попытаться понять, интуитивно почувствовать, кого рядом с тобой оставит ВРЕМЯ, а кто бесследно схлынет, как пена морская?! Потому что потом ближе к старости ошибки здесь могут нам очень дорого стоить. Лучше иметь достойного врага из цельного куска, чем недостойного друга, приклеенного слегка. С Ницше здесь не поспоришь.
ЖИЗНЬ, ТАКАЯ ЕДИНСТВЕННАЯ, ДРАГОЦЕННАЯ, НЕВОЗВРАТИМАЯ, РАСТРАЧЕНА НЕИЗВЕСТНО НА ЧТО. Это были последние слова великого восточного деспота, грозного, наводившего ужас религиозного фанатика, правителя Индии Аурангзеба, умершего в 88 летнем возрасте в 1707 году и правившего Индией почти полвека. В них подведен печальный итог жизни. Оказывается, власть, богатство, почести, дворцовые интриги, военные походы, борьба с заговорами - это ещё не все. Есть ещё НЕЧТО очень важное, значимое, без чего любая, даже самая насыщенная и могущественная жизнь теряет смысл. И Аурангзеб понял на смертном одре, что это самое НЕЧТО - любовь близких, детей, какие- то простые человеческие радости - все это прошло мимо него. Вообще последние слова человека в этой жизни очень поучительны! Они заставляют задуматься, поразмышлять. Какими будут наши ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА?! Какой итог они подведут? С чем уйдём в ВЕЧНОСТЬ? Иногда полезно было бы хотя бы ненадолго остановиться, прервать свой изнуряющий бег по кругу повседневности и поразмыслить над этим.
СВЕТА! СВЕТА! бОЛЬШЕ СВЕТА! Это были последние слова великого Гете, автора бессмертного "Фауста", по поводу которого Вересаев сказал, что если Вы, перечитывая "Фауста" каждые четыре года, не находите в нем ничего нового, новых смыслов, новой пиши для размышлений, то это значит, что Вы остановились в своём развитии. В день смерти (22 Марта 1832 года) Гете попросил раздвинуть шторы своей комнаты и произнёс эти свои знаменитые последние слова, вошедшие затем в историю. Очень знаменательные слова! Особенно актуально они звучат сегодня, в наш век сгущающейся злобы, ненависти, тьмы (прежде всего, духовной). Нам всем сегодня нужно БОЛЬШЕ СВЕТА. Света во всем - в поступках, в мыслях, в отношении друг к другу, к животным, к природе, вообще к МИРУ. Недаром у многих народов было издревле убеждение, что БОГ - ЭТО СВЕТ! Свет добра, сострадания, милосердия нам сегодня всем необходим как воздух. Нам нужен такой СВЕТ. И важно, чтобы тьма полностью не объяла его. Нужно самим стараться излучать такой свет, нужно тянуться к людям, излучающим его. БОЛЬШЕ СВЕТА!
ОДНАЖДЫ У СОКРАТА СПРОСИЛИ - БУДУТ ЛИ О НЕМ ПИСАТЬ? МУДРЕЦ ОТВЕТИЛ - БЫЛО БЫ ДОБРОЕ ИМЯ И ДОСТОЙНО ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ, А ПИСАТЕЛИ НАЙДУТСЯ. Многих известных людей обуревает жажда тщеславия. Они озабочены тем, какой след в истории оставят, какие книги о них напишут. Проживают жизнь напоказ, подчеркивая своё (часто дутое, мнимое) величие, свою псевдозначимость. А между тем подлинно великий человек, а значит и интеллигент, этот тот, кто старается занимать как можно меньше места. Он велик не внешним, не внешними атрибутами, медальками, званьицами (как говаривала незабвенная Майя Плисецкая) , а он велик внутренним, жизнью своего ДУХА, своим внутренним миром. Есть такое понятие - ГЕНИАЛЬНАЯ ПРОСТОТА. Вот она то и составляет основу подлинного величия. Так что было бы доброе имя, достойно прожитая жизнь, было бы что сказать другим людям, что то сокровенное, своё, выстраданное. А писатели всегда найдутся. Сократ, как всегда, велик, гениально прост и прав.
ПРЕКРАСНОЕ - ЭТО ВСТРЕЧА НА СТОЛЕ ДЛЯ ВСКРЫТИЯ ТРУПОВ ЗОНТИКА И ШВЕЙНОЙ МАШИНКИ. Как Вам такое определение прекрасного?! Древние греки, наверное, в гробу перевернулись. Это определение дал один из сюрреалистов. Спрашивается - почему зонтик и швейная машинка должны встретиться именно на столе для вскрытия трупов и что же во всем этом прекрасного?! Тем не менее, этот опус отражает степень погружения в бездну абсурда нашего давно свихнувшегося мира
Сегодня модной является философия постмодернизма. Она уверяет, что весь мир - это ТЕКСТ. А люди, и вообще все явления в мире - это лишь буквы, тире, точки, то есть компоненты текста. Текст бесконечен, как и сама Вселенная. Пишутся и переписываются лишь все новые и новые абзацы этого текста. Причём часто этому тексту в реальном мире ничто не соответствует. Текст самодостаточен. Он выступает из пустоты. А кто же такой тогда философ-постмодернист?! ПОСТМОДЕРНИСТ - ЭТО АВАНТЮРИСТ, КОТОРЫЙ ИЗ ОСКОЛКОВ СТАРЫХ ТЕКСТОВ КОНСТРУИРУЕТ ВСЕ НОВЫЙ И НОВЫЙ ТЕКСТ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ
Недалеко от моего дома есть, сохранился еще, к счастью, кусочек лесного массива. Когда гуляешь там, то отрешаешься от суеты, всякой мелочной возни, всего наносного, ненужного, погружаешься в гармонию с самим собой, с природой, с деревьями, с птицами. В таком лесу легче дышишь, лучше слушаешь и слышишь самого себя. Ощущаешь свою сопричастность природе, ее циклам, поражаешься мудрости и целесообразности СОЗДАТЕЛЯ, начинаешь проникаться и ощущением конечности, и ощущением бесконечности Бытия, ощущаешь дуновения и жизни, и смерти. В лесу начинаешь понимать Петра Великого, который именно во время длительных лесных прогулок обретал вдохновение, обдумывал многие свои начинания, продумывал свои многочисленные указы. Видимо, эта атмосфера была созвучна императору. Великий реформатор любил лес, благоговел перед ним, понимал его. Вот где-то уже заливается своей трелью соловей, где-то старательно выстукивает дятел, где-то уже считает года кукушка. В последнее время часто задумываюсь: кем бы я хотел стать после смерти?! Наверное - птицей. На днях, гуляя в лесу, вспомнил эти строки. Сейчас уже не скажу, чьи они. Но они всплыли в памяти
СТУЧАТ БУДИЛЬНИКИ ЛЕСНЫЕ - ТУК, ТУК
НЕЗАВОДНЫЕ, НЕПОКУПНЫЕ - ТУК, ТУК
ВОТ ДЯТЕЛ МАЕТСЯ, РАЗЛАМЫВАЯ СУК
ОН ВСЕ СТАРАЕТСЯ, СТАРАЕТСЯ - ТУК, ТУК
СТУЧАТ БУДИЛЬНИКИ ЛЕСНЫЕ - ЖИЗНЬ = СМЕРТЬ
СГОРЕТЬ = ИЗ ПЕПЛА ВОЗРОДИТЬСЯ = СГОРЕТЬ......
