1829, Второе пришествие Щербатова
Клоунада и цирк, всё смешалось…
Узнать следы фальсификаций в кабардинской эпопее о восхождении на гору Эльборус в 1829 году, несложно.
Ведь практически об этом восхождении писали мало. Да и мы сами современные жители Кабардино-Блкарии и Карачаево-Черкессии не придавали бы этому событию глубокого значения, если не случись те события, когда на глазах у всех открыто и бесцеремонно путём создания фальсификации воруют историю карачаевцев и балкарцев, один народ, живущий у подножия большой двуглавой горы Минги тау – Эльбруса.
Карачаевцы и балкарцы на своём тюркском наречье языка имеют около сотни названий этой горы. И даже известное название, как русское – Шат гора, это название заимствованное, карачаево-балкарский термин – Чат тау, имеющее значение «Разделённое ложбиной гора». В годы Великой Отечественной войны карачаевцев в ноябре 1943, балкарцев в марте 1944 годов насильственно депортировали с их родной земли, где они известны с первых веков нашей эры под именем алан или асов. Мы и сегодня друг к другу обращаемся друг к другу «Алан», что означает «Горец» или «Соплеменник». Никто, насколько нам известно, так не обращаются друг к другу, как соплеменнику.
И вот, когда нас насильственно депортировали с родных краёв, а вернуться мы смогли на свою родину только после смерти Сталина в 1957 году, нам, как и другим депортированным народам: чеченцам, ингушам, калмыкам, крымскотатарскому, карачаево-балкарскому народам и некоторым другим, кого постигла такая участь, была запрещена наша история, культура. Нашу историю и нашу духовную культуру стали присваивать те народы, которые жили по соседству. Одним из таких явлений было и то, что ранее известный в истории в исторической литературе, как первовосходитель на гору Эльборус в 1829 году карачаевец Киляр (Хиляр) стал обретать черты «кабардинского героя».
Так об этом впервые в Кабарде было опубликована книга « В Послевоенной Кабарде», так называется книга очерков И. Трескова о Кабарде, изданная в 1951 году в Нальчике, «Кабардинское Государственное издательство». В очерке названном «Светильник жизни» рассказывается о том, что: «Долгое время эту честь (Первовосхождения на Ельбрус – Х.Т.) приписывал себе англичанин Дуглас Фрешфильд, который в 1868 году побывал на Эльбрусе вместе четырьмя проводниками…
Но недавно найденные архивные документы опровергли легенду. Оказывается, что ровно 39 годами раньше на вершине высочайшей горы Европы побывал кабардинец Килар, который и является первым из людей, чья нога ступила на считавшиеся священными и неприступными высоты Ошха-Махо.
Это произошло в 1829 году…»
И с этого времени в историю кабардинского народа стали вводить нового героя, находить «чудесные истории», а проще стали создавать лживую историю вплоть до создания красивой легенды о мужественном человеке из Кабарды, первым поднявшимся на высочайшую гору Европы. Позже, когда наши историки, и в их числе И.М. Мизиев стали защищать нашу историю путём издания документальных очерков, одна из них книга «Следы на Эльбрусе», изданная посмертно. Фальсификаторы тоже не дремали. Находили якобы новые документы и продолжали печатать все новые и новые материалы о «кабардинском Киларе».
Это наш 26 –й рассказ о наших исследованиях, о восхождении на Эльборус в 1829 году, об искажениях истории, о подлогах, которые мы выявляем в ходе изучения работ фальсификаторов Думанова-Хаширова…
В публикации «Щербатов, 1829, Бессе, Тифлисские ведомости.
Фальсификация кабардинских историков «История под заказ» от 23.06. 2021 г.: © Copyright: Хадис Тетуев, 2021 Свидетельство о публикации №221062300767, мы рассказали, что публикации некоего А. Щербатова в газете «ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ», №34, от 23 августа фальсификация.
В нашей публикации мы подчеркнули некоторые моменты, которые обоснованно считаем искажением исторических фактов и документов.
