Математическое открытие
Вера Александровна - миниатюрная, строго и со вкусом одетая женщина с мягким грудным красивым голосом и экономной, выверенной логичной речью – рассказывать и доказывать умела!
Начинает она доказательство с “Дано”. Каллиграфически записывает на доске это слово, под ним - столбец исходных данных, а под столбцом - черту. Я смотрю на доску, слежу за смыслом и, обмакивая перо в чернила, старательно переписываю содержимое доски в тетрадь. Пока всё понятно, но … напряжение нарастает; впереди мозговой штурм!
“Доказать”,- готовится к штурму Вера Александровна и чётко формулирует некую, пока неизвестную мне, истину. Истину, в справедливости которой меня ещё нужно убедить!
Она к этому и приступает! Собравшись, хладнокровно и с достоинством, переходит в наступление; собственно к доказательству. Проводит меня, обращаясь к моему здравому смыслу, через несколько логических умозаключений и приводит к только что анонсированному, неизвестному мне результату. После всего, умиротворённо смотрит на нас и торжественно, замедляясь, произносит ритуальную фразу: “Что и требовалось доказать!”
И слышу я её немой вопрос: “Убедила?!”
“Убедила!”,- отвечаю беззвучно …, благодарно и восхищённо,- “Красиво! Надо же!”
Сделан очередной шажок в приобщении нас к Знанию, и Вера Александровна довольна. Она, ещё в теме, оттирает пальцы (каждый палец!) от мела и поочерёдно разглядывает то доску с доказательствами, то нас: “Все переписали? … Нет? … Ещё не все?”
Ходит между рядами, заглядывает в тетради и, наконец, подводит черту: “Есть ли вопросы?” Их, как правило, нет, и урок продолжается! Всё идёт по плану.
После уяснения логики выполненного на твоих глазах доказательства, становишься чуточку умнее и по-другому смотришь на мир!
Оказывается, в этом мире можно ещё и кое-что доказывать!? … Здорово!
В том же 5-ом классе мы узнали, как вычислять часть (процент) от числа и число по его части (проценту). После уяснения сути этих операций и решения примеров, переходим к рассчитанным на несколько логических шагов задачам.
У меня тема пошла. Разобрался, чувствую себя уверенно и решаю задачи с удовольствием; и в классе, и дома!
Собирается Вера Александровна, меж тем, привнести в решение задач элемент состязательности. “Сегодня,- говорит,- решаем задачи самостоятельно. Решивший поднимает руку.”
И … началось!
Слушаем задачу, записываем её и ждём последнюю фразу. Вот эту: “Определить: - Сколько … ?, - Чему равно … ?, - Через какое время … ?, - Какую часть … ?”
Лихорадочно соображаю. Надо иска..а..ать … число по его части! Найду … сколько приходится на одну часть, потом умножу …, разделю …, окончательно умножу … и вот он ответ!
Руку тяну изо всех сил и оглядываясь вижу что … первый?! Надо же!
Вера Александровна замечает руку и предлагает: “Вольфовский”. Вскакиваю из-за парты, выстреливаю: “39 минут!” и вопросительно на неё смотрю. “Правильно!,- улыбается Вера Александровна,- “5”. Идёт к журналу и ставит оценку: “Продолжаем решать!”
Решаем мы на уроке 3..4 задачи и у меня … неизменно получается быстрее. После 2-ой задачи Вера Александровна меня ещё спрашивает, а после 3-ей … не спрашивает; ждёт того, кто поднимет руку вторым.
Домашнее задание по алгебре делаю теперь за 10..15 минут, утром, придя в школу, на вопрос “решил?” отвечаю утвердительно, а просьбы ребят “дай списать” всегда удовлетворяю! Такие же настойчивые просьбы (шёпотом и полушёпотом) слышу и на контрольных. Вижу умоляющие глаза … Эх… Раскладываю тетрадь так, чтобы написанное в ней видел сосед сзади…
Заметил, что меня зауважали! Такие дела!