Смешно иногда слушать сетования некоторых представителей рода человеческого, что у них часто в пустую теряется время, и они ничего не могут с этим поделать. Разве может потеряться время?! Время - это, как говорил Платон, изящное подобие вечности. ВРЕМЯ НИКОГДА НЕ ТЕРЯЕТСЯ. ЭТО ЛЮДИ ТЕРЯЮТСЯ В НЕМ. Кто-то потом в муках, через усилия находит себя в этом вечно спешащем, всепоглощающем потоке, пытается совладать с ним, уловить его ритмы, услышать его зов, откликнуться на него, выразить его, а кто-то исчезает окончательно, растворяется навсегда . Кто-то из времени уходит в Вечность, а кто-то - в Небытие. Куда отправится каждый из нас?! Что останется от каждого из нас в этом мире?! Какая частичка?! Страшно превратится просто в НИЧТО. Да - время не теряется, это мы рискуем потеряться в НЕМ, в его закоулках. Как уж там у поэта - не смерти я боюсь, боюсь ИСЧЕЗНУТЬ СОВЕРШЕННО. Страшна не смерть, страшно полное забавние. Поэтому давайте каждодневно думать- какой оставим СЛЕД?! В этом , а не в чтении нудных трактатов, и есть подлинная философия, подлинно философское отношение к жизни. ВРЕМЯ НЕ ТЕРЯЕТСЯ. ГЛАВНОЕ - НАМ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ В НЕМ.
КТО ТЫ - ЧТО ТЫ? РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОД СТУК ЧАСОВ
Илья Львович Толстой (сын) рассказывал такую историю. Он (Илья Львович) еще застал в живых чуть ли не столетнюю няньку отца (Льва Николаевича), жившую затем при отце в его молодости и в годы семейной жизни, это она выведена под именем Агафьи Михайловны, няньки и друга Левина, и наконец доживавшую свои последние дни в яснополянском доме в полном одиночестве в какой-то каморке. Удивительная старуха была! Лежу, говорит, в своем чуланчике, день и ночь одна-одинешенька, только часы на перегородке постукивают. И ВСЕ ДОМОГАЮТСЯ, ВСЕ ДОМОГАЮТСЯ: КТО ТЫ - ЧТО ТЫ?! КТО ТЫ - ЧТО ТЫ?! Лежишь, слушаешь и все думаешь, все думаешь неотступно: КТО Ж ТЫ, В САМОМ ДЕЛЕ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ ЕСТЬ НА СВЕТЕ? Лев Николаевич был в совершенном восторге: да, да, все повторял он, вот в этом - то и вся штука: КТО ТЫ, ЧТО ТЫ?!
С ПОМОЩЬЮ НАУКИ Я ПОЗНАЛ ВСЕ. ДАЛЬШЕ - ТОЛЬКО БОГ. (АКАДЕМИК ИВАН ПАВЛОВ). А с помощью чего можно познать БОГА (как бы его не понимать)?! Думаю, с помощью искусства. Искусство есть способ постижения АБСОЛЮТА. И если встать на точку зрения, что БОГ - это ДУХ, то наиболее близкими к постижению сущности БОГА будут, как думается, музыка и поэзия. Особенно - музыка. Она наиболее аморфна, беспредметна, пластична, текуча, не привязана ни к чему материальному, вещественному. Она наиболее духовна по своей сути. Не всякая, разумеется, но, прежде всего, КЛАССИКА. Когда слушаешь Бетховена, Баха, Моцарта, Чайковского, то понимаешь, что у них БОГ ночует между нот. Когда слушаешь их творения, то убеждаешься - ОН есть. Неведомо как, но они встретили ЕГО и пытались выразить и постичь. Не до конца, конечно. Но это и невозможно. Бог - это бесконечность, неисчерпаемость, бездонность, бездна смыслов и состояний. Любой гений конечен по сравнению с ним. Но гений своими конечными средствами даёт, тем не менее, почувствовать стихию Абсолюта, ощутить дыхание Его. Музыкант, композитор в этом смысле. - проводник души к БОГУ, как к состоянию наивысшей гармонии, ощущению благости и наполненности, осмысленности Бытия. Художник, архитектор все таки в этом смысле более привязаны к вещественному, к материальному (краски, камень и так далее). Им труднее выразить духовную стихию. Звук более идеален в этом смысле. Ближе к стихии ДУХА.
За последние 20 лет в России исчезло с лица земли 34 тысячи(!) деревень. Это - трагедия. Рушится древний уклад жизни нашего народа. В деревнях царят безысходность, безнадега и, как следствие, беспробудное пьянство. Не во всех, конечно, но во-многих. И эта тенденция лишь углубляется. А ведь деревня - это кладезь народных традиций, хранилище народной мудрости, народной памяти, глубинный исток нашего с вами менталитета. Русь=Россия веками существовала как аграрная, крестьянская страна. И сегодня с каждой заколоченной ставней, с каждым заброшенным домом исчезает в небытие частичка НАС С ВАМИ. Рушится безвозвратно что-то очень дорогое, умирает что-то очень важное и глубинное во всех нас. Даже если мы сегодня и не осознаем этого. Осознают будущие поколения. Медленно умирает русская деревня. НИКОГДА НЕ СПРАШИВАЙ ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ. ОН ЗВОНИТ ПО ТЕБЕ
ЕСЛИ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО НЕТ, ТО........ВСЕ ДОЗВОЛЕНО?!
Размышляю сейчас над тем, что происходит с нашим гуманитарным образованием. Тенденция безрадостна, к сожалению. Сокращаются часы на философию, литературу, убрали социологию. Года два назад началась, да и сейчас идет дискуссия о том, нужно ли современным школярам изучать в том объеме, как это было до сих пор, творчество Толстого и Достоевского?! На полном серьезе маститые дяди и тети, облеченные властью и всяческими регалиями, академики и доктора всяческих наук доказывали, что "Войну и мир" надо убрать из школьной программы, что, дескать, это сочинение неподъемно для школьников, они не в состоянии понять и осмыслить его, дескать, кто захочет, тот прочитает сам, когда дозреет, а если и не прочитает, то ничего страшного! Также предлагалось убрать многое из Достоевского. Да, конечно, можно убрать и Толстого, и Достоевского, и много кого еще. Но что получим в остатке? Нетекстовое поколение, поколение комиксов, поколение невежд, которое будет не в состоянии осваивать серьезные тексты. А без этого как приобщиться к культуре?! Убрали ведь в свое время и астрономию, посчитав лишней. В итоге добрая половина выпускников школ толком так и не знала, что там вокруг чего вращается - то ли Земля вокруг Солнца, то ли Солнце вокруг Земли. Получим бездуховное поколение, в представителях которого будет самым безжалостным образом реализована концепция роботов, неспособных отличить добро от зла, готовых исполнить любой, самый бесчеловечный приказ. Сегодня уже видим всплеск молодежной жестокости. В ОБЩЕМ, ЕСЛИ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО НЕТ, ТО ВСЕ ДОЗВОЛЕНО. А ведь именно Толстой и Достоевский через своих героев учат, что ненависть, злоба, жестокость бесплодны и разрушительны. Деятельно, благотворно и продуктивно только ДОБРО, только ЛЮБОВЬ. Вот уж действительно, "воюет с извечной дурью для подвигов рождена Отечественная литература - Отечественная война". Нужно просто помнить, что без культуры, без литературы, без классики человек рискует превратиться в биологическую приставку к компьютеру. Культура надстроена над современной технотронной цивилизацией как МОСТ НАД БЕЗДНОЙ. Если этот мост не выдержит, то человечество будет обречено. Но такие творцы как Толстой и Достоевский - это несущие опоры, фундаментальные конструкции этого моста. Изымем их - и будет ПОГРУЖЕНИЕ В БЕЗДНУ!
