Мацуо Басё. Ои-но курэ

Мацуо Басё. Ои-но курэ. Про старость...   
 ;;;;;;;;;;;;;;;
     Мэдэтаки хито-но кадзу-ни мо ираму ои-но курэ

           Теперь я горд собою
           Как всеми уважаемый,
           В том возраст мой виною,
           Старость приближаемый.

     В 17-м веке, в эпоху Эдо средняя продолжительность жизни мужчин составляла 50 лет, поэтому тех, кому было за сорок,  уже считали пожилыми, а почитание старости «кэйро» - один из основополагающих принципов японского быта, разделяемый как буддизмом, так и синтоизмом.  В наше время «День почитания старости» в Японии празднуют как национальный праздник «кэйро-но хи» в третий понедельник сентября, а с 1966-го года до начала 21-го века  этот  праздник  называли «день пожилых» - «родзин-но хи» и отмечали 15-го сентября. Однако почитание тех, кому за 40, соблюдалось ещё во времена Басё.   
       Поэт написал этот хайку в 42 года, а именно с 42-х лет начинался «отсчёт старости» - «сёро». Для мужчин этот год считался годом «повышенной опасности» - «якудоси» и вступал в силу не в день рождения, а с 1-го января наступившего года. В этот день мужчина должен был первым делом сходить в храм и произнести молитву «якухараи», которая уберегла бы его от несчастий и происшествий в текущем году.
       У женщин «опасным» считается возраст 33 года. Другими возрастными датами, требующими осторожности, являются у мужчин 25,  (42) и 61 год, а у женщин – 19, 33, 37 и 61 год,  но 42 у мужчин и 33 у женщин называют не просто «якудоси», а «дайяку» - самыми опасными во всей их жизни. 
      К сожалению, у этого хайку нет конкретной даты – числа и месяца 1644-го года, тогда можно было бы судить о дне рождения поэта и его точном возрасте на момент смерти.  До сих пор исследователи так и не могут определиться – в каком возрасте – в 50 или в 51 год скончался великий поэт. И сложность этому вопросу добавляет ещё и система летоисчисления тех лет.
    Известно, что Басё родился в 1644-м году, то есть в двадцать первый год эпохи Канъэй, наступившей 27-го июля 1623-го-года, когда к власти пришёл третий по счёту сёгун из клана Токугава – Иэмицу.  Женщину-правительницу Мэйсё, сто девятую императрицу и одну из немногих представительниц женского пола на этом посту сменил в 1643-м году 110-й император Гомё, проживший всего 22 года (есть версия о его отравлении), но как раз в год рождения Басё эпоха Канъэй уступила место эпохе Сё:хо:, начавшейся 11-го декабря 1644-го года, а на кресло Гомё  взошёл 28-го ноября 1654-го года 111-й император Госай. Название эпохи Канъэй не сменилось, а  правительница Мэйсё покинула трон и прожила довольно долгую для тех времён  жизнь и скончалась в возрасте 73-х лет в девятом году эпохи Гэнроку, наступившей 30-го сентября 1687-го года.
      В те времена реальная власть осуществлялось правителями сёгуната клана Токугава, поэтому назначение императоров  и смена названий эпох имели чисто символический характер и не являлись определяющими факторами в жизни общества.
      Что касается дат из жизни Басё, то точно можно утверждать только одно – умер поэт  12-го октября седьмого года эпохи Гэнроку, то есть в 1694-м году. А сколько ему было тогда лет - 50  или  51, однозначно  судить невозможно, поскольку на 1644-й год приходилось две эпохи – Канъэй и Сё:хо:.  Если Басё родился до октября 1644-го года, то 12 октября, в 7-й год Гэнроку ему было бы 51, если позже, то 50.  Поэтому день рождения поэта в Японии отмечать не принято – нигде нет точной записи дня его появления на свет. Тем не менее, в большинстве случаев исследователи указывают, что Басё скончался в возрасте 51-го года. При этом за 51 год жизни поэта сменилось шесть эпох – Канъэй, Сёхо, Камбун, Эмпо, Тэнна, Дзёкё и Гэнроку, совпавших с периодами правления пяти императоров и в их числе одной императрицы.  Однако смена императора тогда не означала смену эпохи, поэтому летоисчисление велось исключительно по названию эпохи и очередного её года, причём год начала эпохи «ганнэн» совпадал с первым её годом, а сам год начинался не с Нового года, а с первого дня «ганнэн».
       Даже имея в руке калькулятор, трудно правильно пересчитать все указанные мною даты, поэтому можно говорить об их примерной или относительной точности, особенно если мы вспомним, что в истории Японии не в каждом году было 365 дней, и далеко не в каждом декабре 31-е число. А если мы откроем старинные книги и начнём пересчитывать на наше время так называемые месяцы «свиньи», дни «зайца», либо даты, такие как «третий день третьей Луны» и часы суток – «час петуха» и прочее, то считать придётся уже не на калькуляторе, а на компьютере.
       Первым императором Японии считается посланец небес император Дзимму Тэнно, и хотя он фигура мифологическая, с него берёт начало отсчёт системы императорской власти в Японии.
      Такая система летоисчисления длилась веками, но в 1872-м году, в пятый год эпохи Мэйдзи,  указом одноимённого императора, возглавившего правительство после Реставрации 1868-го года, в стране была введена  западная система  летоисчисления - «сэйрэки», совпадающая с мировой общепринятой, а «кюрэки» - старое летоисчисление теперь носит чисто символический характер, как и названия эпох, с 19-го века совпадающие с годами правления императоров страны.         
     Все прежние даты в истории Японии насколько это возможно пересчитываются заново, однако неизбежна путаница и в числах, и в днях недели, поэтому споры о точности привязки старых дат к современным  становятся практически беспочвенными. Раз в десять лет год, кончающийся цифрой четыре, отмечается как год наследия Басё, а 12-е октября – ежегодный день памяти великого хайдзина.


Рецензии