сильней рассудка памяти печальной...

Когда мы   впервые встретились  в литфаковских коридорах и оказались в одной группе,  на одной ( в буквальном смысле) студенческой скамье, мы с удовольствием обнаружили, что у нас много общего: литературные пристрастия, увлечение бардовскими  песнями,  запас  юмора и неленивое перо. Потом добавился фольклорный ансамбль  филфака, рукописная "Летопись" нашей группы, ежегодные фестивали студенческой самодеятельности. Первые попытки научной работы, первые  научные руководители - как первая любовь. Приобретения и потери были личными  - и были общими.
Даже то, что  происходило с нами  уже после выпуска, что внешне не было  общим, мы расценивали  как то, что нас связывает. Мы звонили друг другу после большого перерыва и говорили так, словно возобновили беседу после минутного молчания.
Наша  "Летопись", к счастью, сохранилась.  В ней  оказались собраны рисунки Лены, которые она с фантастической  легкостью набрасывала на полях  тетради во время скучных  лекций; сохранились  наши буриме, в которые играли вдвоем, втроем и во множестве, опять же  во время занятий.  Сейчас стало понятно, что это -  разговор, который мы с Леной продолжаем.
Все четыре года нашей студенческой жизни мы пели. Иногда даже казалось, что это  основное наше занятие. И что  нормальное состояние души  - как в  песне Окуджавы, когда " капельмейстеру хочется взлететь".
Сразу определились две линии: бардовская песня и  фольклорный  ансамбль.
Булат Окуджава, Вероника Долина, Вера Матвеева - пожалуй,  их песни  звучали чаще остальных. Но  вообще "проливалась ручьями прямо        в кровь"*  (опять цитирую Окуджаву) всякая песня, где  Лена слышала как одно целое  мелодию и текст: и Борис Гребенщиков  из альбомов 80-х,            и Александр Вертинский, и музыка из кинофильмов, и народные песни           в обработках Жанны Бичевской. В тех случаях, когда мы расходились            в оценках, Лене удавалось убеждать не словами, а живым исполнением.
К счастью,  Лена сделала  немало записей (в 1990-е годы , на кассетный магнитофон) соло и в различных дуэтах, а друзья смогли их реставрировать и издать диск "Шарманка" ( за что им низкий поклон). 
Но на этом диске нет  записей фольклорного ансамбля  филфака МОПИ. А это вторая половинка нашей музыкальной жизни.
Началось все  на первом курсе. Фольклорный ансамбль, хотя и немногочисленный, к тому моменту  на факультете уже был, им с энтузиазмом руководила Марина Юрьевна Новицкая, которая вела занятия по УНТ (устному народному творчеству). Присоединиться к коллективу - что могло быть естественнее! Оказалось, что Лена запросто сочиняет подголоски  и раскладывает на голоса всем известные песни, а уж когда с  практики мы привезли новые записи, работа просто закипела. Собирали, по традиции, в основном  обрядовые свадебные песни, и на выпускном курсе на фестивале студенческой самодеятельности  наш ансамбль показал  практически полную  реконструкцию  народной свадьбы. Отбор материала, подготовка хора и солистов, сценарий, работа со статистами -  во всем Лена приняла участие. Этот  фольклорный спектакль участники и все, кто его видел, помнят до сих пор.
Дальше дело ширилось. У ансамбля появилось имя - Виноградие. Его взяли из припева песни, которую привезла М. Ю. Новицкая:
Что до света у Михайлы Архангела
  зазвонили часто рано  заутреню Рождественскую.
Виноградие мое, красно-зелено!
Это название  сохраняет и сегодняшний фольклорный ансамбль факультета.
В разные годы  в  ансамбле с Леной пели Ольга Кулешова, Аня Сафронова,  Татьяна Бучак, Ольга Тишина, Ольга Данилина, Алексей Вуколов. Я тоже в этом ряду.
Состав ансамбля пополнился не только студентами: в 1991-1992 годах  присоединились к ансамблю, а затем   приняли эстафету  от Марины Юрьевны  Вячеслав и  Одинцов и его мама  Прасковья Антоновна, которую  называли  исключительно  "наша бабушка", а также  Клавдия Анатольевна Войлова ( 1943-2013), которая  вела целый сонм лингвистических дисциплин.
  Сейчас становится понятно, что именно Лена была связующим звеном для всех  этих очень разных людей. Благодаря Лене  бардовская песня            и народная музыка так органично вошли в нашу  жизнь, что без них  не обходился ни один день рождения Лены, и не обходится ни одна наша нынешняя встреча.
Звучат ли  записи Лены, поют ли старые друзья - словно  "после дождичка небеса просторны..."


Рецензии