ЛЕВ ТОЛСТОЙ однажды сказал, что нет более радостного и глубокого ощущения, чем то, что ты сделал кому-то хоть каплю добра. Кому-то - человеку или животному. Для этого не надо бывает иной раз никаких гигантских усилий, никаких подвигов. Можно просто приютить или хотя бы покормить бездомного кота, приблудившегося в вашем подъезде. Не дать ему умереть от холода и голода. Это и есть БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ - любой. В Торе сказано, что спасший хотя бы одну жизнь (неважно человека ли, животного ли) спасает целый мир. Не надо спасать абстрактное человечество. Помогите тому, кто рядом. Темной холодной ночью в Вашем подъезде может спать, прижавшись к батарее, бездомный и беззащитный пушистый комочек. Бывает. Не обижайте такого кота. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. Оно обязательно вернётся к Вам. Уверен - это закон Вселенной, в которой есть некий Высший Разум (назовите его хоть Бог, Антропный Принцип), и у него находит одобрение любое благое дело, даже самое малое, совершенное на земле.
ВЕЧНЫЙ СПУТНИК: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЬВЕ ТОЛСТОМ И ЗНАЧЕНИИ ЕГО СМЕРТИ ДЛЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА
Перечитал кое-что из Толстого (в частности его дневники, философские сочинения, его "Исповедь"). И вдруг вспомнилось, как Валентин Катаев (который тогда был 13-летним гимназистом) описывал свои пронзительные впечатления от этого события. Холодным и промозглым ноябрьским утром он бежал в гимназию, и по пути ему попались мальчишки - разносчики газет, которые бежали и кричали: "Смерть Льва Толстого! Смерть Льва Толстого!" Он увидел лицо писателя в траурной рамке. Заплаканные лица прохожих, которые молча стояли и читали эти газеты. Значит, все таки умер?! Странное ощущение. Толстой казался вечным. Он не мог умереть! В гимназии - тишина. Все говорили шепотом. Вечером, придя домой, он увидел заплаканное и почерневшее от горя лицо отца. БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО СО СМЕРТЬЮ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА ЧТО-ТО НЕПОПРАВИМО ЛОПНУЛО, ТРЕСНУЛО ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ. НАРУШИЛСЯ САМ ИЗВЕЧНЫЙ ПОРЯДОК БЫТИЯ. ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА НЕПОПРАВИМЫХ КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ, И ЧТО МИР БОЛЬШЕ УЖЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ТАКИМ, КАК ПРЕЖДЕ, КАЖДЫЙ ОБРАЗОВАННЫЙ РУССКИЙ ВОСПРИНЯЛ ЭТУ СМЕРТЬ КАК ЛИЧНУЮ ТРАГЕДИЮ!
Это - ощущения 13-летнего подростка. Вот что значил Толстой для тогдашней России! В сегодняшнем нашем времени (или, может, - безвременьи) вряд ли найдется такая Фигура, об уходе которой так будут сожалеть. Таких масштабов уже нет. и пример Толстого лишний раз доказывает все значение и все величие КЛАССИКИ, как того вечного источника, к которому мы будем всегда припадать и живительной влагой которого будем всегда питаться. Будем находить в этом источнике спасение от пошлости, безвкусицы, банализации зла, которыми переполнены многие современные опусы.
НЕСКОЛЬКО РАЗМЫШЛЕНИЙ О РОЛИ ТВОРЦА=ХУДОЖНИКА И ЭПОХЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
Автору этих строк думается, что главное в искусстве, в творчестве – это все-таки всегда Личность, личность Творца, Художника, масштаб его таланта, его способность быть медиатором различных сторон Бытия. Без этого никогда и ничего не будет, независимо от того, к какому бы «изму», к какому бы течению он не принадлежал. Без этого – лишь напыщенность и пустота. Так вот взять так называемый социалистический реализм. Он выдвинул таких выдающихся творцов, уловивших оголенный нерв эпохи, трансформировавших его в знаки, символы, тексты, которые и сегодня толкуют нас. Да и сам этот социалистический реализм многие из этих людей, этих демиургов искусства трактовали творчески, неформально, не казенно-официозно, не по партийной указке. Ведь, вообще говоря, свойство истинного гения – это в какой-то момент ощутить необходимость слома всего того, что было наработано раньше, необходимость начать все сначала, но при этом не дойти до того, чтобы была загашена Божья искра. И вот эта искра со сломом часто возвещает подлинного гения. И ведь можно сказать, что этот самый социалистический реализм, если угодно, был для многих символом, обозначением, эмблемой этого самого слома, отказа от всех прежних стереотипов, идей, представлений, принципов, приемов, программ, был попыткой радикального пересмотра их, но при этом, что важно (!), эти люди сохранили в себе вот ту самую заветную Божью искру, не растеряли, не растоптали ее. И кроме того, многие из них, действительно, свято верили, что они являются участниками доселе небывалого дела на земле – строительства нового общества, которое воплотит принципы Правды, Справедливости, Добра. И они – летописцы этого великого дела, которые должны отразить дух времени, весь его трагизм, жертвенность, и вместе – его героику, его грандиозные порывы. Они, даже в рамках этого метода, создавали произведения, где были три признака настоящего искусства: 1) эстетический аспект – реализация красоты; 2) этический аспект – четкое понимание добра и зла; 3) внутренняя осмысленность.
Перечитал не так давно многое из Вознесенского, Евтушенко, Друниной, Исаева, Дементьева. И еще раз убедился в особой роли ПОЭЗИИ И ПОЭТА, когда они художественно осмысливают жизнь эпохи. Вспомнились рассуждения Эдмунда Иодковского, который был убежден, что стихи всегда должны быть больнее, острее жизни. Жизнь аморфна, порой она течет лениво, смешивая в своем течении добро и зло, притупляя нравственное чувство. Концентрат жизни – вот что такое поэзия и искусство вообще. Не надо бояться обострения гиперболизации, преувеличений, лишь бы это только не было самоцелью, лишь бы тебя вдохновляла жажда сделать этот мир капельку лучше. Да, Иодковский прав, поэт- это оголенный нерв своей эпохи, камертон своего времени, откликающийся на все боли, сомнения, чаяния и радости его. Поэзия – это не просто изощренное и искусное рифмование. Это – особый взгляд на мир, который не допускает неправды, жестокости, насилия, уродства, дисгармонии, некрасоты. И неслучайно также, наверное, в дореволюционной, скажем, России во-многих гимназиях и лицеях был специальный предмет, курс поэзии, где гимназисты не просто приобщались к поэтической классике, но и где они сами пробовали писать стихи. Когда человек пытается писать стихи (пусть робко, неумело, наивно), то он преображается сам, ему открываются новые, ранее неведомые пласты, грани бытия, новые миры, да и на прежде, казалось бы, знакомые вещи он начинает смотреть по-другому, предметы и люди являют, открывают ему свой потаенный, неведомый доселе смысл.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ - сложное философское, математическое, космологическое понятие. А можно ли попытаться выразить ее не в сложных понятиях, формулах и теоремах, а в стихах? Все зависит от масштаба дарования поэта. Вот как это сделал Егор Исаев - выдающийся русский и советский поэт. По-моему, гениально! Без ложной позы, напыщенно-пафосной рисовки, без нервного самолюбования, без надрывного самоманифестирования (что порой так свойственно современным даже маститым представителям поэтического цеха), но зато какая мудрость и философская глубина, какое постижение метафизических основ бытия. После этих строк ты почти физически начинаешь ощущать дыхание, веяние Бесконечности, ощущать, как она проходит сквозь тебя, ощущать ее токи, ощущать себя ее частицей.
