Вчерашний день бытового обслуживания в Черемушках
Конечно же, поменять работу! В целом жизнь устроена благополучно: квартира, гараж, машина – все, что составляло материальное благополучие человека того времени имелось в наличии, хорошая семья завершала этот образ.
Я уже делала заявку на желание работать в сфере обслуживания директору городского предприятия. И вот звонит телефон, женский голос приглашает меня на беседу по поводу работы.
Разговор был непродолжительным. Знакомство, предложение занять освободившееся место заведующей ателье в поселке гидростроителей. Мое первое образование соответствовало этой сфере деятельности, но долгое время не было возможности найти такую работу – пришло мое время!
Управление горбыткомбината находилось в городе за 36 километров от поселка, поэтому мне предстояла вполне самостоятельная работа вдали от руководства. Это и хорошо и плохо. Хорошо то, что в принятии решений надо было ориентироваться на свое понимание обстановки, знания. А плохо, что руководство не хотело лишний раз гонять транспорт, что порой тормозило работу и приходилось все решать на месте.
Хорошим направлением руководства строительства ГЭС было выполнение задач шефской помощи учреждениям и предприятиям, в том числе и бытового обслуживания строителей. Поэтому я могла при необходимости обратиться за помощью, и никогда отказа не было.
Но первый день выхода на работу привел в растерянность: у меня не было рабочего места! Знакомство с коллективом, знакомство с организацией работы и прочей хозяйственной мишурой, а что дальше? Нет ни стола, ни стула, ни тем более места, где все это разместить…
Первой моей задачей была организация своего рабочего места. В целом ателье ютилось – иначе не скажешь, в небольшом крыле комплекса в центре поселка, где размещались кинозал, кафе, несколько магазинов. Это было современное комфортное здание, которое после рабочего дня наполнялось покупателями и разным людом. Но наши объемы услуг росли и требовали расширения площадей.
Оборудование не отличалось новизной: столы давно требовали замены, как и остальное оборудование, полученное от районного комбината бытового обслуживания, которому первоначально принадлежала сфера услуг.
Переход к самостоятельному рождению горбыткомбината в городе было единственно новым, что произошло в жизни работающих людей на предприятии.
Однако это принесло и свои плюсы: улучшилось снабжение материалами, фурнитурой, теперь сами делали отбор и привозили их для себя в город и распределяли нашему ателье, работникам не надо было ездить по разным вопросам в районный центр почти за 100 километров.
Я организовала себе рабочее место, теперь вся моя работа сосредоточилась в небольшом удобном уголке. В работе сложились ежедневные обязательные дела, ежемесячные начисления зарплаты, подведение итогов работы, борьба за выполнение плана объемов услуг, и главный больной вопрос – качество этих услуг.
Режим работы предполагал начало работы с 8 утра основных рабочих в цехах, в 10 приходили закройщики и выполняли работу по раскрою заказов, а с 16 работали с клиентами. Вот здесь начиналось самое интересное. Небольшое помещение приемщицы заказов порой до отказа заполнялось клиентами: людьми, только что закончившими свой трудовой день на стройке, порой в рабочей одежде, уставшими и голодными. Между ними протискивались закройщицы в примерочную кабину с сантиметром на шее и булавками в мягкой небольшой подушечке, прикрепленной резиночкой к запястью руки, где нетерпеливо ждал примерки заказчик.
Очередь из уставших людей была недовольна теснотой, ожиданием. Случалось покидать свой уголок и выходить разбираться с конфликтами по разному поводу. Так сейчас вспоминается эпизод с одним заказчиком. Это был мужчина с ярко выраженным кавказским акцентом. Закройщица приняла заказ, но мужчину не устроили сроки исполнения, он активно требовал сшить брюки срочно. Обессиленная закройщица пришла на рабочее место чуть не в слезах, не в силах продолжать работу. За ней следом в помещение цеха вошел решительно мужчина невысокого роста и со всей мощью голоса сказал: Шэй штаны, а то зарэжу! Все были в растерянности, не зная как реагировать на такое заявление жаждущего новых брюк заказчика.
Особенно трудно приходилось работать женщинам в цехе верхней одежды, где большую площадь помещения занимал рабочий стол, вокруг которого сидели швеи порой спиной вплотную к стене. Работа сопровождалась влажно-тепловой обработкой изделий, испарения наполняли помещение духотой, вентиляции не было.
Но наступили светлые дни и в нашей жизни. Управление строительства ГЭС переезжало в новое просторное здание, а нам предстояло занять освободившееся двухэтажное здание, как оказалось, которое первоначально и было проектировано как Дом бытовых услуг, но временно занятое под управление.
Началась реконструкция здания для нас, под наши нужды и потребности. Ателье должно расположиться на втором этаже, а остальные виды услуг на первом. Строители активно делали свою работу
Мне приходилось почти каждый день бывать у строителей, ведь только мы сами могли знать, как должны быть расположены наши цеха, как сделать расчет и расстановку оборудования и рабочих мест, какие новые виды услуг потребуют помещений дополнительно.
Такая забота, свалившаяся на мои плечи, заставляла жить в напряжении, часто не было времени на отдых и дом - все заполнила работа. До сих пор я помню, где в этом здании на стенах была проложена проводка до розеток, выключателей под штукатурку. Был осуществлен монтаж отличной вентиляции, охватившей все помещения. Здание на глазах преображалось, наполнялось нашим содержанием. Мы жили в ожидании переезда, обретения комфортных условий работы, новых возможностей в развитии своего дела.
