3. Только об Амалеке не забудь!

ШАУЛЬ



И что? Пару раз напал Амалек и уже смертный враг? Посмотрим.

Сказано в книге Шофтим (Судьи) 17:6. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым».

В какие дни? В эпоху судей, продолжавшуюся более трех с половиной сотен лет. Почему у окружавших народов царь был, а у евреев не было? Разве царь – это плохо? Разве не сказано в книге Дварим (Второзаконие) 17:14. «Когда придешь на землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней… То поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой»?

В 2881 году от сотворения мира к последнему судье Израиля Шмуэлю бен Элькана, за два года до его смерти, пришла делегация старейшин.

«Вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем. Теперь поставь над нами царя, чтобы судить нас, как у всех народов!» – потребовали они.

Йегошуа не оставил приемника. Почему? Трудно сказать. После его смерти каждое колено отправилось в своей надел, и единоначалия не стало. Формально остался совет старейшин во главе с первосвященником. Но фактически власть осуществлялась на местах по своему усмотрению.

Этот период, который получил название периода судей, продолжался 366 лет с 2516 по 2882 год.
 
Шмуэль был ошеломлен просьбой старейшин. Духовное падение Израиля достигло самого дна. Они больше не хотят считать своим царем Создателя, земного царя им подавай. Но Господь приказал Шмуэлю дать народу царя, но предупредить при этом, что не судью Шмуэля они отвергли, «но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

И Шмуэль объявил старейшинам волю Бога:

«Вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами:
• Сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они бегать пред колесницами его.
• И поставит (одних) у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а (другие) будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его.
• А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы.
• А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим.
• И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим.
• И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ.
• Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами.

И возопиете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Господь в тот день» (1Цар.8:11-18).

И кто после слов таких захочет царя? Евреи захотели.
 
Жил в то время один знатный человек по имени Киш из колена Биньямина. И у него, как и у всех, имелись дети. Один по имени Шауль, что может значить испрошенный, был «молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» (9:2). А было юноше всего 59 лет, на 9 лет больше, чем пророку Шмуэлю.

Когда Шмуэль впервые увидел Шауля, Бог дал ему знать, что вот он царь Израиля. Тут же «взял Шмуэль сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» (10:1).

Но теперь необходимо было представить царя народу и показать, что не он – пророк и судья Шмуэль – своею прихотью дает царя, а избирает его на царство сам Всевышний.

В уделе колена Биньямина был город Мицпа. Вот там и приказал Шмуэль собраться народу Израиля «пред Господом по коленам вашим и по семействам вашим». После несложной процедуры с использованием жребия выбор, в конце концов, пал на Шауля, накануне уже помазанного на царство. Сам способ жеребьевки тут не указан, но обыкновенно это были Урим и Тумим или Арон а-Кодеш (1). Раши (рабби Шломо Ицхаки) полагал, что в жеребьевке принимали участие не живые люди, а листки с их именами. Он пишет, что Шмуэль, по всей видимости, опускал руку в ящик и доставал оттуда первый попавшийся листок с названием колена, семьи и т.д. вплоть до имени определенного человека.

«И сказал Шмуэль всему народу: видите ли вы, кого избрал Господь? Ведь нет ему подобного во всем народе. И воскликнул весь народ, и сказали: да живет царь!» (10:24).

Шауль был царем всего два года. Он многое успел сделать: создал регулярную армию, выстроил вертикаль власти. И всё это время провел в непрерывных военных действиях, одержав немало славных побед, или приступах депрессии, меланхолии и уныния.

И тут мы опять встречаемся с Амалеком. Пришел Шмуэль к Шаулю и передал ему веление Господа:

«Теперь иди и порази Амалека» (15:3).

И не просто порази, а «и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». Фактический геноцид. Чтобы даже память об Амалеке была стерта.

Однако Шауль уже не в первый раз не послушал Шмуэля.

«Но Шауль и народ пощадили Агага и лучших овец, и крупный скот, и скот второго приплода, и тучных овнов, и все хорошее, и не захотели истребить их, а все малоценное и худое истребили» (15:9).

Такое решение сильно не понравилось Всевышнему, и дни Шауля оказались сочтены.

А почетного пленника Шмуэль убил, в конце концов, своими руками, разрубив его мечем надвое. Но Агаг не терял времени даром и успел оставить потомство.


Иллюстрация: Акварель Дж.Тиссо "Самуил встречает Саула"

(1) Урим вэ-тумим – множественное число от слов ор («свет») и том («совершенство») – это непроизносимое Имя Всевышнего, которое было вложено в нагрудник (хошен мишпат – нагрудник судный), надеваемый первосвященником в Храме.
Нагрудник – обязательная часть одеяния первосвященника. На его передней поверхности находились 12 драгоценных камней – 4 ряда по три. На каждом камне были нанесены по 6 букв и всего 72, включавшие все буквы алфавита. Он был двойной из двух листов, между которыми и вкладывался урим ветумим. Когда первосвященник задавал вопрос, буквы начинали по очереди светиться, давая таким образом ответ.

Арон а-Кодеш – Ковчег. Он был сделан из дерева шиттим (или акация или кедр). Его внешние размеры можно оценить лишь приблизительно, так как нет точных данных, каким именно локтем пользовались евреи при измерениях. Если это был египетский «царский» локоть равный примерно 52, 5 см, то арон был около 79 см в ширину и высоту, и около 131 см в длину. По Раши правнук Мириам Бецалель изготовил три ковчега: два из золота, а один – деревянный, таким образом, чтобы они как матрешка, но плотно и без зазоров входили один в другой. Самый внутренний – золотой, затем из дерева шиттим, а снаружи опять золотой. Сверху ларец закрывался золотым покрытием – каппорет.
Примечательная особенность покрытия это два керува, по одному с каждой стороны. Их нельзя было изготовить отдельно, а потом прикрепить каким-либо способом. Каппорет и крувим вычеканены  были из цельного куска золота с помощью различного веса молотков.
Керув – это неземное существо с крыльями, имеющее человеческий облик. Более всего напоминает ребенка, причем один мальчика, другой девочку.
Ковчег был местом Божественного присутствия – Шхины.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/25/1501


Рецензии