Из распахнутой Вселенной,
От миров без берегов
Веет вечностью, как сеном
От заснеженных стогов.
Веет встречей и разлукой,
Тайной звёздного окна…
Протяну сквозь полночь руку,
Бесконечность – вот она.
Сегодня день ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Главный христианский праздник. И именно в этот день и верующим, и неверующим, и постившимся, и не постившимся стоило бы задуматься о том, зачем мы, для чего мы, в чем смысл нашей жизни, как сделать ее более достойной, цельной, осмысленной, наполненной, нужной, гармоничной. Вспоминается исторический эпизод: в 1707 году умер 87 - летний правитель Индийской империи могущественный Аурангзеб. Окинув мысленным взором промелькнувшую жизнь, умирая он сказал: ЖИЗНЬ, ТАКАЯ ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ, БЕЗДАРНО РАСТРАЧЕНА НЕПОНЯТНО НА ЧТО! Дай то Бог, чтобы каждого из нас в последнюю минуту не посетили такие горестные мысли, когда исправить уже ничего будет нельзя. Итак, у автора этих строк возникло несколько скромных тезисов по поводу того, как сделать более целостным и осмысленным наше существование на этой грешной земле.
1) СТАРАЙТЕСЬ ХОТЯ БЫ ИНОГДА ВОЗВЫШАТЬСЯ НАД СЕРОСТЬЮ И ОБЫДЕННОСТЬЮ, БУДНИЧНОСТЬЮ И КОНЕЧНОСТЬЮ НАШЕГО ПОВСЕДНЕВНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. РАЗМЫШЛЯЙТЕ О ВОЗВЫШЕННОМ - О КОСМОСЕ, ВСЕЛЕННОЙ, БЕСКОНЕЧНОСТИ, О БОГЕ (КАК ВЫ ЕГО ПОНИМАЕТЕ). ЭТО ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОЧИЩАЕТ ДУШУ.
2) СТАРАЙТЕСЬ РАЗВИВАТЬ УМ, ЧИТАЙТЕ СЛОЖНЫЕ ТЕКСТЫ, ДУМАЙТЕ НАД НИМИ. МЫСЛЬ-ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ АТРИБУТ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ЕЩЕ ДЕКАРТ ПРОВОЗГЛАСИЛ: МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ). ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ЭТО ЗАЛОГ ТОГО, ЧТО ПОСЛЕ 60 - ТИ У ВАС НЕ БУДЕТ СЛАБОУМИЯ, И ВЫ НЕ СТАНЕТЕ ЖИВЫМ ТРУПОМ.
3) ЧАЩЕ СМОТРИТЕ НА НЕБО, НА ЗВЕЗДЫ (В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ ДУМАЛИ, ЧТО ЗВЕЗДЫ - ЭТО НЕ ПРОСТО КОСМИЧЕСКИЕ ТЕЛА, НО НЕКИЕ РАЗУМНЫЕ ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА, СОЗЕРЦАНИЕ КОТОРЫХ ВОЗВЫШАЕТ ДУШУ, РАЗВИВАЕТ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ). ЕЩЕ КАНТ ГОВОРИЛ О ВАЖНОСТИ СОЗЕРЦАНИЯ ЗВЕЗДНОГО НЕБА НАДО МНОЙ.
4) СТАРАЙТЕСЬ ВО ВСЕМ БУДНИЧНОМ И ОБЫДЕННОМ НАХОДИТЬ ОТРАЖЕНИЕ КРАСОТЫ, ИЩИТЕ ОСКОЛКИ ЭТОЙ КРАСОТЫ. ("КТО-ТО, ГЛЯДЯ В МУТНУЮ ЛУЖУ У СЕБЯ ПОД НОГАМИ, ВИДИТ ЛИШЬ ЖИЖУ И ГРЯЗЬ, А КТО-ТО ВИДИТ В НЕЙ ОТРАЖАЮЩИЕСЯ С НЕБА ЗВЕЗДЫ" КАНТ).
5) ВЕДИТЕ ДНЕВНИК, КУДА ЗАПИСЫВАЙТЕ СВОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОБЫТИЯХ, ЛЮДЯХ, ФАКТАХ, КОТОРЫЕ ВАС ПОТРЯСЛИ, ЗАСТАВИЛИ РАЗМЫШЛЯТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ. КОГДА-ТО ЭТОТ ДНЕВНИК СТАНЕТ САМООТЧЕТОМ ВАШЕЙ ДУШИ О ПЕРЕЖИТОМ.
6) БУДЬТЕ ДОБРЫ К ЖИВОТНЫМ, ОСОБЕННО БЕЗДОМНЫМ. Л. ТОЛСТОЙ КАК-ТО ЗАМЕТИЛ, ЧТО СТРАНА, В КОТОРОЙ ПЛОХО ОТНОСЯТСЯ К ЖИВОТНЫМ, ВСЕГДА БУДЕТ ПРЕСТУПНОЙ И НИЩЕЙ. КОРМИТЕ БЕЗДОМНЫХ КОШЕК. КОРМИТЕ ПТИЦ, ИБО ОНИ, КАК СКАЗАЛ КТО-ТО, БУДУТ ЕДИНСТВЕННЫМИ, КТО БУДУТ ПЕТЬ НА ВАШЕЙ МОГИЛЕ, КОГДА ПРО ВАС ВСЕ ЗАБУДУТ.
7) НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ К ТЕМ, КТО ВАС КОГДА-ЛИБО ПРЕДАЛ. ПРОСТИТЕ, НО НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ. ИБО, КАК СКАЗАЛ, ОМАР ХАЙЯМ - "КТО ПРЕДАЛ ХОТЬ ОДНАЖДЫ, ПРЕДАСТ ТЕБЯ И ДВАЖДЫ".
8) НАХОДИТЕ ВРЕМЯ ПОБЫТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ, СЛУШАЙТЕ ТИШИНУ-ОНА ОКРУЖАЕТ ВЕЩИ.
9) ЧАЩЕ СМОТРИТЕ НА ОГОНЬ И ВОДУ - ЭТО САМЫЕ ДУХОВНЫЕ ИЗ ВСЕХ СТИХИЙ. ИХ СОЗЕРЦАНИЕ РОЖДАЕТ УМИРОТВОРЕННОЕ И ГАРМОНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ, РОЖДАЕТ В ДУШЕ НОВЫЕ ЗАМЫСЛЫ, СПОСОБСТВУЕТ ТВОРЧЕСТВУ.
10) НИКОГДА НЕ СПОРЬТЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ И НЕДАЛЕКИМИ ЛЮДЬМИ (ПОМНИТЕ КЛАССИКА: ХВАЛУ И КЛЕВЕТУ ПРИЕМЛИ РАВНОДУШНО И НЕ ОСПАРИВАЙ ГЛУПЦА).
11) КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАЙТЕ КОМУ-ТО ХОТЬ КАПЛЮ ДОБРА.