Настал тот торжественный день, когда состоялось подписание документов об окончании строительных работ и передачи полностью в наши руки Дома бытовых услуг. Я ходила по цехам, с волнением от происходящего, радость переполняла! Просторные светлые цеха с большими окнами, яркий свет заполнял помещения.
Цех пошива легкого платья располагался первым во внутреннем коридоре для персонала. Рядом - вход в раскройный цех, а против него выход в салон, где будет осуществляться работа с заказчиками. Следующая дверь по служебному коридору вела в цех пошива верхней одежды. Везде уже было смонтировано все необходимое для подключения оборудования.
Дальше по коридору разместился склад материалов и фурнитуры, кабинет руководителя и небольшой отдельный цех пошива брюк. Из салона был вход в склад – диспетчерскую готовой продукции, где на отдельных вешалах размещали вещи на первую примерку, на вторую и готовые. Все требовало хозяйской руки и внимания.
Сам салон, куда приходили заказчики, был отделан полностью строителями и привезена мебель кожаные пуфы и мягкие кресла.
Примерочные кабины и пуфы были обтянуты кожей темно зеленого цвета, в кабинах большие зеркала. От пола до потолка во всю стену, отделяющую салон от внутреннего коридора, располагалась витрина образцов тканей и всего, что надо было показать заказчикам. Особой роскошью, создающей праздничность, была колонна в центре салона полностью облицованная зеркалами, вокруг которой стояли пуфы.
Такая же зеркальная колонна с пуфами рядом была и на первом этаже. Вдоль стен расположились банкетки.
Остальную часть преображения здания делали своими руками. Были подобраны ткани для занавесей на примерочных кабинах и чехлов для кресел бежево цвета, а на окна выбран зеленый гипюр, и швеи изготовили шторы с красивой драпировкой. Но первый этаж оставлял ощущение незавершенности, и мы решили декорировать помещение природными материалами.
В выходной день собралась группа наших активистов и пошли в лог, где уже начинались работы на месте будущего спорткомплекса. Нас привлекли поваленные березы. Выбрав одну из них, удалив лишние ветки, обрезали нужный фрагмент ствола и привезли в здание. Конечно, женщины к этой работе привлекли мужей. Ствол березы установили в подставку, которую прикрыли, насыпав мраморную крошку, а на оставленные большие сучки развесили в горшочках цветы традисканции. На окне была, как и на втором этаже, штора из зеленого гипюра. И всегда эта наша идея с березой привлекала внимание и посетителей, и многочисленных проверяющих, и гостей.
Первый этаж предполагал предложить населению: парикмахерские мужской и женский зал, прокат бытовой техники, фотографию.
В старом здании оставили ремонт обуви, ремонт часов, ремонт бытовой техники, появились новые услуги, и все здание наполнилось другим содержанием.
Все цеха укомплектовали новым оборудованием, и пришло время, когда мы заняли свои рабочие места.
Предприятие обретало новый статус: повысилась его разрядность.
О великой стройке ГЭС говорил весь мир, заговорили и о сфере обслуживания гидростроителей. Потянулись чередой не только проверяющие из московских всевозможных ведомств, но и гости, приезжавшие знакомиться со стройкой, не проходили мимо нас. Был интерес посмотреть как в глухомани, где-то в тупике тайги, есть образцовый типовой современный Дом бытовых услуг, столь активно развивающийся, способный оказывать строителям такой перечень услуг в соответствии с требованиями качества.
И это доказывали мастера на показах моделей одежды, причесок, ни оставаясь незамеченными строгими членами жюри. Традиционно в Абакане проходили встречи бытовиков Красноярского края от севера до юга, где каждый представлял свою продукцию, услуги. Но сначала в большом зале рассказывали о своих успехах, делились планами. Саяногорск, Черемушки – это были звездочки на карте бытового обслуживания, на нас смотрели с любопытством и интересом. Я очень волновалась, потому что представить Саяногорск было поручено мне.
Это было мое первое выступление такого масштаба. От волнения мне казалось, что на мне слишком яркий и модный терракотовый костюм с ослепительно белым круглым воротничком, что волосы уже растрепались, руки не находили своего места.
Текст выступления был заготовлен, но выйдя на трибуну, он после первого предложения перестал читаться. Я подняла взгляд в зал, нашла своих сослуживцев и стала просто с ними разговаривать. Неведомая сила забрала себе мое волнение и я уже с пришедшей уверенностью и спокойствием знала, о чем и как надо говорить. По окончании встречи к моему директору подошел один из руководителей предприятий быта и с улыбкой обратился: Ты где таких девушек берешь? Этот вопрос был оценкой моего выступления, нашей городской работы в целом в бытовом обслуживании.
Я получила возможность учиться, чтобы повысить квалификацию. Обучение обязательно включало программу знакомства с бытовым обслуживанием некоторых крупных предприятий городов центра России. Вернувшись после учебы в чистые солнечные цеха, я по достоинству оценила то, что нам доступно, что есть в наших руках. И теперь не удивляло такое внимание посетителей для знакомства с нашей организацией работы.
Прошли годы, изменился мир и мы вместе с ним. Другой стала сфера услуг. То, что делали мы стало историей, которая, как оказалось, интересна людям. Я была приглашена на встречу со школьниками в дом культуры в числе гидростроителей, чтобы рассказать о том, как мы работали, как развивались, как обслуживали строителей ГЭС.
Свидетельство о публикации №221062501134