сильней рассудка памяти печальной...
Даже то, что происходило с нами уже после выпуска, что внешне не было общим, мы расценивали как то, что нас связывает. Мы звонили друг другу после большого перерыва и говорили так, словно возобновили беседу после минутного молчания.
Наша "Летопись", к счастью, сохранилась. В ней оказались собраны рисунки Лены, которые она с фантастической легкостью набрасывала на полях тетради во время скучных лекций; сохранились наши буриме, в которые играли вдвоем, втроем и во множестве, опять же во время занятий. Сейчас стало понятно, что это - разговор, который мы с Леной продолжаем.
Все четыре года нашей студенческой жизни мы пели. Иногда даже казалось, что это основное наше занятие. И что нормальное состояние души - как в песне Окуджавы, когда " капельмейстеру хочется взлететь".
Сразу определились две линии: бардовская песня и фольклорный ансамбль.
Булат Окуджава, Вероника Долина, Вера Матвеева - пожалуй, их песни звучали чаще остальных. Но вообще "проливалась ручьями прямо в кровь"* (опять цитирую Окуджаву) всякая песня, где Лена слышала как одно целое мелодию и текст: и Борис Гребенщиков из альбомов 80-х, и Александр Вертинский, и музыка из кинофильмов, и народные песни в обработках Жанны Бичевской. В тех случаях, когда мы расходились в оценках, Лене удавалось убеждать не словами, а живым исполнением.
К счастью, Лена сделала немало записей (в 1990-е годы , на кассетный магнитофон) соло и в различных дуэтах, а друзья смогли их реставрировать и издать диск "Шарманка" ( за что им низкий поклон).
Но на этом диске нет записей фольклорного ансамбля филфака МОПИ. А это вторая половинка нашей музыкальной жизни.
Началось все на первом курсе. Фольклорный ансамбль, хотя и немногочисленный, к тому моменту на факультете уже был, им с энтузиазмом руководила Марина Юрьевна Новицкая, которая вела занятия по УНТ (устному народному творчеству). Присоединиться к коллективу - что могло быть естественнее! Оказалось, что Лена запросто сочиняет подголоски и раскладывает на голоса всем известные песни, а уж когда с практики мы привезли новые записи, работа просто закипела. Собирали, по традиции, в основном обрядовые свадебные песни, и на выпускном курсе на фестивале студенческой самодеятельности наш ансамбль показал практически полную реконструкцию народной свадьбы. Отбор материала, подготовка хора и солистов, сценарий, работа со статистами - во всем Лена приняла участие. Этот фольклорный спектакль участники и все, кто его видел, помнят до сих пор.
Дальше дело ширилось. У ансамбля появилось имя - Виноградие. Его взяли из припева песни, которую привезла М. Ю. Новицкая:
Что до света у Михайлы Архангела
зазвонили часто рано заутреню Рождественскую.
Виноградие мое, красно-зелено!
Это название сохраняет и сегодняшний фольклорный ансамбль факультета.
В разные годы в ансамбле с Леной пели Ольга Кулешова, Аня Сафронова, Татьяна Бучак, Ольга Тишина, Ольга Данилина, Алексей Вуколов. Я тоже в этом ряду.
Состав ансамбля пополнился не только студентами: в 1991-1992 годах присоединились к ансамблю, а затем приняли эстафету от Марины Юрьевны Вячеслав и Одинцов и его мама Прасковья Антоновна, которую называли исключительно "наша бабушка", а также Клавдия Анатольевна Войлова ( 1943-2013), которая вела целый сонм лингвистических дисциплин.
Сейчас становится понятно, что именно Лена была связующим звеном для всех этих очень разных людей. Благодаря Лене бардовская песня и народная музыка так органично вошли в нашу жизнь, что без них не обходился ни один день рождения Лены, и не обходится ни одна наша нынешняя встреча.
Звучат ли записи Лены, поют ли старые друзья - словно "после дождичка небеса просторны..."
Свидетельство о публикации №221062501012