12) И ПОСЛЕДНЕЕ - ИЗБЕГАЙТЕ ВО ВСЕМ НИЗКОГО, ПОШЛОГО, БЕЗВКУСНОГО. ВСЕГДА СТРЕМИТЕСЬ К ВЫСОКОМУ, АБСОЛЮТНОМУ, БЛАГОРОДНОМУ. СЛУШАЙТЕ И ЧИТАЙТЕ КЛАССИКУ - ОНА ВЕЧНА И ОНА ВОЗВЫШАЕТ. СРЕДИ ХАОСА ВСЕГДА СТРЕМИТЕСЬ ОТЫСКАТЬ ОСТРОВКИ ГАРМОНИИ. СРЕДИ ЛЖИ ВСЕГДА СТРЕМИТЕСЬ ОТЫСКАТЬ ОСТРОВКИ ИСТИНЫ. СРЕДИ БЕЗОБРАЗИЯ И УРОДСТВА ВСЕГДА СТРЕМИТЕСЬ ОТЫСКАТЬ ОСТРОВКИ СОВЕРШЕНСТВА И КРАСОТЫ. СРЕДИ НЕНАВИСТИ ВСЕГДА СТРЕМИТЕСЬ ОТЫСКАТЬ ОСТРОВКИ ЛЮБВИ.
Вы хотите составить свое мнение о некоем человеке? Тогда постарайтесь узнать, понять, прочувствовать его сами, лично. Никогда не судите о нем окончательно только со слов других. Ибо другие могут представить вам его в меру своей испорченности. Каждый человек видит и отражает ДРУГОГО в зависимости от своего внутреннего состояния, а это состояние может быть болезненным, искаженным, патологичным. Вот пример: трое вечером видят на улице идущего человека. Каждый тут же имеет свое отношение и определение. Первый: темнота - друг молодежи, к девкам пошел! Второй: темнота - лучший друг воров, на дело пошел. Третий: к вечерней службе звонят, в храм молиться Богу пошел. Они не знают, куда он идет, это им не дано. Но зато поучительно проследить, как каждый определяет это по себе, меряет окружающих своей меркой. Блуднику все кажутся такими же развратниками. Сребролюбец и нечестный человек во всем найдет лишь выгоду. Ну а верующему все люди кажутся спешащими в храм, к БОГУ. Есть о чем призадуматься? Не так ли?!
Сегодня - день СВЕТЛОЙ ПАСХИ! Что мы празднуем в этот день?! Воскрешение БОГА из мертвых, торжество жизни над смертью, торжество любви над ненавистью. Но что такое БОГ?! У каждого, кто когда-либо задумывался над этим, есть свой ответ. Для кого-то БОГ - это сами законы природы, обеспечивающие развитие Вселенной (так думал Эйнштейн). Для кого-то БОГ - это некий всеобщий нравственный закон в нас (так думал Кант). Для кого-то БОГ - это некий нравственный символ, пример для всего человечества, универсальное воплощение принципа ДОБРА. Для кого-то ОН = строгий судья, вседержитель, карающий за грехи. грозный и неотвратимый. Для кого-то ОН=воплощение принципа судьбы и необходимости. Для кого-то ОН= Абсолютная Личность, Творец мира, всевидящий, всемогущий, всезнающий, вездесущий. Но для пишущего эти строки БОГ = это, прежде всего, ЛЮБОВЬ! Вдумаемся: ведь до сотворения мира, и в нем человека, был только БОГ. Больше никого и ничего. И ОН так возлюбил свое будущее творение, что согласился ради него ограничить самого себя, сжаться в себе, в своих пределах, отступить внутри себя от самого себя, дабы дать место миру и человеку! Итак. БОГ= ЭТО ЛЮБОВЬ! Все без ЛЮБВИ теряет свой смысл, тускнеет, блекнет.
БОГАТСТВО БЕЗ ЛЮБВИ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА - ЖАДНЫМ.
ВЕРА-ФАНАТИКОМ.
ВЛАСТЬ-ТИРАНОМ.
ВОСПИТАНИЕ-ДВУЛИКИМ.
ЖИЗНЬ-БЕЗРАДОСТНЫМ.
ЗНАНИЕ-НАДМЕННЫМ.
КРАСОТА-САМОВЛЮБЛЕННЫМ.
МОЛИТВА-ФАРИСЕЕМ.
СМИРЕНИЕ-ЛЬСТЕЦОМ.
СПОСОБНОСТИ-ТЩЕСЛАВНЫМ.
ПРАВДА-КРИТИКАНОМ (ПРАВДА, СКАЗАННАЯ ЗЛОБНО, ЛЖИ ОТРАВЛЕННОЙ ПОДОБНА).
ПОСЛУШАНИЕ-ОДОЛЖЕНЦЕМ.
УМ-ХИТРЫМ.
ЧЕСТЬ-ВЫСОКОМЕРНЫМ.
Без любви все способности обращаются против человека. Так будем же мелкими шагами, небольшими делами ПРИРАСТАТЬ В ЛЮБВИ. С ПРАЗДНИКОМ!
Согласно христианской традиции, сегодня - страстная пятница, день страданий и смерти Иисуса Христа. Один из самых скорбных дней христианского календаря. В этот день неплохо было бы остановиться, хотя бы ненадолго прервать круговерть бесконечных земных забот, прервать этот бесконечный бег и задуматься. О чем?! Да все о том же - о Вечности, о Жизни и Смерти, о Предательстве и Благородстве, о Добре и Зле. Чему учит жизнь Христа? Здесь вспоминается один эпизод. Однажды к Достоевскому, насколько я помню, пришел некий начинающий поэт и показал ему свои стихи. Спросил мнение писателя о них. Федор Михайлович ответил: "Прежде всего, страдать надо, батенька, страдать, страдать, а потом уже стихи писать". Итак, сегодня мы вспоминаем страдания Христа. Через них он утвердил и свою роль в истории человечества, и свое учение. НЕ БЫЛО БЫ НИКАКОГО ХРИСТИАНСТВА, ЕСЛИ БЫ ХРИСТОС УМЕР В ПОЧЕТЕ И БОГАТСТВЕ, ОБЛАСКАННЫЙ СИЛЬНЫМИ МИРА СЕГО. НЕ БЫЛО БЫ НИКАКОГО НИКОГДА ХРИСТИАНСТВА, ЕСЛИ БЫ ОН УМЕР, ПОЛУЧАЯ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ПЕНСИЮ. Ничто великое, значимое в мире не утверждается без страданий, без боли, без трагизма, без борьбы - часто с самим собой! Толстой как - то заметил, что Христос пришел в этот мир для того, чтобы научить нас любить друг друга. А для этого вовсе необязательно быть Богом, но достаточно быть всего лишь человеком. Пусть так. Пусть это был всего лишь человек. Но разве это умаляет его Подвиг, его Жертву?! Ну и, конечно, вспоминая Христа, нельзя не вспомнить его антипода - Иуду. Давно уже было замечено, что в "Тайной вечере" Леонардо лицо Иуды застыло в окаменелости, неподвижности, в нем нет развития, оно закончено, завершено. Зло, предательство до конца выявило себя, проявило свою сущность. А вот лицо Христа дано в незавершенности, в динамике, в порыве, в развитии. Нет предела Добру. Нет предела и границ совершенству. Еще Толстой заметил, что смысл жизни - прирастать в Любви. И потому такое порывистое, мятущееся лицо Христа вселяет Надежду. Да, впереди будут боль, муки, смерть, много боли. Но будет и Воскресение. А потому лицо Христа вселяет Надежду, столь живительную и необходимую всем нам.