А в 6-ом классе объяснила Вера Александровна, что означает “возвести число в степень”. Объяснила ещё и почему возведение во 2-ую степень называют возведением в квадрат, а в 3-ью – возведением в куб. Хитрого, конечно, здесь ничего нет, и мы это действие усвоили, благополучно переварили и приняли на вооружение.
Потом пошли формулы сокращённого умножения для биномов: квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и куб разности. Были ещё и формулы разложения на множители: разности квадратов двух чисел, суммы и разности кубов двух чисел.
Формулы, прямо скажем, красивые …, так я их воспринял! И попытался … на эту тему пофантазировать; поиграться.
Поскольку играться с числами для меня было “хлебом не корми”, то и крутил я числа туда … сюда. И не только на уроках математики, но … и на других уроках. Увлекательно, знаете ли!
Беру, скажем “1” (первое число натурального ряда). Оно в любой степени “1”. Замечательно! Вот и записываю: “1” в кубе = “1” в квадрате.
А теперь беру “1” в кубе и добавляю “2” в кубе. Получаю “9”. Девять …, девять?! Но ведь “9” – это (1+2) в квадрате!? Ловко!
Беру: “1” в кубе + “2” в кубе + “3” в кубе. Получаю “36”. Но “36” – это же (1+2+3) в квадрате! Чувствуете?! Схватывал я быстро и понял, что в этом что-то есть! Что “что-то”? Да просто. Добавьте в левую часть написанного выше “4” в кубе и получите в сумме “100”. И одновременно добавьте “4” в правую часть: [(1+2+3+4) в квадрате] и получите те же “100”! Получается равенство! Левой и правой частей! Дальше я для проверки добавлял и в левую, и в правую часть и “5”, и “6”, и “7”, и … И неизменно убеждался в том, что левая часть равна правой. Равенство!
Была в этом какая-то завораживающая магия чисел и за ней… что-то грандиозное мне неизвестное и… величественное! Прикоснулся!
Посмотрите, как играет котёнок с игрушкой, которую тянет перед ним за ниточку взрослый. Вот я и был тем котёнком!
И тогда я для себя сформулировал, что: “Сумма кубов чисел натурального ряда равна квадрату суммы этих чисел”.
(Напомню, что натуральный ряд – это ряд целых чисел 1, 2, 3, …, N; где N любое)
Формула ясное дело мне понравилась. Красивая! Такая же, как, скажем, формулы сокращённого умножения.
Сформулировать-то я формулу сформулировал, но ведь её надо бы ещё и доказать; для любого N! Пока это не сделано, нельзя утверждать, что она справедлива. Мало ли, что мне померещилось! В справедливости формулы я, конечно, не сомневался, но вот доказать, что она справедлива … не смог!
Вере Александровне ничего о формуле не сказал, а надо бы! Позже, в старших классах, не помню кому о формуле рассказал, но … сделал это в спешке, на перемене между уроками, как бы, между прочим, без акцента и … тот разговор остался незамеченным.
В общем, окончил я школу, техникум, институт, и мою формулу в представленном выше виде (формулировке) нигде не встречал.
Прошло 55 лет, и я как-то подумал, что со мной уйдёт и моя формула. И останется она неизвестной, пока кто-нибудь не откроет её заново. Получается: знал и не рассказал? Правильно ли это? Такие вот мысли стали меня посещать. И вот в 2010-ом году зарегистрировался я на математическом форуме http://mathhelpplanet.com/viewtopic.php?f=48&t=2263 , сделал там сообщение и попросил помощи в доказательстве справедливости своей формулы.
Формулу доказали легко методом математической индукции. Но … никто из математиков(!) не сказал, что формула уже известна! Получилось, что её в представленном мною виде ещё не знали; она новая!