Вернёмся к нашим замечаниям:
«На наш взгляд, на что следует обратить внимание в публикации газете «ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ», № 34, от 23-го дня августа 1829 года это следующие моменты:
1.Корреспонденция «Экспедиция к Эльборусу (Отрывок из частного письма) датировано 2-го августа 1829 г., Горячеводск. А. Щ-вЪ;
2.«Экспедиция наша, под личным начальством Генерала от Кавалерии Эммануэля, выступила с Горячих минеральных вод к Эльборусу 26-го июня. С нами отправились прибывшие из С.-Перербургской Академии Наук Гспода: … Купфер, Менетрие, Ленц Мейер и Горный чиновник из Луганского завода Обер-Хютенъ-Фервалтеръ Вансович;
3.8-го июля, преодолев все трудности в пути, прибыли к подошве Эльборуса и расположились лагерем на речке Малке;
4.Все тяжести оставлены были в вагенбурге за 15 верст до Эльборуса, одно орудие довезено было на 8 верст от места, где поставлен был лагерь;
5.Отдыхая на каждых пяти или шести шагах, он шел бодро вперед. Приближившись к самой вершине он исчез между скалами. – Долго каждый из зрителей с нетерпеливым участием ждал его появления; как вдруг около 11 часов увидели мы сего смельчака на самой вершине Эльборуса. – Ружейная стрельба, гром музыки и хор песельников торжественно огласили воздух при радостных восклицаниях всего стана от столь необыкновенного событии;
6.До самого вечера мы были в недоумении кто был сей первый из смертных взошедший на вершину высочайшей из гор Кавказского хребта щитавшуюся до ныне неприступною;
7.Решивший один взобраться на самую высокую точку Эльборуса, и тем доказавший возможность сие исполнить, был один из вольных Кабардинцев, бывший прежде пастухом;
8.Перед сим водопадом, саженях в пяти лежит через реку естественный каменный мост, заросший травою, и тут находится конная дорога к Карачаевъ и за горы живущим там народам…»
Есть такое выражение в народе: «больной держит рукой то место, где болит», аналогично той, «На воре шапке горит».
Наши фальсификаторы сами того не подозревая выделяли то, что они вновь «привнесли» и сами же указывали на что и на кого обратить внимание, скорее всего «Андроны ехали».
Вот один из таких примеров: «Поручик Шербачёв точно указывает фамилию, имя и национальность первовосходителя, остальные источники пишут – кабардинец Килар. Жан –Шарль де Беш подробно сообщает, откуда родом Килар. Только у Ленца и Купфера, Килар назван черкесом…», с.14. А.Хаширов «Первовосходитель…».
Порутчик Щербачёв это тот же Щербатов. А. Хаширов представляет его топографом Генерального штаба. Х. Думанов и Бессе (Беш) – врачом.
На наш взгляд А. Щербатов из «Тифлисских ведомостей», №34, близнец-брат А. Хаширова из предыдущей работы нашего осведомителя «Первовосхождения на Эльбрус…».
Сочиняли кабардинские историки, кто во, что гораздее.
Хаширов, Гориславский, Зюзин: «Первовосхождения на Эльбрус…», с.14.
«В полдень следующего дня (11 июля - Х.Т.) командир Линии пригласил всех участников восхождения на застолье.
Под троекратный залп из орудий выпили за здоровье императора, соблаговолившего позволить учёным организовать эту экспедицию...»
А. Щербатов, «ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ», №34: «Приближившись къ самой вершин; онъ исчезъ между скалами. — Долго каждый изъ зрителей съ нетерп;ливымъ участiемъ ждалъ его появленiя какъ вдругъ около 11 часовъ увид;ли мы сего см;льчака на самой вершин; Эльборуса. —
Ружейная стр;льба, громъ музыки и хоръ п;сельниковъ
торжественно огласили воздухъ при радостныхъ восклицанiяхъ всего стана о столь необыкновенномъ событiи…»
Что объединяет эти два рассказа: Кульминация.
Как завершается победа вымышленного героя кабардинца Килара. Аскер Хаширов хочет всем показать, что его мнимый предок был встречен, не как холоп, а как герой, а может ещё выше.
В его честь звучала музыка, пел хор, залпы орудий, не хватала только херувима…
И в то же время мы знаем, что это ложь из сведений самих участников этого восхождения.
И так выясняется, что Аскер Хаширов, как «сивый мерин» пишет неправду на каждом шагу своего сочинения.
О пушках, о музыке и хоре
А. Купфер: «Он приближается к утесистой груде скал, образующих самою вершину, и затем исчезает в тумане, который снова закутывает долину и закрывает вид Эльбруса. Это было в 11 часов утра. Эммануэль не мог больше сомневаться, что один из нас достиг вершины. Он мог бы прекрасно видеть по цвету его платья, что это был черкес, но на таком расстоянии нельзя было различить подробностей.
Генерал приказал ударить в барабан и произвести несколько ружейных выстрелов, чтобы оповестить весь лагерь об этом замечательном событии. Затем он терпеливо стал ожидать нашего возвращения…
Он вернулся в лагерь значительно ранее нас, чтобы получить от Эммануэля награду за свою отвагу, но тот ждал возвращения всех нас, чтобы сделать церемонию более торжественной. Разложив на столе награду, которую он назначил первому, достигшему вершины, он вручил ее на глазах лагеря, прибавив к ней кусок сукна на кафтан. Подняли также бокалы за здоровье. Решили увековечить память этого дня надписью, вырезанной на одной из скал, которые окружали наш лагерь.», сс.36-39.
«V o y a g e dans les environs du mont elbrouz Dans caucase, entrepris par ordre
De majeste l'empereur; 1829-r fait l'acad;mie imp;riale des sciences
St.-petersbourg, M. Kupffer, Meme recetta Academen.