В Древней Индии была такая философская школа - ШУНЬЯВАДА (Шунья - пустота - санскрит). Так вот она утверждала, что единственная реальность, которая существует - это великая ШУНЬЯ=ПУСТОТА. И добро, и зло, и страдания, и радость, и люди - все есть пустота. ВЕЛИКОЕ НИЧТО. Все миры и Вселенные есть пузыри на поверхности этой ВЕЛИКОЙ ПУСТОТЫ. Она порождает их, как иллюзию, и поглощает в себе. Она = единственная реальность. Можно сравнить это с теориями современной космологии, утверждающими, что Вселенная на всех порах несется к своей неизбежной гибели, к тому, чтобы обратиться в НИЧТО=ПУСТОТУ. Через 22 миллиарда лет все галактики сольются в одну гигантскую Черную Дыру, а затем и она исчезнет. И наступит эпоха Вечной Тьмы. ШУНЬЯ=ПУСТОТА. И тогда возникает фундаментальный философский вопрос: А НУЖНО ЛИ И РАДИ ЧЕГО СТРЕМИТСЯ К ДОБРУ, ЕСЛИ ВСЕ ВОКРУГ = ПУСТОТА, ВЕЛИКОЕ НИЧТО, ИЛИ НЕИЗБЕЖНО СТАНЕТ ТАКОВЫМ?! Как сказал Гете: "Повсюду вечность шевелится, и все к небытию стремится". И здесь, конечно, каждый для себя (кто вообще задумывается об этом!) решает сам. Можно жить по принципу: "После нас хоть потоп" (как любил повторять Людовик 15). Можно следовать завету Омара Хайяма, провозгласившего: "Пейте вино. Все бесследно пройдет!" Но а что если осмелиться предположить, что эта самая ШУНЬЯ=ПУСТОТА не просто ВЕЛИКОЕ НИЧТО, но НИЧТО, обладающее творческой силой, потенцией, содержащее в себе некую матрицу, порождающую миры. И миры эти все таки обладают реальностью, хоть и не такой абсолютной, как ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА?! И тогда все имеет значение - и наши поступки, и мера ДОБРА И ЗЛА, заключенная в них! А вдруг именно от этой меры будут зависеть во-многом характеристики будущих миров и ВСЕЛЕННЫХ. Вдруг чей-то голос сегодня, сейчас окажется решающим?! И это отзовется гулким эхом через миллиарды лет?! В общем, каждый решает сам. Встать под знамя Добра или Зла, или на позицию безразличия и равнодушия к ним обоим?! Все мы ходим по тонкому льду.
Кому-нибудь знакомо это ощущение?! КАК ЖУТКО ЗВЕЗДНОЙ НОЧЬЮ! БОЖЕ МОЙ! ТЫ САМ НЕ СВОЙ ДРОЖИШЬ, ЗАТЕРЯН В БЕЗДНЕ МИРОВОЙ. А ЗВЕЗДЫ В БУЙНОМ ГОЛОВОКРУЖЕНЬИ НЕСУТСЯ МИМО, В ВЕЧНОСТЬ, ПО КРИВОЙ. (ОМАР ХАЙЯМ). Кстати, Омар Хайям, помимо того, что был великим поэтом, являлся ещё и выдающимся математиком и астрономом, сумевшим в своих стихах передать и быстротечность времени, и неисчерпаемость вечности
Настоящий поэт- тот, кто вырывает душу хотя бы ненадолго из плена обыденности, пошлости, очищает ее от липкого клея похоти, серости, дает ей крылья хотя бы на несколько минут. В его словах зашифровано некое магическое послание. Мы читаем эти строки и не понимаем - как же можно так божественно обращаться со СЛОВОМ?! Из каких таинственных глубин он черпает эти сочетания звуков, интонаций, смыслов?! Так давайте же читать настоящие стихи, приобщаться к божественно-прекрасному, дабы не оледенеть от нашей часто пошлой действительности, не превратиться, не дай Бог, в черные дыры безразличия, равнодушия, жестокости, ленности, в которых растворится навсегда и без остатка любая человечность, любая искорка добра и сострадания. Будем же стремиться к прекрасному, к доброте, к звездам, к далям прекрасной гармонии. И вообще, как сказал поэт
БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!
Сегодня День Космонавтики. 59 лет назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. Сегодня нам трудно представить весь масштаб этого события и то, какое огромное впечатление произвело оно на современников. Моя мама в те апрельские дни была как раз в Москве (она училась там, сдавала сессию). И вот она рассказывала мне: по радио объявили - ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ! Всех охватило просто невероятное, радостное возбуждение, все ощущали, что началась какая-то новая эра, открывающая путь во что-то неведомое и великое. Были прерваны занятия. Люди высыпали на улицы. Незнакомые прежде люди обнимались, поздравляли друг друга. Тогда советское общество праздновало крупнейшую из своих побед. Мама (а она была с 1933 года) мне говорила, что этот день можно сравнить по накалу радости и возбуждения только с Днем Победы в 1945 году. А потом была торжественная встреча Юрия Гагарина в Москве. Тем более странно и дико слышать сегодня от некоторых субъектов нелепые вещи. Так, например, некто Юрий Лоза (на мой вкус, вполне заурядный певец) провозгласил: а что такого собственно сделал Юрий Гагарин?! Он просто лежал???!!! Ну что тут скажешь? На это хорошо ответил Алексей Леонов. Гагарин первым проник в космическое пространство, рисковал своей жизнью. Помимо этого он ДОСТОЙНО ПРЕДСТАВИЛ МИРУ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА!!!! Знаменитая гагринская улыбка облетела весь мир. Он, по мнению Леонова, был государственным человеком, обладал государственным умом! А вот что такого сделал Юрий Лоза???!!! Вот это, действительно, вопрос. Все дальше от нас отстоит тот ДЕНЬ. Все меньше остается непосредственных свидетелей тех событий. 11 октября прошлого года ушел из жизни Алексей Леонов. 17 марта нынешнего года умерла вдова первого космонавта Валентина Гагарина. Но все таки остались кадры хроники, запечатлевшие ликующих людей (среди них где-то и моя мама). Они, люди эти не сомневались, что на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы! И поэтому - С ПРАЗДНИКОМ!!!
Интересный и поучительный факт: в Индии издревле так сложилось (таковы уж, видимо, глубинные особенности индийского менталитета), что в обществе всегда был необычайно высок авторитет Учителя, Наставника, Гуру. В индийских колледжах и университетах и поныне у студентов. вполне взрослых, самостоятельных и критически мыслящих уже людей, необычайно развито благоговение перед Учителем, Преподавателем, Наставником. Там непринято публично критиковать Учителя, спорить с ним, задавать ему вопросы, которые бы поставили его в неудобное положение. Учитель, какой бы "бред" с точки зрения аудитории он нес, все равно остается Учителем, носителем Мудрости, некоего Высшего знания. И ученик не всегда его мысли может сразу понять и оценить. Возможно, что такое осмысление придет позднее. И даже если ты не согласен, то просто уважительно и скромно уйди, найди себе другого Учителя, ни в коем случае не понося и не оскорбляя предыдущего. Ибо там считается, что этот Учитель учился у другого Учителя, а тот у предыдущего и так далее по цепочке. И в итоге он транслирует мудрость, переданную ему самим Абсолютом = Брахманом. Учитель есть аватар Бога на земле. при всей его ограниченности как смертного человека. Для нас, людей европейской традиции, все это, возможно, несколько странно и не вполне понятно. Но то, как индийцы осмыслили эти вечные проблемы - Учитель, Ученик, Истина, отношения между ними - все это заставляет задуматься и поразмыслить и нас здесь сегодняшних. Общество, в котором не уважается труд и усилия человека, несущего знания, не имеет будущего. Оно обречено.
