2. Только об Амалеке не забудь!

МАСКАРАД.

Когда умерла Мирьям исчез колодец, сопровождавший сыновей Израиля в пустыне, а когда умер Аарон растаяли Облака Славы, окружавшие и защищавшие их на стоянках и при переходах.

И как только Облака Славы исчезли, на израильтян тут же напали амалекитяне. Это все случилось в один день – 1 ава 2487 года от сотворения мира у горы Ор. И били амалекитяне сыновей Израиля, и бежали евреи, а многих захватил Амалек в плен.

Народ охватила паника. И уже в который раз пожелали евреи возвратиться в Египет. А нужно заметить, что это уже были другие евреи: те, кто, по сути, не видели и не помнили Египта и не представляли отчетливо той жизни в рабстве. Им Египет казался заманчивой, богатой и уютной страной, где безопасность народа охраняла хорошо вооруженная и обученная армия. Так зачем они здесь, в безводной пустыне? Почему они должны страдать и погибать неизвестно за что?

«И услышал кенаани, царь Арада, обитавший на юге, что идет Исраэль дорогою соглядатаев, и воевал он с Исраэлем, и взял из них в плен» (21:1).

Этим стихом открывается 21 глава книги Бемидбар (Числа). Ничего не понятно, решит мой вдумчивый читатель. А причем тут Амалек? Где об этом сказано?

Об этом говорит Устная Тора. Говорит мидраш, что Амалек решил отомстить евреям за свое поражение в Рефедиме. В тот раз молитва Моше помогла одолеть амалекитян. Силу молитвы можно нейтрализовать решили амалекитяне. Они задумали устроить маскарад. Переодевшись в одежду хананеев, они были твердо уверены, что Моше не сможет догадаться, кто же они есть на самом деле. Когда они нападут на евреев, Моше поднимет руки и станет молить своего Бога о гибели хананеев, но так как, на самом деле это амалекитяне, то гнев Бога Моше пройдет мимо них. Вот такая незамысловатая детская логика.

Но и евреи оказались не так просты. Странно, подумали они, одеты как хананеи, а внешним видом, словно Амалек.

 – Господи! Если Ты отдашь этих людей – какой бы национальности они ни были – в наши руки, мы не будем извлекать из своих трофеев никакой пользы и уничтожим их, – взмолились до смерти напуганные евреи.

И что вы думаете? Амалекитяне перехитрили сами себя. Ибо ответил Бог на покаянную молитву евреев.

– Вы воюете сейчас с амалекитянами, но не смотрите на них как на потомков Эйсава, с которыми вы не можете воевать (1), ибо у вас с ними один и тот же предок Ицхак, но рассматривайте их как хананеев и поэтому постарайтесь их полностью уничтожить, – сказал Бог (2).

И опять били евреи амалекитян. Они убили врагов своих и разрушили их владения, амалекитяне же не убили и не ранили ни единого еврея и захватили лишь одну рабыню, свою соотечественницу, ранее взятую в плен евреями.

Но часть евреев, поддавшись панике, отправились в сторону Египта, и пока суд да дело, довольно далеко успели уйти: на расстояние восьми стоянок. В погоню отправились левиты. И нагнали их в Мосере. Беглецы были из колен Биньямина, Шимона, Гада и Ашура. Сколько не просили левиты, они и не думали возвращаться. Произошло вооруженное столкновение. И много пало евреев из колен беглецов, и из левитов многие сложили голову.

Доказательство, что царь Арада, названный хананейцем, на самом деле из амалекитян непросто. Сказано, что обитал он (располагался) на юге, фактически по соседству с Эдомом. А на юге, согласно книге Чисел, жил как раз Амалек. «Амалек обитает на земле южной, а хити и йевуси, и эмори обитают на горе, и кнаани обитает у моря и на берегу Иордана» (13:29).

Другими словами никаких, хананеев на юге быть не могло. Это с одной стороны. С другой, мы уже видели, что как только Израиль выражал недовольство и апеллировал его к Богу, мгновенно появлялся Амалек, в качестве карающего бича для евреев.

Впервые это произошло в Рефидиме, вскоре после выхода из Египта. «Есть ли Бог среди нас или нет?» – возмущались евреи (Исход 17:7). И тут же явился Амалек.

Из комментария Раши (ответ Бога на возмущение евреев): «Я всегда среди вас и готов (удовлетворить) все ваши потребности, а вы еще говорите: "Есть ли Господь в нашей среде, или нет?" Вашей жизнью (клянусь): Придет пес (Амалек) и укусит вас, и вы воззовете ко Мне и узнаете, где Я! Притча: Человек посадил себе на плечи сына и отправился в путь. Заметил сын вещь (на земле) и говорит: "Отец, возьми это и дай мне". И (отец) дал ему. И так второй раз и третий. Шел навстречу им человек, спросил у него сын: "Не видел ли ты моего отца?" Сказал ему отец: "И ты не знаешь, где я?" Сбросил его с себя, и пришел пес и укусил его» [Мидраш Танхума].



Иллюстрация: Акварель Д.Тиссо Смерть Аарона. 1902.



(1) Израилю было запрещено воевать против потомков Эсава, как сказано: «Не воюйте с ними (с потомками Эсава), ибо Я не дам вам ни пяди земли их, ни на ступню ноги…» (Дварим,  2:5).

(2) Луис Гинцберг. Предания еврейского народа. Т. 3 –М.: Вече, 2011.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/25/1482


Рецензии