Publi; avec approbation de l'Acad;mie. Juillet 1830…»
Рапорт: совершено в Академии наук путешествие в окрестности горы Эльбрус, на Кавказ, предпринятое по приказу его величества императора;
М. Купффер., сс.36-39.
Э. Ленц: «В лагере генерал в тот же момент, когда черкес добрался до вершины, приказал всей инфантерии дать несколько генеральских залпов, и в тот же вечер г-н Киллер, впрочем, еще тот мошенник, - получил 100 рублей серебром. На следующий день генерал дал праздничный обед, и под крики «Ура!» и залпы оружий мы выпили за благополучное восхождение на Эльбрус несколько бокалов шампанского…», с.13, «Восхождение на Эльбрус в 1829 году: Письма», Библиотека Тартуского университета: Est.A-11792.
А ещё, А. Щербатов умудрился: «Вс; тяжести оставлены были въ вагенбург; за 15 верстъ до Эльборуса, а одно орудiе довезено было на 8 верстъ от м;ста, гд; поставленъ былъ лагерь…».
Справка
Основной лагерь генерала Емануеля 5,6,7, 8 июля 1829 года находился на Харбасе.
8 июля отряд экспедиции выдвинулся ближе к подножью Эльборуса на 15 вёрст и остановился лагерем с левой стороны реки Кызыл къол (с карачаево-балкарского языка – Красная река). 9 июля две группы отсюда ушли до ледников, чтобы 10 июля утром рано пойти на восхождение.
После восхождения, которое случилось 10 июля 1829 года, по задумке А. Хаширова в лагере раздались «троекратные залпы орудий…»
Как было на самом деле. А. Купфер: «11 июля
Следующий день был посвящен отдыху, в котором мы так нуждались; наши глаза были воспалены, губы потрескались, уши и фигуры покрылись толстой
кожей, которая рассыпалась на куски;
многие из нас восстановились совсем только после наших минеральных вод.
Я тщетно пытался проверить, с помощью небольшой триангуляции, высота
Эльбрус, который мы нашли по барометрическому измерению;
страдания, которые я испытал, не позволили мне действовать быстро, и, прежде чем я закончил операцию, вершина покрылась густыми облаками, от которых он больше не избавлялся. В обеденное время мы снова собрались в палатке генерала, который окружил себя всеми черкесскими князьями и казачьими офицерами, которые сделали часть нашего эскорта.
Несколько бутылок шампанского, которые наши мусульмане, чтобы не нарушать закон пророка, выпили под именем шербета, вскоре оживили наши умы; был поднят тост Его Величества Императора, который сопровождался залпом из мушкетов. Таким образом, защита правителя, сочетающего
терпимость и кротость среди его благородных добродетелей, и желание,
столь естественное для людей всех условий всех культов,
расширить свои знания и питать свое воображение, объединились
тогда под одним шатром самые разнородные народы…
Здесь кончается первая самая важная половина нашего путешествия;
теперь больше ни опасностей, ни утомлений; мы сами из прекрасной Кубанской долины.
Продолжая тот же путь, по которому мы пришли, мы там, где мы оставили наши пушки и большая часть нашего багажа…
25 июля (13 июля) мы снова долины Харбис (Харбас-Х.Т.), со всеми нашими военными силами и багажом, чтобы вновь отправиться в путь к Бермамуту, напротив которого мы расположились лагерем на обширном лугу. После посещения Гезил-коль (Красная река), где мы обнаружили кислый и железный минеральный источник…сс.36-39.
Э. Ленц: «12-го числа мы добрались до наших пушек и верблюдов и достигли нашего повозочного лагеря у Харбиса (Харбас-Х.Т.), и оттуда я отправил Перро письмо и тебе записочку об Эльбрусе…», с.13.
А. Щербатов: «До самого вечера мы были в недоумении кто был сей первый из смертных взошедший на вершину высочайшей из гор Кавказского хребта щитавшуюся до ныне неприступною…»
А. Купфер: «Он вернулся в лагерь значительно ранее нас, чтобы получить от Эммануэля награду за свою отвагу, но тот ждал возвращения всех нас, чтобы сделать церемонию более торжественной. Разложив на столе награду, которую он назначил первому, достигшему вершины, он вручил ее на глазах лагеря, прибавив к ней кусок сукна на кафтан. Подняли также бокалы за здоровье. Решили увековечить память этого дня надписью, вырезанной на одной из скал, которые окружали наш лагерь.», сс.36-39.
Итак, вот вам яркий пример, как врёт корреспондент А. Щербатов и «ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ», с теми, кто продал страницу, чтобы разместить «корреспонденцию» 1829 годом!!!
И второй - Аскер Хаширов, мнимый потомок, мнимого пастуха, мнимого служаки «Кавказского горского дивизиона…»
Мудрые говорили: «Ближе всего к великому стоит совесть…» В. Гюго,
Продолжение следует. Исследование лжи продолжается.
Хадис Тетуев, 25.06.2021г.
Свидетельство о публикации №221062501498