Люди творческой стихии, люди искусства часто испытывают внутренний страх от того, что, как им кажется, в их отрасли, в их области все уже сказано гениями и талантами прошлых лет. Все тропки исхожены, протоптаны - ну что, казалось бы, еще нового можно возвестить людям, миру, себе?! По этому поводу есть гениальные совершенно строки Новеллы Матвеевой:
ВСЕ СКАЗАНО НА СВЕТЕ: НЕСКАЗАННОГО НЕТ. НО ВЕЧНО ЛЮДЯМ СВЕТИТ НЕСКАЗАННОГО СВЕТ...... СЛОВА..... ИЩУ ИХ СНОВА. И ВСЕ НЕ ТЕ, НЕ ТЕ..... УДАР - И ГРЯНЕТ СЛОВА, КАК ВЫСТРЕЛ ПО МЕЧТЕ.
Итак, нужно просто помнить, что ВЕЧНО ЛЮДЯМ СВЕТИТ НЕСКАЗАННОГО СВЕТ. Значит, найдется кто-то, кто это несказанное выскажет, облечет в плоть и кровь СЛОВА, КРАСКИ, ЖЕСТА. Творчество никогда не закончится. Несказанное будет стучаться в души будущих творцов.
Учу студентов уже 30 без малого лет. Работал и работаю в разных аудиториях. Все предметы и все специальности по - своему важны и нужны. Но, за все эти годы твердо убедился: ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОСТИГ ГЛАВНОЙ НАУКИ - НАУКИ СОСТРАДАНИЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И ДОБРА, ТО ТОГДА И ВСЕ ДРУГИЕ НАУКИ ЕМУ ОКАЖУТСЯ НИ К ЧЕМУ. К счастью, могу сказать, что те студенты, с которыми работаю ныне, отнюдь не чужды этой главной науки. По крайней мере, большинство из них. И это обнадеживает и придает силы. Все-таки верю, что станут они не просто талантливыми актерами, художниками, декораторами, дизайнерами, но, прежде всего, ЛЮДЬМИ. Чуждыми подлости, мелочности, низости. Дай то Бог!
Что такое ТВОРЧЕСТВО?! Подарок Бога, или наоборот, вызов Богу со стороны гения, творца, создателя, автора?! В чем его сокровенная тайна, загадка, сущность? Как творец создаёт нечто новое, ранее никогда небывшее? Откуда, из какого таинственного резервуара он черпает вдохновение, материал, сюжет, содержание, форму? Мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем. А если когда-либо тайна творчества будет раскрыта, если удастся разложить ее по этапам, как алгоритм, систематизировать, то что тогда? По этому поводу вспоминается надпись на одном древнеегипетском папирусе: когда человек познает все тайны звёзд, то большой сфинкс рассмеется, и мир рухнет. Перефразировав, можно сказать, что когда человек познает всю тайну творчества, его субстанцию, его глубину, когда творчество предстанет как некий закон, некая формула, которую можно будет стандартно применять, то тогда Бог рассмеется, и мироздание рухнет. Тем не менее, попытки приблизиться к постижению этой сокровенной тайны, приподнять над ней завесу всегда предпринимались. И вот одной из таких художественных попыток явилось стихотворение Брюсова, которое я опубликовал. Сам поэт очень ценил его.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
(Валерий Брюсов. ТВОРЧЕСТВО)
Один мудрец провозгласил: где нет числа и меры, там хаос и химеры. Но хаос в своей жизни очень часто создаём мы сами своей необузданностью в желаниях, в потребностях, в мыслях. Мера - это очень важное качество и состояние, которое превыше всего ставили уже древние греки. Все безмерное, дисгармоничное, хаотичное было для них отталкивающим, гибельным и для жизни людей, и для мироздания в целом. Это важно помнить и сегодня, в наш век безудержного и часто бессмысленного потребления. И девизом сегодня могут служить слова поэтессы Сапфо: СЛИШКОМ В БЕДЕ НЕ ГОРЮЙ, И НЕ РАДУЙСЯ СЛИШКОМ ПРИ СЧАСТЬЕ. ТО И ДРУГОЕ УМЕЙ С ДОСТОИНСТВОМ В СЕРДЦЕ НОСИТЬ. И тогда сохранишь в себе нечто подлинно гармоничное и человеческое, неистребимое никакими войнами, кризисами и вирусами.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЧЕРНЫХ СПИСКАХ, В КОТОРЫЕ НЕКОТОРЫХ ИЗ НАС ИНОГДА ЗАНОСЯТ, И О ТОМ, КАК ВАЖНО НЕ ЗАНЕСТИ В ЧЕРНЫЙ СПИСОК САМОГО СЕБЯ. Бывают ситуации, когда нас, иной раз непонятно почему, заносят в так называемые черные списки, "исключают из друзей". Стоит ли переживать по этому поводу?! Думается мне, что даже если весь мир занесёт нас в свой черный список, то это не повод для депрессии. Ведь самая иной раз лучшая дружба - это дружба с самим собой, своим собственным Я, которое мы иногда так мало знаем. Самая судьбоносная встреча - это встреча с САМИМ СОБОЙ. Многие, к сожалению, так и живут, и умирают, растратив себя непонятно на что, и не встретившись с самим собой, оставшись чужим самому себе. Бесцельно, бессмысленно, обидно. Потому желаю, чтобы каждый когда- нибудь не пропустил самую главную встречу - ВСТРЕЧУ С СОБОЙ.
Зачем нужен гений? Хотя бы один на эпоху? Гений должен эту самую эпоху фокусировать. Если никто этого не делает, то эпоха начнёт рассыпаться
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ МУЗЫКИ
А если вспомнить размышления А. Ф. Лосева о соотношении музыки и философии? Он говорил, что невозможно разобраться в Бахе без Лейбница, в Бетховене – без Канта, Фихте и Гегеля, в Вагнере – без Шопенгауэра, в Дебюсси и Равеле – без Бергсона, в Скрябине – без Фихте и солипсизма. Из всех видов познания мира музыкальное – наиболее самостоятельное и самодостаточное. В музыке Лосев видит первоначальную, до-образную и вообще до-структурную основу ВСЕГО. Музыка не создает никаких предметов, она изображает чистую сущность предмета, но не сам предмет. Вероятно, эта сущность является неизмеримо более общей, чем индивидуальность предмета, и потому она может соответствовать бесконечному числу пространственно-временных предметов (которые, по Шопенгауэру, добавим уже мы, есть индивидуации, расщепления мировой Воли; стало быть, музыка схватывает самую глубинную сущность этой Воли, еще до распадения ее на эти самые индивидуации, позволяет проникнуть в эту «Основу Основ, в которой нет изменений»). Чистая музыка оперирует смыслами и сущностями предметов, изображаю их общую основу, их чистое качество. И еще важно по Лосеву (и Шопенгауэр, видимо, это имел в виду и понимал, сближая Волю и Чистую Музыку): для музыки (как и для Воли, заметим) нет прошлого и будущего, но есть одно только длящееся настоящее. Это громадной важности вывод, показывающий, что всякое музыкальное произведение (как отголосок Мировой Воли), пока оно живет и слышится, есть сплошное настоящее, преисполненное всяческих изменений и процессов, но, тем не менее, не уходящее в прошлое и не убывающее в своем абсолютном бытии. Музыкальное произведение (как и Мировая Воля) – это сплошное «ТЕПЕРЬ», живое и творческое – однако не уничтожающееся в своей жизни и в своем творчестве. Так же и Мировая Воля уничтожена быть не может. Музыка, как и Мировая Воля, постоянно воспроизводят сами себя.