Тогда я набрался наглости и спросил, могу ли я назвать эту формулу своей фамилией?
“Можете,- говорят,- если докажете, что до вас это равенство никто другой не вывел.”
После такого интересного ответа продолжаю наглеть:
“1.Если кто-то другой вывел до меня это равенство, то мне на это укажут, и я с удовольствием ознакомлюсь с его работой.
2.Можно ли считать дату первой публикации равенства на Вашем форуме датой приоритета?”
Отвечают: “Ну, если вы дадите ссылку на этот форум, то вам нужно будет в названии равенства указать ещё и фамилии тех, кто помогал вам его доказывать”.
Ну, а дальше … математики нарыли и противопоставили мне журнал со статьёй В.С. Абрамовича “Числа Бернулли” (журнал Квант №6 за 1974-ый год). В той статье приведена формула для вычисления суммы любых степеней чисел натурального ряда. Значит, и для суммы кубов та формула подходит. А моя формула является её частным случаем!
Главное же состоит в том, что правая часть формулы из Кванта другая; отличается от моей формулы.
Потом я к формуле из Кванта пришёл. Вдруг увидел, что в правой части моей формулы – арифметическая прогрессия. На это я поначалу не обратил внимание! Воспользовался формулой для суммы членов арифметической прогрессии и получил формулу из Кванта!
Результат. Формула в журнале “Квант” общая, компактная, но … ненаглядная. Из неё не видно, что “сумма кубов … равна квадрату суммы … ” Этот мой результат в формуле из журнала Квант надо ещё разглядеть!
На форуме я написал об этом так: “Понимание того, что “сумма кубов чисел натурального ряда и квадрат их суммы” связаны и равны – плодотворно, и у него есть следствия, которых у формулы из журнала Квант нет.”
Ну и наконец, формула (см. над названием) красива и удивительна!
И тот факт, что числа натурального ряда ей подчиняются, имеет, по-моему, глубокий, пока ещё неразгаданный, смысл.
P.S.
28.06.2021-го мне удалось доказать справедливость следующего утверждения:
если
1. «сумма кубов чисел натурального ряда 1,2, ...,N равна квадрату суммы (1 + 2 + ... + N) этих чисел»,
то и
2. «сумма кубов чисел 1,2, ...,N,(N+1) равна квадрату суммы [1 + 2 + ... + N + (N +1)] таких чисел».
Доказательство.
Добавим (N+1) в кубе в левую часть равенства по п.1. Добавка нарушит равенство и для его восстановления добавим число D в его правую часть. После чего правая часть превратится в квадрат следующей суммы:
[(1 + 2 + ... + N) + D] (3)
Если сумму (3) возвести в квадрат, то получим: квадраты 1-го и 2-го (D квадрат) слагаемых и удвоенное произведение: 2D(1 + 2 + ... + N).
Отметим, что квадрат 1-го слагаемого равен «квадрату суммы чисел» по п.1, а
D квадрат + 2D(1 + 2 + ... + N) (4)
это добавка, уравновешивающая добавку (N+1) в кубе в левую часть равенства (по п.1).
Число «D» можно найти из выражения равенства добавок:
D квадрат + 2D(1 + 2 + ... + N) = (N+1) в кубе, (5)
если преобразовать его в квадратное (относительно D) уравнение:
D квадрат + 2D(1 + 2 + ... + N) - (N+1) в кубе = 0. (6)
Решив уравнение (6) получим:
D = (N +1) (7)
Что и требовалось доказать в п.2.
После этого доказательства можно с полным основанием говорить о формуле Вольфовского; см. над названием статьи. Её словесное изложение приведено в п.1.
Оригинал: https://perchvoj.livejournal.com/22783.html
Свидетельство о публикации №221062501159
Благодарю за этот Ваш текст, заставляющий и думать, и позволяющий видеть себя ещё не вполне разумным.