Музыка - это подслушанные крики Времени. Или, может быть, это-крики Бога-Абсолюта, просочившиеся из Вечности во Время-временность, затем подслушанные, подхваченные и обработанные Гением. Музыка примиряет Вечность и время. Музыка - это как ускользающая красота. Все мы, кто живем на этом свете, вроде бы и радостные, но недолговечные. Остаётся только музыка. Она рождает ощущение встречи частного-души с Вечностью. И когда они встречаются, то душа вспыхивает, осознавая это. Когда человек погружается в субстанцию подлинной Музыки, то с его души слетает какая-то кора, и душа обнажается и оживает, ибо в обычное время она "заасфальтирована" рутиной, пошлыми декорациями обыденности. И нужно землетрясение-творение Гения, дабы увидеть мир таким, каков он есть. Но все время жить в надрыве, на пределе, с таким чувством, конечно же, невозможно. И ещё музыка наиболее близка к выражению подлинной сути Абсолюта-Бога, ибо она лишена наглядности, предметности (а Бог-это Дух), предполагает эмпатию, вчувствование в мир, проникновение в тайну мира. Так что слушайте МУЗЫКУ.
Может идти мировая война, а поэт при этом может писать великие стихи, где война даже и не будет фигурировать. Но эта поэзия, найденная им в самом себе, будет очень нужна и воинам.
А еще вдруг вспомнились размышления о поэте и поэзии, которые Иван Ефремов в своей «Таис Афинской» вложил в уста одного из героев: «Поэт всегда должен быть впереди, в этом его сущность. Если нечто еще могучее перезрело, омертвело – его надо разрушить, и поэт становится разрушителем, направляет сюда удар осмеяния. Если что-то милое еще слабо, не окрепло или даже уничтожено – его надо создать вновь, влить в него силу. Тут поэт – мечтатель, восхвалитель и творец! Поэтому у него постоянно два лица, еще лучше, если три, как у Музы». Это вложено в уста эллинистического поэта, жившего две с половиной тысячи лет назад, но, по сути, это кредо любого подлинного Поэта, в какую бы эпоху он не жил и не творил. Но только хотелось бы заметить еще вот что: многие даже большие поэты иногда попадают в ловушку так называемого мастерства, придают особое внимание отточенности и совершенству, безукоризненности форм, но при этом не замечают, что в итоге уходит что-то неуловимо важное, уходит душа. Бродский и говорит о том, что частенько мастерство плетет заговор против души. В итоге выходят замечательные, совершенные по форме и мастерству стихи, но они как… зимнее солнце – сияют, сверкают, переливаются своими отточенными и отшлифованными гранями, но они никогда не согреют, не наполнят душу теплом, не растопят в ней лед страданий и горестей, хотя при этом будут оставаться хорошими стихами. Блажен тот поэт, который смог избежать такого заговора, у которого и мастерство, и душа сопричастны, партиципируют друг другу.
У Леонардо есть одно пояснение к чертежу летательного аппарата, им сконструированного. И пояснение это не менее глубоко и ценно, чем сама конструкция. Он там задается вопросом: а почему люди не летают? Как птицы? Почему им не дано летать? И отвечает сам же (послушайте!!!) – возможно, все дело в заземленности, приземленности наших душ, их излишней зацикленности на земном, вещественном, материальном, их невозможности вырваться из плена материи, преодолеть эту вещественную тяжесть земного бытия. Нам не хватает легкости души птицы!!! (А теперь сравните с высказыванием М. Шагала (1887 – 1985) – великого авангардиста 20 века: «Чтобы взлететь, мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснивший грудь, страсть, поднимающая в воздух». Есть ведь что – то леонардовское в этих словах?! Правда?!). Кто – то скажет – фантазии гения, витающего в эмпиреях своих идей. Возможно, но… Но мне почему – то не раз думалось, что если бы каждый человек хоть раз в жизни остановился, прервал свой очень часто бессмысленный бег «в пошлых декорациях обыденности» и задумался над этими леонардовскими словами, то тогда, возможно (?!), жизнь человечества была бы иной….
«Мона Лиза» (1503 – 1506) – это не просто картина. Это – начало концепта, последовательных обращений к этому образу и сюжету. Это = художественно – культурная универсалия. У нее взгляд, как у античной коры, – на зрителя и …«никуда». Это – непостижимая тайна, загадка, неразгаданная до сих пор. И она продолжает улыбаться нам своей чуть подернутой легкой дымкой неразгаданной, необъяснимой улыбкой «через сотни разъединяющих лет». Улыбаться из своей Дали о чем-то своем, вековечном, неистребимом никакими санкциями, кризисами и войнами. Девушка, указующая рукой в неизвестность. Она манит нас из своей Дали. И до тех пор, пока ее послание миру не раскрыто, не разгадано, не расшифровано – у человеческого Духа есть импульс для развития, и есть цель… Джоконда как некий абсолютный художественный аттрактор будет притягивать этот Дух к себе. В ней – интеллект, энергия восприятий, это – намоленная картина = как икона. (Да, в самом деле, она воспринимается не как земная, материальная и телесная женщина. Нет, ее красота воспринимается как бы вне телесности, как сам идеал, как платоновская Идея красоты. Вспоминаются сейчас почему –то строки И. Бродского: «Сколь же радостней прекрасное вне тела. Ни объятья невозможны, ни измена». Да, ОНА не может изменить, ее нельзя обнять, но отсюда еще более сладостны созерцания ЕЕ).
Ф. Раневская как – то заметила, как всегда в присущей ей шутливо – гениальной манере (она вообще рассыпала гениальные афоризмы как груды алмазов), что она = Джоконда столько видела мужчин, что сама теперь уже выбирает – кому нравится, а кому нет.
Мне думается, что когда ты лицезреешь Джоконду, то ты сам на эти несколько минут попадаешь в другое измерение, ты сам становишься частью вечности, частью той невозможной красоты, частью истории, в эти мгновения ты прикасаешься к поистине подлинному в нашем насквозь неподлинном, фейковом мире, мире симулякров. Говоря словами Канта, в такие моменты ты перемещаешься из мира «вещей для нас» в тот самый таинственный и загадочный космос «вещей в себе». Более десяти тысяч часов (!) потратил Леонардо в общей сложности на работу над этим шедевром. И в результате он добился, чтобы «телесный облик по своей позе, движению и колориту не оставался чисто внешним остовом, но сделался бы одухотворенным и живым в самом себе и при общей выразительности всех частей являлся бы равно прекрасным как вовне, так и изнутри… Именно он (Леонардо – А. К.) не только с основательным и тонким пониманием и чувством глубже всех своих предшественников проник в формы человеческого тела и духовную сторону их выражения, но при столь же глубоком обосновании живописной техники достиг большого искусства в применении средств, полученных им в результате своих исследований». Созерцая ЕЕ = Джоконду, ты ощущаешь, что в НЕЙ нет никакой дисгармонии, разорванности, неполноты, что ОНА целостна в себе и для себя. ОНА излучает эту целостность, эту сладостную гармонию. И вновь, как, впрочем, почти и всегда, невозможно не согласиться Гегелем, нашедшим, что «живет и сохраняется только то, что внутри себя, без всякой разорванности, представляет изначальную жизнь во всей ее изначальности».
Свидетельство о публикации №221062501010