Предидущая наша полемика к рецензии автора Леввер (предидущей этого Вашего текста) стала велика. И ещё есть моменты к прояснению, поэтому для возможного продолжения беседы
Обозначу уже
Здесь Вам моё почтение.
30.06.2021г.
===========================================
Доп от 2июля2021 (по знакомству с дополнением - вашей добавкой доказательства) :
Уважаемый Борис !
Считаю, что тщательные читатели могут не принять место пункта (5) где вы говорите "число Д можно найти из выражения равенства добавок"
Ведь вы сами предположыли, что они равны, составили на этом основани уравнение. А здесь вы только решаете вами составленное. Как бы получается тавтология (повтор).
Сейчас не берусь за подобный анализ самой фрмулы, м.б. позже "соберусь с духом" взяться.
мне предполагается,
Что при разбирательстве прояснится что-то к пониманию второго закона Кеплера - масса планеты на орбите системы НЕ ИГРАЕТ роли. - и ведь тоже сразу непонятно - почему.
Георгий Сотула 02.07.2021 21:20 Заявить о нарушении
D» действительно можно (и нужно!) искать из выражения равенства добавок (5).
Вопрос мною был поставлен так: "Каким должно быть D, чтобы в выражении (5) левая часть (5) равнялась правой?"
И при такой постановке вопроса, всё становится на свои места, никакого противоречия нет.
Борис Вольфовский 10.07.2021 00:36 Заявить о нарушении
Сам вопрос "что есть доказательство", согласен, не такой уж простой.
Ещё раз благодарю за факт увиденной мною у Вас этой зависимости суммы объёмов от площади.
До увиденного я думал, что зависимость выраженная в теореме Пифагора о связи отрезков (сторон треугольника как линейной меры) с площадью - единственная. Искал связь далее с объёмом, не нашёл.
А тут у вас увидел аналогичную связь площади и объёма.
Кстати, и здесь на Прозе в полемике тоже где то давно писал другое доказательство теоремы Пифагора : прямоугольный треугольник и два треугольника произведённые от высоты бОльшего - это один и тот же треугольник - в подобии себе.
В таком доказательстве неявно выступает мера иная : площадь.
А к иным мерам мы не привыкли. А уж тем более к объёмам.
Хотя :
Выражение "натуральный ряд чисел", если уж быть придирчивым к словам- это должны быть именно объёмы.
Всё остальное : площади, линейные меры, количество - это уже меры "производные", договорные, как бы искуственные. Меры от нашего умственного усилия. Таких мер в "натуральном" нашем мире только объёмов - нет.
Но доказательства ищем именно в количестве. В арифметике - как в самом нижнем "производном" уровне мер. Что есть некий парадокс, но закономерный : арифметика строга и проста в аксиомах.
Борис ! Возможно продолжытся наше общение о теме. Интересны вопросы об этом. Успеха Вам.
Георгий Сотула 10.07.2021 10:27 Заявить о нарушении
Вот что я написал на математическом форуме (форуме, на котором доказали справедливость формулы методом математической индукции):
"Если приведенное равенство (имеется ввиду: сумма кубов чисел натурального ряда = квадрату их суммы) справедливо, то его можно интерпретировать геометрически. Для этого:
1.Строим квадрат с длиной стороны а=(1+2+…+n).
2.Сторону квадрата разбиваем на отрезки. Их длины: 1, 2, …, n.
3.Считаем, что каждый отрезок по п.2 – это ребро куба.
4.Строим для каждого ребра куба по п.3 – куб.
Получается, что площадь квадрата по п.1 численно равна сумме объёмов кубов по п.4.
Если одна из граней каждого куба принадлежит плоскости квадрата, то совокупность кубов представляет собой лестницу. Высота ступеньки лестницы (между соседними кубами) будет равна 1"
Эта запись сделана 1-го декабря 2010-го года.
Борис Вольфовский 10.07.2021 14:43 Заявить о нарушении